Этот фильм, появившийся на стыке эпох, оказался настолько ярким, свежим, своевременным и непревзойденным по своему влиянию на зрителя, что заставил задуматься над его глубоким философским смыслом миллионы людей, осознать свое истинное предназначение в этом мире. И хотя он был изначально задуман, как трилогия, повторить эффект воздействия на зрителя в других частях фильма создателям не удалось. Именно «Матрица» стала самым культовым и феноменальным фильмом, который не сможет забыть ни один из посмотревших его зрителей.
Как братьям Вачовски пришла идея создания фильма
Братья Вачовски до смены пола, в период работы над Матрицей. Фото: mensnow.ru
Легендарную «Матрицу» подарили человечеству братья Ларри и Энди Вачовски, родившиеся в Чикаго в середине 60-х годов, и как многие мальчишки того времени, увлекавшиеся научной фантастикой. Они много читали, в юности пробовали свои силы в написании фантастических рассказов, позднее начали писать сценарии, один из которых принес им мировую славу и изменил всю их жизнь. Правда, позднее братья изменили пол и стали сестрами Вачовски, взяв себе имена Лана и Лили, но это уже совсем другая история, произошедшая много лет спустя.
Научно-фантастический боевик, написанный и снятый братьями Вачовски - это история компьютерного хакера, обнаружившего, что мир является смоделированной реальностью, и его превращения в Нео, спасителя человечества.
Источником вдохновения для «Матрицы» у братьев Вачовски стала книга французского философа Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция», в которой исследуются концепции симуляции и гиперреальности. Именно оттуда взята знаменитая фраза Морфеуса: «Добро пожаловать в реальный мир». Перед началом съемок братья Вачовски попросили всех актеров прочитать эту книгу, чтобы лучше понимать, над чем они работают и быть «на одной волне».
На братьев также оказала сильное влияние книга «Нейромант», написанная Уильямом Гибсоном, главный герой которой - компьютерный хакер-одиночка, научившийся проникать в цифровой мир и изменять реальность. Именно оттуда братья позаимствовали название «Матрица» - так в книге называется цифровой мир.
Идея фильма «Матрица» созвучна также с идеями древнегреческого философа Платона в его «Аллегории Пещеры». Там Платон приводит в пример людей, заточенных в пещере. Позади них пылает огонь, и они видят только тени предметов на стенах пещеры и воспринимают их как реальность, потому что сами предметы скрыты их глаз и они никогда их не видели. Эти люди являются пленниками ложного восприятия реальности.
Кадр из фильма Матрица. Фото: soyuz.ru
В своем сценарии Вачовски задают тот же вопрос, что и Платон - Откуда мы знаем, как выглядит реальность? В сюжете, когда Нео отключают от матрицы, он спрашивает Морфеуса, почему у него болят глаза, и Морфеус отвечает: «Потому что ты никогда раньше ими не пользовался».
Как снимали «Матрицу»
Съемки спецэффектов в Матрице. Фото: mirf.ru
Закончив работу над сценарием, братья Вачовски начали предлагать его разным студиям, но никто не торопился брать его в работу. Братья еще не были настолько известны, чтобы их работа ценилась только из-за имени автора, а замысла сценария многие не понимали.
В то время только появились первые компьютеры, человечество робко и неуверенно приоткрывало дверь в цифровой мир, фильмы смотрели преимущественно на видеокассетах, и многим трудно было представить идеи, заложенные в этом фильме.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: На съемочной площадке: Как создаются самые невероятные эффекты в кино
Чтобы показать, как это будет выглядеть на экране, Вачовски наняли трех иллюстраторов комиксов, которые, создав 600 отдельных рисунков, сделали раскадровку для «Матрицы». Это возымело определенный эффект, и фильм согласилась снимать студия Warner, а продюсировать его взялся известный американский кинопродюсер Джоэл Силвер. Хотя после заявления братьев, что они сами хотят снять этот фильм, многие засомневались в успехе.
На бюджет фильма выделили 10 миллионов долларов, хотя братья Вачовски изначально просили 120. Но на студии не хотели рисковать. У братьев было только два варианта - снять дешевое рядовое кино, или начать на свой страх и риск с «крутых» эпизодов, и убедить всех в целесообразности своей затеи в процессе работы. Они рискнули, и после первых же отснятых сюжетов, руководство студии впечатлилось показанными эпизодами, увидело потенциал картины, и выделило еще 50 миллионов долларов.
Кадр из фильма Матрица. Воскрешение. Фото: kp.ru
Чтобы сделать картину более бюджетной, съемки решили проводить в Австралии. Поэтому кадры городского пейзажа, которые мы увидели в фильме, сделаны в Сиднее, хотя названия улиц - из Чикаго, где выросли братья Вачовски.
Как подбирались актеры на роли в фильме «Матрица»
Исполнителей главных ролей братья Вачовски подбирали по согласованию с руководством студии Warner - таким были предварительные условия. И это оказалось не таким уж простым делом.
Прежде чем Киану Ривз был утвержден на роль Томаса Андерсона, эту роль предлагали таким известным актерам, как Том Круз, Леонардо Ди Каприо, Марк Уолберг, Николас Кейдж и Брэд Питт, но все они по разным причинам отказались. Многие просто не понимали идеи этого фильма, и не верили, что он может оказаться успешным. Когда сценарий фильма показали Лу Даймонду Филлипсу, он, прочитав его, сказал, что это гарантированный провал.
Создатели фильма были в отчаянии от такого количества отказов, но все же продолжали искать подходящие кандидатуры. Все облегченно вздохнули, когда согласие на роль Томаса Андерсона дал Киан Ривз, который уже в то время был «звездным» актером. Но накануне съемок Ривз перенес серьезную операцию на позвоночнике и не мог выполнять даже простейшие трюки в боевых сценах.
За главную роль в «Матрице» Киану Ривз заработал 10 миллионов долларов, еще 25 миллионов он получил с конечной доли своей прибыли. Работой в этом фильме он мог до последних дней обеспечить себе безбедную жизнь, но 70% этой суммы он отдал на исследования по лейкемии, поскольку его сестра в то время умирала от этого недуга. Также Киану Ривз проявил щедрость по отношению к своим партнерам по съемкам, раздав каждому участнику команды по спецэффектам по 1 миллиону долларов, поскольку посчитал, что их роль в успехе фильма недооценена.
На роль Тринити также было рассмотрено несколько кандидатур, и также большинство известных актрис отказались. Выбор пал на Кэрри-Энн Мосс, которая как актриса была практически неизвестна, но она была очень спортивной девушкой, и сама могла выполнять все трюки в сценах боевых искусств.
На роль Морфеуса также рассматривались разные кандидатуры. Рассел Кроу сказал, что не смог до конца дочитать сценарий - настолько скучным он ему показался, а Шон Коннери вообще не понял, о чем там речь.
Согласие получили от Лоренса Фишберна, который оказался удачным выбором. Тем более, братья Вачовски попросили его больше импровизировать, чтобы построить свою игру на этом персонаже. И у него это замечательно получилось.
Актер Киану Ривз, снимавшийся в главной роли в Матрице. Фото: marieclaire.ru
На роль агента Смита предлагали Жана Рено, известного по главной роли в фильме «Леон», но у него на это время уже были запланированы съемки в другом фильме. Тогда эту роль предложили Хьюго Уивингу, посчитав, что он идеально для нее подходит. Но в первый же день съемок Уивинг, выполняя трюк, повредил ногу, что почти остановило работу над фильмом. Однако актер быстро восстановился и съемки были продолжены.
Как создавались сложные спецэффекты и боевые кадры, когда компьютерная графика только начинала развиваться
Выйдя на экраны в 1999 году, «Матрица» произвела настоящую сенсацию, поскольку отличалась сложными спецэффектами и сценами боевых искусств, каких в американском кино до этого времени еще не видели. Ответственным за спецэффекты и постановки боев был назначен хореограф из Гонконга Йен Ву Пинг.
Прочитав сценарий, он сначала хотел отказаться от работы в фильме, потом запросил огромную сумму денег, но в конечном итоге братьям Вачовски удалось его уговорить, согласившись с условиями, что они не будут особо вмешиваться в процесс.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 11 "умных" фантастических фильмов, в которые готовы поверить даже ученые
В то время еще не было специальных компьютерных программ, способных воспроизводить на экране сложные визуальные эффекты, но кое-чему дизайнеры уже научились. Например, менять фон или «стирать» ненужные элементы в кадре.
Йен Ву Пинг использовал все самые современные технологии. Он несколько месяцев занимался с актерами, обучая их владеть своим телом и выполнять трюки с использованием специальных тросов, которые крепились им к поясу. С помощью таких тросов актеры могли прыгать на большую высоту, бегать по стенам и одновременно стрелять или вести борьбу друг с другом. Потом эти тросы просто «стирались» на компьютере, и эпизоды выглядели вполне реалистично.
Результат превзошел все ожидания, а сцены боевых искусств сыграли огромную роль в успехе «Матрицы» и стали неотъемлемой частью ее уникальной индивидуальности.
Одним из наиболее узнаваемых изображений из «Матрицы» является зеленый код, идущий вертикально вниз по экрану. Он был разработан художником Саймоном Уайтли. За основу этой идеи взяты капли дождя, стекающего по оконному стеклу, и японские иероглифы катаканы, скопированные Уайтли из кулинарной книги.
Кадр из фильма Матрица. Фото: dzen.ru
Помимо этого, для усиления эффекта и обозначения мест событий, были использованы цветовые оттенки. Все сцены, снятые в матрице имеют зеленый цвет, сцены в реальном мире - синий, а сцены в симуляции, которая не является ни реальным миром, ни матрицей, имеют желтый оттенок.
Почему Вачовски не удалось второй раз войти в ту же реку
В начале работы над этим непонятным, амбициозным и дорогим проектом, задуманным начинающими и никому неизвестными сценаристами, многих не покидала мысль, что у фильма есть все шансы провалиться. Но чем дальше продвигалась работа над фильмом, чем больше людей втягивалось в этот процесс, тем больше у съемочной группы росла уверенность, что все получится.
«Матрица» вышла на экраны весной 1999 года и мгновенно произвела невероятный фурор во всем мире. Фильм обсуждали не только любители кино и научной фантастики, но и ученые, философы, люди самых разных профессий. Некоторые исследователи писали, что этот фильм изменил не только кинематограф, став классикой научной фантастики, но и весь мир. Ведь в нем заложен богатый пласт с многочисленными отсылками к религии, древним мифам, различным философским течениям.
Успех этой картины превзошел все ожидания, при бюджете 63 миллиона долларов, она собрала в прокате 466,6 миллиона и получила множество наград и премий.
Фильм был изначально задуман, как трилогия, поэтому спустя четыре года вышла вторая часть картины - «Перезагрузка», а спустя еще полгода - третья часть, под названием «Революция». Но и на этом сценаристы не остановились. В 2019 году вышла четвертая часть фильма «Воскрешение».
Конечно, продолжение фильма всякий раз становилось обсуждаемым событием в мире кино и принесло коммерческий успех его создателям, но вместе с тем многие отмечали, что братьям Вачовски не удалось второй раз войти в ту же реку. И дело вовсе не в том, что фильмы были сняты хуже, уступали в игре актеров, спецэффектах или технике исполнения трюков. Все это было на высоте.
Кадр из фильма Матрица. Фото: dzen.ru
Но в последующих частях фильма мы не видим тех грандиозных перемен, которые стали интригой первой части и должны были произойти с приходом Избранного, не ощущаем остроты борьбы, чувства напряжения и опасности, которой постоянно подвергались герои в первой части.
А главное - из фильмов пропала философская составляющая, они превратились в обычные боевики. Интересные, захватывающие, с красивыми спецэффектами, но уже совершенно отличные от той «Матрицы», которую мы увидели в 1999 году и которая по сей день считается одним из лучших научно-фантастических фильмов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: