История жизни знаменитой французской балерины Клео де Мерод, прославившейся вначале 20 века, и по сей день будоражит умы современников и заставляет вот уже более века восхищаться ее дивной красотой, божественным талантом и харизмой. Клеопатра всю свою жизнь была музой для европейских художников, скульпторов и фотографов, вдохновляющей своей первозданной красотой и необычайной грациозностью. Ею восхищались мужчины, завидовали и подражали женщины. У самой же танцовщицы была лишь только одна страсть — балет.
Клео де Мерод.
Клео де Мерод была моделью для Эдгара Дега и итальянского портретиста Джованни Болдини, позировала она и французскому скульптору Александру Фальгьеру, ее рисовал создатель знаменитых рекламных плакатов «Мулен Ружа» Анри де Тулуз-Лотрек, фотографировали Леопольд Ройтлингер, Феликс Надар, была она и объектом острой сатиры парижских карикатуристов.
«Портрет Клео де Мерод», пастель. Автор: Дж. Болдини.
Маленькая Клео родилась в 1875 году в знатной, но обедневшей бельгийской дворянской семье ван Меродов. Ее отцом был Карл Фрейхерр фон Мерод (1853-1909) широко известный в то время живописец-пейзажист. Принадлежность к аристократическому роду не помешала её отцу в свое время стать профессиональным художником, а дочери - танцовщицей.
В семь лет мама отвела одаренную необыкновенным талантом девочку в балетную школу при парижской Опере. Хотя, спустя время, злые языки не упускали случая намекнуть, что своей блестящей карьере юная Клеопатра обязана вовсе не своим хореографическим талантам, а лишь восхитительной красоте.
Клео де Мерод в юные годы.
С первых занятий в школе балета юное создание обратило на себя внимание преподавателей не только своим необычайным изяществом, пластикой, легкой грацией и хрупкостью, но и "трогательной прелестью сказочного эльфа, которая в сочетании с классическими, античными чертами лица и линиями тела давала ощущение полного совершенства".
Рекламные плакаты «Мулен Ружа» Анри де Тулуз-Лотрека.
Первая красавица
Клео де Мерод.
Утонченность во внешности Клео де Мерод мало соответствовала канонам эпохи модерна: Клео была небольшого росточка и совсем не походила на вызывающе роскошных красавиц тех времен. Однако нестандартная красота Клео, её баснословно тонкая талия, роскошные вьющиеся волосы и огромные глаза потрясли всех, кто ее видел. Поэтому в 1896 году читатели парижского журнала выбрали «Королевой красоты» именно ее. Претендентками были 130 прелестных девушек. Именно тогда первой красавицей парижской сцены была признана Клеопатра, которая обошла саму Сару Бернар.
Ожившая богиня. Статуя Клео де Мерод в Салоне 1896 года. Картина Карлоса Васкеса.
Заложница красоты
Портрет Клео де Мерод. Автор: Мануэль Бенедито.
Столетие спустя сложно сказать, что же наиболее всего сделало Клеопатру Диану де Мерод — самой прекрасной женщиной Франции начала 20 века. Ее ангельский лик, с ума сводящая мужчин красота, ее грация, женственность и очарование на сценических подмостках, безупречное чувство вкуса, элегантность, или же кривотолки и сплетни, всю жизнь преследующие талантливую балерину.
Сплетни и клевета - спутники жизни балерины
Клео де Мерод.
Грязные сплетни и беспочвенная клевета всю жизнь преследовали эту прекрасную женщину. Ей неоднократно приходилось защищать свое доброе имя и репутацию даже в суде, которая сильно пострадала из-за домогательств короля Бельгии Леопольда ІІ.
Леопольд II,король Бельгии.
Красота балерины свела с ума 61-летнего Леопольда, когда он впервые увидел ее на сцене в Бордо. Девушка была моложе его на 38 лет, что совершенно не помешало ему потерять голову. Многие современники уверяли, что у монарха с балериной бурный роман, хотя Клеопатра всю жизнь отвергала этот факт. Их личное знакомство началось с гигантского букета роз, который Леопольд преподнес балерине. И, как она утверждала, на этом все и закончилось. Но как ни пыталась девушка защитить свое честное имя, репутация фаворитки короля прочно за ней закрепилась. Веселые парижане и бельгийцы прозвали монарха-поклонника «Клеопольдом», а пресса буквально наводнилась карикатурами, которые были одна острее другой.
Карикатура на короля Бельгии Леопольда.
«Я была совершенна ошеломлена теми размерами, что приобрела эта история. Легенда о моей связи с Леопольдом разнеслась по всей Франции, Европе и всему миру. Шаржи, колонки сплетен в прессе, сценки показывали короля и меня за одним столиком в ресторане, в круизе… Я не знала, что делать с этой немыслимой оглаской, и была совершенно потрясена» — писала в воспоминаниях Клео де Мерод.
Карикатура на Леопольда и Клеопатру.
А истинная причина такого резонансного отношения к танцовщице крылась в том, что с 18 века и вплоть до Первой Мировой войны во французском государстве существовало твердое убеждение против девиц, выступающих на сценических подмостках и открыто демонстрирующих свои прелести на сцене. Все они без разбору считались куртизанками.
«Танцовщица», 1896 год. Автор: А.Фальгьер.
К тому же масло в огонь подлила скандальная скульптура «Танцовщица» Александра Фальгьера, представленная в Салоне в 1896 году, для которой позировала Клео. Скульптура балерины была обнажена. И как Клео ни пыталась убедить всех, что в этом изваянии только ее лицо, публика, больше не желая верить в непорочность балерины, припомнила ей роман с бельгийским королем и другие нелицеприятные истории.
Клео де Мерод в сценическом образе.
Скандальная слава следовала за Клео буквально по пятам. И она, желая хоть на время скрыться от назойливых почитателей, завистников и очернителей, оставляет Париж и уезжает на длительные гастроли по городам Европы и Америки. Приезжала она и в Санкт-Петербург, причем в русском балете именно эта французская балерина была первой танцовщицей, кто танцевал на сцене с партнером-мужчиной.
Первая фотомодель
Клеопатра.
С развитием искусства фотографии образ Клео приобрел необычайную популярность во всем мире. Самые известные фотографы Парижа буквально экспериментировали с прелестным образом Клео. Ее прекрасный лик стал появляться на почтовых открытках, пользующихся большим спросом, на страницах известных журналов. Клео же весьма охотно позировала перед фотокамерами, что принесло ей славу первой профессиональной фотомодели.
Клео де Мерод.
К слову сказать, открытки, изображающие Клеопатру де Мерод в 1900-е годы, были настолько растиражированы, что их можно было встретить в большом разнообразии в каждом европейском государстве. Да, что там в европейском... Она в свое время считалась "открыточной мадонной", ее фото продавались повсюду - от России и до Америки и Австралии.
Икона стиля
Прическа «Клео де Мерод».
Клео считается изобретательницей нового стиля в прическе. На всех ее фото, скульптурах, живописных портретах можно видеть ее шикарные волосы гладко уложенными, разделенными прямым пробором и опущенными на уши, а сзади собранными в низкий узел. Такую укладку стали называть — «Клео де Мерод». Однако злые языки злословили: "мол, танцовщица была вынуждена прикрывать уши, ибо у нее… не было половины одного из них!" Тем не менее, подражая известной танцовщице, все европейские модницы вначале ХХ столетия, стали носить такую прическу.
Клео де Мерод в сценическом образе.
Помимо всего прочего, Клео была необычайной модницей и считалась иконой стиля начала 20 столетия. В наши дни ее невероятные наряды можно увидеть во Дворце Гальера — Парижском музее моды.
С началом Первой Мировой войны, Клео де Мерод практически ушла со сцены, иногда лишь участвуя в некоторых спектаклях.
Клео де Мерод в сценическом образе.
Ко всем талантам Клео нужно добавить и литературный. Покинув сцену, она стала писать мемуары, в которых вспоминала в подробностях о своей жизни, посвященной любимому делу, о гастрольных турне по миру и о многом другом, что волновало балерину. В 1955 году, за 10 лет до своей кончины, Клеопатра де Мерод издала свои воспоминания «Балет — моя жизнь».
Клео де Мерод.
Клео де Мерод прожила очень длинную и плодотворную жизнь. Иногда, танцуя даже в свои 50, она все так же была грациозна, великолепна и очаровательна. Ее жизненный путь оборвался на 91 году жизни, ее сердце перестало биться в 1966-м.
Клео де Мерод в глубокой старости.
Над ее последним пристанищем на Парижском кладбище установлено скульптурное надгробие, автором которого был маркиз, испанский дипломат, скульптор-любитель Луис де Перинат. Он был единственным известным возлюбленным Клео, скрывавшей так тщательно свою личную жизнь. Их отношения длились около тринадцати лет. И от того, что её личная жизнь была глубоко скрыта от публики, сплетни и порождали различные домыслы - один нелепее другого.
Надгробие Клео де Мерод.
Подытоживая вышесказанное, наверное, стоит сказать: ну, как такое может быть - такая красавица, великолепная танцовщица, "звезда" прекрасной эпохи - и с безупречной репутацией?! и без скандального романа?! Естественно в ее благодетель и непорочность поверить было очень сложно...
В продолжение темы об талантливых и знаменитых женщинах прошлых веков читайте: Неизвестные таланты Сары Бернар: Как эпатажная актриса ваяла чувственные скульптуры и писала книги.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Великолепные фотографии!