Ялтинская конференция 1945 года вошла в историю как встреча лидеров трех стран, но вот как она организовывалась – это отдельный разговор. Недавно прошедшие бои в Крыму, разграбленные дворцы, разбитые дороги не соответствовали тому, чтобы встречать высоких гостей. Но за короткое время было сделано невозможное. Мебель завозили из Москвы поездами, топливо кораблями, выселили в окружности 30 км всех жителей, установили три круга охраны и снабдили членов конференции лучшими продуктами. Для каждого лидера отвели отдельный дворец...
Встреча трех глав государств в Ялте 1945 года
Ялтинская конференция в 1945 году. Черчилль, Рузвельт, Сталин. / Фото: cont.ws
Изменение на фронте к концу 1944 года заставляло задуматься о дальнейшей судьбе европейских территорий. Особенно этим озадачились союзники, поздно примкнувшие к борьбе против Гитлера. Рузвельт и Черчилль стали предлагать Сталину встречу, на которой можно было бы решить много вопросов. Ее планировали провести в Шотландии, как в нейтральной стране, которая находилась на одинаковом расстоянии от всех. Но Сталин отшутился, что не любит туман, делая тем самым намек на Лондон, и что ему не нравится решать серьезные вопросы там, где мужчины носят юбки. Таким способом он продемонстрировал Рузвельту и Черчиллю, что на данный момент имеет больше преимуществ, чем они, и может диктовать условия. Ведь советские войска уже стояли в 60-ти км от Берлина, а союзники – в 500 км.
Ялтинская конференция. / Фото: humus.livejournal.com
Предлагались Мальта, Иерусалим, Афины, Рим, но все это было отклонено Сталиным. Он предложил свой вариант – Крым, и на этот вариант пришлось соглашаться. Таким образом Сталин получал возможность продемонстрировать разруху после присутствия немецких войск и способность к восстановлению. На подготовку выделялось всего два месяца, и это при том, что здания были разграблены полностью, требовался их ремонт, восстановление подъездных путей, расчистка территории и многое другое.
Дворец для Рузвельта на 43 комнаты в Ливадии
Ливадийский дворец в Ялте. / Фото: sportishka.com
За подготовку к Ялтинской конференции отвечал Берия, и уже 27 января 1945 года он отчитался Сталину о полной готовности. Для Рузвельта выделили Ливадийский дворец, так как он был ближе всего к Ялте, и это облегчало пребывание для президента с серьезными проблемами со здоровьем. Во дворце находилось 43 комнаты, но для президента был подготовлен первый этаж. Учитывая, что он передвигается с трудом, были убраны все пороги. Для ванной специально подбирали оттенок синего, чтобы он сочетался с цветом моря. Американские дизайнеры были очень придирчивыми, поэтому 7 раз пришлось перекрашивать стены.
Ливадийский дворец стал также местом заседаний лидеров, хоть это и нарушало правила проведения таких встреч, но в данных обстоятельствах было вынужденной мерой. С 30 км зоны были вывезены все военнопленные и жители, проведены ремонтные работы, на которых задействовали 2,5 тысячи человек. Здание в военное время переоборудовали под госпиталь, поэтому ремонт был грандиозным.
После немцев во дворце не осталось никакой мебели, поэтому ее завозили поездами. Потребовалось 1 500 вагонов, чтобы привезти все необходимое для всех особняков. Ее брали из лучших гостиниц Москвы, а потом она частично была возвращена назад или отправлена на государственные дачи в Крыму. Завезли серебряную посуду высокого качества, среди которой были изделия Фаберже. Некоторые вазочки, салатники, графины до сих пор хранятся как память об историческом событии.
Кабинет Ливадийского дворца, музей истории. / Фото: countryscanner.ru
Бильярдная комната во дворце послужила местом исторических переговоров, а в свободное время ее использовали члены американской делегации как столовую. Парадный кабинет оборудовали под спальню. Комната настолько понравилась Рузвельту, что он приказал не устанавливать свою кровать, которой пользовался в поездках. Еще одна была подготовлена под кабинет, в которой президент мог рассматривать корреспонденцию, доставляемую самолетом из дома.
Дворец для Черчилля в Алупке
Воронцовский дворец в Алупке. / Фото: perevozki.transavto7.ru
Английскому премьер-министру готовили Воронцовский дворец, который являлся творением его соотечественника. Хотя он оказался удаленным от Ливадийского дворца на 15 км, которые нужно было преодолевать каждый день. В здании было 22 комнаты и три отдельные трехкомнатные квартиры, а в Шуваловском корпусе 23 комнаты. Для сопровождающих лиц была предоставлена гостиница в 2 км от дворца. Отопление было не просто отремонтировано, а модернизировано. Топили в полуподвале, а тепло поступало по трубочкам к полу и выходило через маленькие отверстия в паркете. Обеспечить благоустройство Черчилля было легче, потому что его проверяющие не высказывали таких претензий, как американские.
Премьер-министр был сильно удивлен приемом в Крыму, потому что Россия ассоциировалась у него с холодом, голодом и вшами, а вместо этого оказался в старинном дворце со статуями львов, в комфортных условиях. После конференции он даже просил продать одного льва, который как бы спит, считая, что тот напоминает его самого, но Сталин отказал.
Поразил Черчилля и вид из окна, открывающийся на море. Он мог наблюдать флот, но настоящим чудом были распускающиеся розы в начале февраля.
Дворец для Сталина с бомбоубежищем в Кореизе
Юсуповский дворец в Кореизе. / Фото:
Сталин разместился в Кореизе, в Юсуповском дворце на 20 люксовых комнат с приемным залом. Для безопасности было сделано бомбоубежище из винного погреба.
В каждом дворце был произведен ремонт, обновлена отопительная система, на случай перебоев с электричеством поставлены генераторы, АТС на 20 номеров у Рузвельта и Черчилля, а для Сталина дополнительные линии, связывающие с Москвой, фронтом и ялтинскими зарубежными гостями. Было сделано все, чтобы каждый чувствовал комфорт и свободу действий. После конференции Черчилль скажет, что все было на высшем уровне.
Подготовка территории и домов для Ялтинской конференции
Ялтинская конференция. / Фото: pastvu.com
Безопасность была самой главной задачей при подготовке места встречи для трех лидеров в Ялте. Особенно спецслужбы переживали, что после войны остались немецкие лазутчики, которые могли бы сорвать ее. Такая все же нашлась, но ее быстро перевербовали и использовали в своих целях. Подавали неверную информацию, которая позволила внести неясность в представление немцев о мероприятии. Они запрашивали данные о погоде, рассчитывая, видимо, таким образом предположить, когда она может состояться. До конца конференции агенты им слали очень плохой прогноз погоды, хотя на улице стояли февральские «окна». Это было время, когда в феврале температура повышалась до +18 градусов.
Со стороны моря охраняли территорию военные корабли. А на суше двойное оцепление днем и тройное ночью, состоящее из сотрудников охраны НКГБ и войск НКВД. Воздух охраняли 300 истребителей, а на земле для защиты Ялты, Севастополя и аэродрома в Саках установили 600 зенитных орудий и пулеметов. Были закрыты подъезды, и разрешалось передвигаться только по пропускам. Кроме основного аэродрома в Саках были подготовлены еще три в других городах. Из Джанкоя вывезли склад с боеприпасами в общей сложности почти 1 400 вагонов с трофейными, обычными снарядами и авиабомбами. В Одессе открыто велась подготовка к встрече лидеров, за чем могли наблюдать жители, поэтому складывалось впечатление, что именно там она и произойдет. Это отвлекало внимание врага от Ялты.
Встреча Черчилля и Рузвельта на аэродроме в Саках
Молотов встречает Рузвельта и Черчилля на аэродроме. / Фото: flectone.ru
Черчилль и Рузвельт добирались до Ялты самолетами, при этом для безопасности их сопровождали шестерки истребителей, присоединившиеся в Афинах, а уже над Черным морем добавились советские. Врачи сильно переживали за здоровье Рузвельта, поэтому было решено выделить для этого перелета самолет, который прозвали «Священной коровой» - «Дуглас» Skymaster VC- 54C. На нем было обустроено удобное спальное место и лифт для инвалидного кресла.
Черчилль передвигался на таком же самолете, только без дополнительных устройств. Каждого президента сопровождала дочь. Рузвельта – Анна Беттигер, а Черчилля – Сара, являющаяся командиром вспомогательного британского женского корпуса воздушных сил.
Сталин боялся летать, поэтому добирался специальным поездом, отправившись в дорогу 29 января. Прибыл 31 числа, но встречать своих гостей не поехал на аэродром, на что сильно обиделся Рузвельт, и попытался указать ему на ошибку. На это Сталин ответил, что и они не спешили открывать второй фронт. Опоздал лидер СССР и на первую встречу, сделав это намеренно.
После того как Рузвельт и Черчилль прибыли, их с аэродрома отвели во временно организованный палаточный городок, где они могли с дороги перекусить. Потом поехали кортежем к морю, чтобы гости увидели как красоту Крыма, так и оставшиеся руины. Черчилль сказал, что этот кортеж ему напоминает переселение народа.
Организация застолья на Ялтинской конференции. / Фото: waralbum.ru
О том, как кормили и поили членов делегации, можно судить по тому, что требовалась доставка только свежей рыбы, была оборудована хлебопекарня, завезены живые телята, поросята и барашки, птица. Было съедено по 500 кг паюсной икры, сыров и сливочного масла, более тонны мяса и 6 тонн овощей. После прощального ужина Сталин организовал для всех участников конференции небольшие продовольственные подарки. В них было сливочное масло, икра, ветчина, коньяк и шампанское. Звучит, вероятно, удивительно, но для англичан это был действительно щедрый сюрприз, потому что еще до 1947 года они получали продовольствие по карточкам.
Не забыли организаторы позаботиться и о спиртных напитках: было выпито боле 5 тысяч бутылок вина и столько же водки, пива около 6 тысяч бутылок и более 2 тысяч – коньяка. Для Черчилля норма была 2 бутылки коньяка в день, хотя дома он выпивал значительно больше.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: