Группа II. Русские иконки-привески XI–XVI вв. с изображением Богоматери (Таблицы IV-VI)
Среди дошедших до нас произведений иконописи и христианской металлопластики Древней Руси одними из наиболее распространенных являются произведения с изображением Богоматери. Первые иконы с образом Богоматери, по преданию, создал святой апостол и евангелист Лука.
На них Богоматерь изображена с Младенцем Христом на руках, облачена в хитон и мафорий (покрывало). Фигура Богоматери часто изображается погрудно или по пояс, иногда она представлена стоящей, иногда – сидящей на Престоле. По сторонам изображения обычно помещены греческие монограммы «ΜΡ - ΘΥ» (Мать Бога).
В годы, последовавшие за Крещением Руси в конце X в., иконки-привески с изображением Богоматери, как и иконки с изображением Христа, по-видимому, копировали византийские образцы. В XII в. появились иконки-привески, воспроизводящие в уменьшенном виде собственно русские святыни. Отдельные иконографические типы богородичных изображений становятся как бы закрепленными за определенными центрами, чаще всего столичными. В частности, на памятниках домонгольского времени нередко встречаются прямоугольные иконки-привески с изображением Богоматери Умиление типа Корсунской или Петровской (табл. V, 68–74). В различное время они были найдены во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, в курганных могильниках Подмосковья, на Белом озере, в Житомирской и Львовской областях Украины и в других местах. Все они происходят из двух различных литейных форм или являются репликами изделий, вышедших из этих форм. М.В. Седова считает эти иконки произведениями литейщиков Владимиро-Суздальской Руси (Седова М.В., 1974, с. 192–194), хотя на ходки подобных иконок имеются и на всей исторической территории Киевской Руси.
Изображения Богоматери на иконках-привесках, составляющих группу II, относятся к следующим основным иконографическим подгруппам (рис 2): II.А. С ростовым изображением Богоматери Оранты Влахернитиссы; II.Б. С погрудным изображением Богоматери Оранты; II.В. С изображением Богоматери Знамение; II.Г. С изображением Богоматери Одигитрии; II.Д. С изображением Богоматери Умиление; II.Е. С изображением Богоматери Агиосоритиссы; II.Ж. С изображением Богоматери на Престоле.
Один из древнейших иконографических типов Богоматери – Богоматерь Оранта (от лат. orans – молящийся). Богоматерь Оранта изображается без Младенца, в полный рост, с молитвенно воздетыми руками. Существуют и другие названия для этого иконографического типа: Богоматерь Влахернитисса – по изображению на алтарной стене Влахернского храма в Константинополе; Богоматерь Не рушимая стена – согласно легенде, знаменитый Влахернский храм некогда был разрушен, но одна из его стен с ростовым изображением Богоматери Оранты уцелела. Одно из первых русских изображений Богоматери Оранты Влахернитиссы имеется на мозаиках Софийского собора в Киеве (рис. 5, 1), датирующихся 40-ми го да ми XI в. (Лазарев В.Н., 1973).
В Каталоге представлено пять экземпляров иконок-привесок, относящихся к данной подгруппе
(табл. IV, 37–41). Все они имеют прямоугольную форму (тип 3), найдены на исторической территории Киевской Руси и датируются домонгольским временем. По мнению Ю.Э. Жарнова (2000, с. 191), прообразами их композиции были изображения Богоматери на актовых печатях русских церковных иерархов конца XII – первой трети XIII в., хотя вполне возможно и прямое заимствование сюжета непосредственно с памятников монументальной или темперной живописи.
В средневековой пластике известны так же по грудные изображения Богоматери Оранты (рис. 5, 2). В Каталоге представлено три экземпляра иконок-привесок, относящихся к данной подгруппе (табл. IV, 42–44). Все они имеют круглую форму и датируются XII – первой полови ной XIII в.
Иконографический тип Богоматери Знамение представляет собой погрудный или поясной вариант Богоматери Великой Панагии (разновидность иконы Богоматери Оранты Влахернитиссы), отличающийся наличием на груди Богородицы изображения благословляющего Младенца Христа в круглом медальоне (рис. 5, 3). В XI–ХII вв. данный иконографический тип получил широкое распространение как в византийском, так и в древнерусском искусстве, однако само его наименование русского происхождения и, возможно, связано с текстом ветхозаветного пророчества Исайи: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына…» (Ис. 7: 14).
Из темперных икон с данной иконографией на Руси особую известность получила выносная икона первой половины XII в. «Богоматерь Знамение Новгородская» (празднование 27 ноября / 10 декабря), которая в 1169/1170 г. оказала чудесную помощь новгородцам во время осады города суздальскими войсками. С чудесным знамением, данным иконой новгородцам во время осады, связано другое объяснение названия этого иконографического типа. Во всяком случае, именно новгородская икона и ее повторения именуются как «Знамение Пречистыя» в новгородских источниках начиная с XV в.
На иконках-привесках этой под группы, представленных в Каталоге (табл. IV, 45–56), находятся погрудные и поясные изображения Богоматери с молитвенно воздетыми руками и изображением на груди Младенца Христа. Иконки имеют круглую, овальную и прямоугольную формы и относятся к периоду времени от XII–XIII вв. до первой половины XV в. Подавляющее большинство публикуемых иконок найдено на исторической территории Киевской Руси.
Богоматерь Одигитрия (греч. Указующая Путь, Путеводительница) – один из наиболее распространенных типов изображения Богоматери с Младенцем. Богомладенец сидит на руке у Богородицы, другой рукой Богоматерь указывает на Сына, направляя тем самым внимание пред стоящих и молящихся. Богомладенец правой рукой благословляет, а в левой держит свиток (реже – книгу). Богородица, как правило, представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты или изображения в рост.
По преданию, самая первая икона Богоматери Одигитрии (Влахернская икона), написанная евангелистом Лукой, была привезена в Византию из Святой земли около середины V в. и помещена во Влахернском храме в Константинополе (по другим источникам – в храме монастыря Одигон, от чего, по одной из версий, и происходит название). Икона стала охранительницей Константинополя.
Один из наиболее известных русских изводов Одигитрии – Богоматерь Одигитрия Смоленская (празднование 28 июля / 10 августа). Согласно преданию, древнейшая икона Одигитрии была привезена на Русь из Византии в XI в. и уже в XII в. находилась в Успенском соборе города Смоленска. Младенец Христос изображен на ней сидящим на левой руке Богоматери, обращен лицом к молящимся и больше похож на взрослого правителя, властелина, чем на маленького ребенка (рис. 5, 4). Это впечатление усиливается высоким лбом и царственным жестом, которым Христос благословляет стоящего перед иконой. В левой руке Богомладенец держит свиток Священного Писания.
После присоединения Смоленска к Московскому государству в первой четверти XVI в. иконы типа смоленской Одигитрии получают широкое распространение под названием «Смоленской Богоматери». Это название переносится и на более древние изображения. К типу Одигитрии относятся и такие широко почитаемые богородичные иконы, как Тихвинская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Ченстоховская и др.
Иконки-привески данной под группы, представленные в Каталоге (табл. V, 57–63), имеют круглую и прямоугольную формы, относятся к домонгольскому времени и найдены главным образом на исторической территории Киевской Руси.
Вариант иконографии Богоматери с Младенцем, получивший название Елеуса (Милостивая, Умиление), возник в византийском искусстве X–XII вв. Иконографическая схема включает две фигуры – Богородицы и Младенца Христа, прильнувших друг к другу ликами. Голова Матери склонена к Сыну, который обнимает Мать рукой за шею.
На Руси одной из наиболее известных и почитаемых икон с иконографией Умиление является византийская икона, в начале XII в. присланная в Киев константинопольским патриархом и в 1155 г. перенесенная князем Андреем Боголюбским в Успенский собор города Владимира (рис. 5, 5). Икона известна под названием Богоматери Владимирской (празднование 21 мая / 3 июня; 23 июня / 6 июля; 26 августа / 8 сентября). В 1395 г. икона оказалась в Москве, где в течение нескольких столетий находилась в Успенском соборе Московского Кремля (ныне – в собрании ГТГ). Списки с Владимирской иконы во множестве распространялись на Руси и послужили основой других изводов (Богоматерь Белозерская, Богоматерь Федоровская и др.).
Иконки-привески данной подгруппы, представленные в Каталоге (табл. V, 64–74; VI, 75–78), имеют круглую), прямоугольную и киотчатую формы, относятся к XII–XIII вв. и были найдены на исторических территориях как Киевской, так и Владимиро-Суздальской Руси.
Иконографический тип Богоматери Агиосоритиссы (Заступницы) происходит от иконы VI–VII вв., находившейся в приделе Халкопратийского храма в Константинополе, где хранился так же пояс Богоматери. Богоматерь изображается в рост, в повороте вправо (реже влево), в позе моления, с руками, поднятыми перед грудью (рис. 5, 6), как на изображении Богоматери в деисусной композиции. Известен иконографический вариант, где Богоматерь представлена с развернутым свитком с текстом молитвы. К нему, в частности, принадлежит древнерусская икона Богоматери Боголюбской (XII в.). На нательных крестах изображение Агиосоритиссы чаще всего бывает ростовым, на других произведениях мелкой пластики обычно встречаются поясные изображения Богоматери Агиосоритиссы. Единственная иконка-привеска данной подгруппы, представленная в Каталоге (табл. VI, 79) и найденная в Брянской области, имеет круглую форму и датируется второй половиной XII – первыми десятилетиями XIII в.
Изображения Богоматери, восседающей на Престоле (троне) и держащей на коленях Богомладенца, входят в число богородичных икон, у которых иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в акафисте и других гимнографических произведениях. Основной смысл иконографического типа – прославление Богоматери как Царицы Небесной, так как Престол символизирует Царственную Славу. Именно в этом виде данный образ возник в византийской иконографии и распространился на Руси (рис. 5, 7).
Иконки данной подгруппы, представленные в Каталоге (табл. VI, 80–82), найдены в Рязанской и Курской областях России и Волынской области Украины, имеют прямоугольную и киотчатую формы и датируются XII – первой половиной XIII в.
В недавнее время стали известны так же амулеты-привески в виде фигурки Богоматери на Престоле (рис. 15, 1, 2). Находки их единичны, и все они сделаны на исторической территории Киевской Руси. В настоящее издание они не во шли.
Автор: А.К. Станюкович
«Неизвестные памятники русской металлопластики. Миниатюрные иконки-привески XI–XVI веков.»
От редакции.
Изображения Богоматери на русских иконках-привесках XI–XVI вв. имеют много общих особенностей иконографии с изображениями Богоматери на русских нательных крестах того же периода, познакомиться с которыми можно в предыдущих материалах этой серии:
- Русские иконки-привески XI–XVI вв. с изображением Христа
- Стеклянные иконки-литики на территории СССР и России
- Редкие нательные кресты XV - XVI вв. с изображением Иисуса Христа и избранных святых
- Нательные килевидные кресты XV - XVI веков с образом Богородицы, Иисуса Христа и избранных святых
- Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков
Русские иконки-привески XI–XVI вв. с изображением Богоматери
Среди дошедших до нас произведений иконописи и христианской металлопластики Древней Руси одними из наиболее распространенных являются произведения с изображением Богоматери. Первые иконы с образом Богоматери, по преданию, создал святой апостол и евангелист Лука.
(Рис.5.) Иконография Богоматери. 1 – Богоматерь Оранта Влахернитисса. Мозаика XI в. в абсиде Софийского собора в Киеве; 2 – Изображение Богоматери Оранты на тетартероне византийского императора Константина X Дуки (1059–1067);
(Рис.5.) Иконография Богоматери. 3 – Богоматерь Знамение, икона XV в.; 4 – Богоматерь Одигитрия Смоленская, икона XVI в.;
На них Богоматерь изображена с Младенцем Христом на руках, облачена в хитон и мафорий (покрывало). Фигура Богоматери часто изображается погрудно или по пояс, иногда она представлена стоящей, иногда – сидящей на Престоле. По сторонам изображения обычно помещены греческие монограммы «ΜΡ - ΘΥ» (Мать Бога).
(Рис.5.) Иконография Богоматери. 5 – Богоматерь Умиление Владимирская, икона XVII в.;
В годы, последовавшие за Крещением Руси в конце X в., иконки-привески с изображением Богоматери, как и иконки с изображением Христа, по-видимому, копировали византийские образцы. В XII в. появились иконки-привески, воспроизводящие в уменьшенном виде собственно русские святыни. Отдельные иконографические типы богородичных изображений становятся как бы закрепленными за определенными центрами, чаще всего столичными. В частности, на памятниках домонгольского времени нередко встречаются прямоугольные иконки-привески с изображением Богоматери Умиление типа Корсунской или Петровской (табл. V, 68–74). В различное время они были найдены во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, в курганных могильниках Подмосковья, на Белом озере, в Житомирской и Львовской областях Украины и в других местах. Все они происходят из двух различных литейных форм или являются репликами изделий, вышедших из этих форм. М.В. Седова считает эти иконки произведениями литейщиков Владимиро-Суздальской Руси (Седова М.В., 1974, с. 192–194), хотя на ходки подобных иконок имеются и на всей исторической территории Киевской Руси.
(Рис.5.) Иконография Богоматери. 6 – Богоматерь Агиосоритисса, икона XIV в.; 7 – Богоматерь на Престоле, икона XVI в.;
Изображения Богоматери на иконках-привесках, составляющих группу II, относятся к следующим основным иконографическим подгруппам (рис 2): II.А. С ростовым изображением Богоматери Оранты Влахернитиссы; II.Б. С погрудным изображением Богоматери Оранты; II.В. С изображением Богоматери Знамение; II.Г. С изображением Богоматери Одигитрии; II.Д. С изображением Богоматери Умиление; II.Е. С изображением Богоматери Агиосоритиссы; II.Ж. С изображением Богоматери на Престоле.
Подгруппа II.А. Иконки с ростовым изображением Богоматери Оранты Влахернитиссы.
(табл. IV) Иконки XII - XIII вв. с ростовым изображением Богоматери Оранты Влахернитиссы
Один из древнейших иконографических типов Богоматери – Богоматерь Оранта (от лат. orans – молящийся). Богоматерь Оранта изображается без Младенца, в полный рост, с молитвенно воздетыми руками. Существуют и другие названия для этого иконографического типа: Богоматерь Влахернитисса – по изображению на алтарной стене Влахернского храма в Константинополе; Богоматерь Не рушимая стена – согласно легенде, знаменитый Влахернский храм некогда был разрушен, но одна из его стен с ростовым изображением Богоматери Оранты уцелела. Одно из первых русских изображений Богоматери Оранты Влахернитиссы имеется на мозаиках Софийского собора в Киеве (рис. 5, 1), датирующихся 40-ми го да ми XI в. (Лазарев В.Н., 1973).
В Каталоге представлено пять экземпляров иконок-привесок, относящихся к данной подгруппе
(табл. IV, 37–41). Все они имеют прямоугольную форму (тип 3), найдены на исторической территории Киевской Руси и датируются домонгольским временем. По мнению Ю.Э. Жарнова (2000, с. 191), прообразами их композиции были изображения Богоматери на актовых печатях русских церковных иерархов конца XII – первой трети XIII в., хотя вполне возможно и прямое заимствование сюжета непосредственно с памятников монументальной или темперной живописи.
Подгруппа II.Б. Иконки с погрудным изображением Богоматери Оранты.
(табл. IV) Иконки XII - XIII вв. с погрудным изображением Богоматери Оранты
В средневековой пластике известны так же по грудные изображения Богоматери Оранты (рис. 5, 2). В Каталоге представлено три экземпляра иконок-привесок, относящихся к данной подгруппе (табл. IV, 42–44). Все они имеют круглую форму и датируются XII – первой полови ной XIII в.
Подгруппа II.В. Иконки с изображением Богоматери Знамение.
(табл. IV) Иконки от XII–XIII вв. до первой половины XV в. с изображением Богоматери Знамение
Иконографический тип Богоматери Знамение представляет собой погрудный или поясной вариант Богоматери Великой Панагии (разновидность иконы Богоматери Оранты Влахернитиссы), отличающийся наличием на груди Богородицы изображения благословляющего Младенца Христа в круглом медальоне (рис. 5, 3). В XI–ХII вв. данный иконографический тип получил широкое распространение как в византийском, так и в древнерусском искусстве, однако само его наименование русского происхождения и, возможно, связано с текстом ветхозаветного пророчества Исайи: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына…» (Ис. 7: 14).
Из темперных икон с данной иконографией на Руси особую известность получила выносная икона первой половины XII в. «Богоматерь Знамение Новгородская» (празднование 27 ноября / 10 декабря), которая в 1169/1170 г. оказала чудесную помощь новгородцам во время осады города суздальскими войсками. С чудесным знамением, данным иконой новгородцам во время осады, связано другое объяснение названия этого иконографического типа. Во всяком случае, именно новгородская икона и ее повторения именуются как «Знамение Пречистыя» в новгородских источниках начиная с XV в.
На иконках-привесках этой под группы, представленных в Каталоге (табл. IV, 45–56), находятся погрудные и поясные изображения Богоматери с молитвенно воздетыми руками и изображением на груди Младенца Христа. Иконки имеют круглую, овальную и прямоугольную формы и относятся к периоду времени от XII–XIII вв. до первой половины XV в. Подавляющее большинство публикуемых иконок найдено на исторической территории Киевской Руси.
Подгруппа II.Г. Иконки с изображением Богоматери Одигитрии.
(табл. V) Иконки от XII–XIII вв. до первой половины XV в. с изображением Богоматери Одигитрии
Богоматерь Одигитрия (греч. Указующая Путь, Путеводительница) – один из наиболее распространенных типов изображения Богоматери с Младенцем. Богомладенец сидит на руке у Богородицы, другой рукой Богоматерь указывает на Сына, направляя тем самым внимание пред стоящих и молящихся. Богомладенец правой рукой благословляет, а в левой держит свиток (реже – книгу). Богородица, как правило, представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты или изображения в рост.
По преданию, самая первая икона Богоматери Одигитрии (Влахернская икона), написанная евангелистом Лукой, была привезена в Византию из Святой земли около середины V в. и помещена во Влахернском храме в Константинополе (по другим источникам – в храме монастыря Одигон, от чего, по одной из версий, и происходит название). Икона стала охранительницей Константинополя.
Один из наиболее известных русских изводов Одигитрии – Богоматерь Одигитрия Смоленская (празднование 28 июля / 10 августа). Согласно преданию, древнейшая икона Одигитрии была привезена на Русь из Византии в XI в. и уже в XII в. находилась в Успенском соборе города Смоленска. Младенец Христос изображен на ней сидящим на левой руке Богоматери, обращен лицом к молящимся и больше похож на взрослого правителя, властелина, чем на маленького ребенка (рис. 5, 4). Это впечатление усиливается высоким лбом и царственным жестом, которым Христос благословляет стоящего перед иконой. В левой руке Богомладенец держит свиток Священного Писания.
После присоединения Смоленска к Московскому государству в первой четверти XVI в. иконы типа смоленской Одигитрии получают широкое распространение под названием «Смоленской Богоматери». Это название переносится и на более древние изображения. К типу Одигитрии относятся и такие широко почитаемые богородичные иконы, как Тихвинская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Ченстоховская и др.
Иконки-привески данной под группы, представленные в Каталоге (табл. V, 57–63), имеют круглую и прямоугольную формы, относятся к домонгольскому времени и найдены главным образом на исторической территории Киевской Руси.
Подгруппы II.Д1, II.Д3. Иконки с изображением Богоматери Умиление.
(табл. V) Иконки от XII–XIII вв. с изображением Богоматери Умиление
Вариант иконографии Богоматери с Младенцем, получивший название Елеуса (Милостивая, Умиление), возник в византийском искусстве X–XII вв. Иконографическая схема включает две фигуры – Богородицы и Младенца Христа, прильнувших друг к другу ликами. Голова Матери склонена к Сыну, который обнимает Мать рукой за шею.
(табл. VI) Иконки от XII–XIII вв. с изображением Богоматери Умиление
На Руси одной из наиболее известных и почитаемых икон с иконографией Умиление является византийская икона, в начале XII в. присланная в Киев константинопольским патриархом и в 1155 г. перенесенная князем Андреем Боголюбским в Успенский собор города Владимира (рис. 5, 5). Икона известна под названием Богоматери Владимирской (празднование 21 мая / 3 июня; 23 июня / 6 июля; 26 августа / 8 сентября). В 1395 г. икона оказалась в Москве, где в течение нескольких столетий находилась в Успенском соборе Московского Кремля (ныне – в собрании ГТГ). Списки с Владимирской иконы во множестве распространялись на Руси и послужили основой других изводов (Богоматерь Белозерская, Богоматерь Федоровская и др.).
Иконки-привески данной подгруппы, представленные в Каталоге (табл. V, 64–74; VI, 75–78), имеют круглую), прямоугольную и киотчатую формы, относятся к XII–XIII вв. и были найдены на исторических территориях как Киевской, так и Владимиро-Суздальской Руси.
Подгруппа II.Е. Иконки с изображением Богоматери Агиосоритиссы.
Иконографический тип Богоматери Агиосоритиссы (Заступницы) происходит от иконы VI–VII вв., находившейся в приделе Халкопратийского храма в Константинополе, где хранился так же пояс Богоматери. Богоматерь изображается в рост, в повороте вправо (реже влево), в позе моления, с руками, поднятыми перед грудью (рис. 5, 6), как на изображении Богоматери в деисусной композиции. Известен иконографический вариант, где Богоматерь представлена с развернутым свитком с текстом молитвы. К нему, в частности, принадлежит древнерусская икона Богоматери Боголюбской (XII в.). На нательных крестах изображение Агиосоритиссы чаще всего бывает ростовым, на других произведениях мелкой пластики обычно встречаются поясные изображения Богоматери Агиосоритиссы. Единственная иконка-привеска данной подгруппы, представленная в Каталоге (табл. VI, 79) и найденная в Брянской области, имеет круглую форму и датируется второй половиной XII – первыми десятилетиями XIII в.
Подгруппа II.Ж. Иконки с изображением Богоматери на Престоле.
(табл. VI) Иконки от XII–XIII вв. с изображением Богоматери Агиосоритиссы и Богоматери на Престоле
Изображения Богоматери, восседающей на Престоле (троне) и держащей на коленях Богомладенца, входят в число богородичных икон, у которых иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в акафисте и других гимнографических произведениях. Основной смысл иконографического типа – прославление Богоматери как Царицы Небесной, так как Престол символизирует Царственную Славу. Именно в этом виде данный образ возник в византийской иконографии и распространился на Руси (рис. 5, 7).
Иконки данной подгруппы, представленные в Каталоге (табл. VI, 80–82), найдены в Рязанской и Курской областях России и Волынской области Украины, имеют прямоугольную и киотчатую формы и датируются XII – первой половиной XIII в.
В недавнее время стали известны так же амулеты-привески в виде фигурки Богоматери на Престоле (рис. 15, 1, 2). Находки их единичны, и все они сделаны на исторической территории Киевской Руси. В настоящее издание они не во шли.
Автор: А.К. Станюкович
«Неизвестные памятники русской металлопластики. Миниатюрные иконки-привески XI–XVI веков.»
От редакции.
Изображения Богоматери на русских иконках-привесках XI–XVI вв. имеют много общих особенностей иконографии с изображениями Богоматери на русских нательных крестах того же периода, познакомиться с которыми можно в предыдущих материалах этой серии:
- Русские иконки-привески XI–XVI вв. с изображением Христа
- Стеклянные иконки-литики на территории СССР и России
- Редкие нательные кресты XV - XVI вв. с изображением Иисуса Христа и избранных святых
- Нательные килевидные кресты XV - XVI веков с образом Богородицы, Иисуса Христа и избранных святых
- Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: