Горцы отличаются бесстрашием, преданностью семье, роду и Родине, могут показать себя в лихой езде на лошади – в джигитовке. Такие качества им прививаются с детства в приемных семьях, в которых они не чувствуют себя ущемленными, а скорее наоборот – их ставят выше собственных детей. Аталык несет ответственность и отрезает себе кончики ушей, если не убережет воспитанника. Существует также обычай куначества, который сближает не хуже кровного родства, а для скрепления уз прикладываются к груди кормилицы друга.
Джигиты в Российской империи
Горец, черкес. / Фото: oir.mobi
Северный Кавказ является частью России, но традиции и способы воспитания детей разные. Горцы всегда отличались свободолюбием, большой привязанностью к семье и своему Роду, уважительным отношением к старшим и гостям, умением стать на защиту своей земли и усердием в работе. Им приходилось отстаивать территорию от набегов Чингисхана, турок, выдерживать сложные погодные и жилищные условия горной местности. Борьба за жизнь привела к формированию поколений, которые могли бы выжить в экстремальных ситуациях.
На основе моральных качеств выковывался облик джигита и желание относиться к категории «намус» - людей с эталоном чести и высокой морали, с безупречной репутацией, духовной зрелостью и целостной личностью. У мальчиков воспитывались терпение, выдержка, умение владеть собой в экстремальных ситуациях, в будущем быть порядочным мужем и отцом, быть физически сильным и ловким, беречь природу и животный мир, не посягать на честь девушки и защищать ее от насилия. Горцы считали, что только тот, кто уважает старших, может быть достойным мужчиной. «Держись большой дороги и отцовских друзей» - говорили старейшины, чтобы напутствовать молодежь на истинный путь.
С детства прививалась культура общения и понимания, что нарушение моральных правил навлечет порицание общества, а также падет тень на семью, которая ценится больше всего. Но бывает, что, отрываясь от дома, юноши забывают о своих обычаях и начинают вести себя неподобающим образом. Недостаток воспитания или этот его личный выбор приводят к потере национальных ценностей.
Воспитание мальчиков в семьях горцев
Семья горцев. / Фото: flectone.ru
Воспитание в семье начиналось с имени, которое давалось при рождении. Оно должно было означать мужество, милосердие, зрелость и другие сильные качества. Именно его звучание ребенок начинал слышать с первых дней, а также слова народных песен, которые раскрывают обычаи жизни.
Следующий этап начинался с 3-х лет, когда ребенка считали уже повзрослевшим и способным внимать поучения. Его знакомят с правилами общения в кругу семьи и за ее пределами, учат приветствовать старших, гостей, друзей. Чеченская пословица гласит: «Кто не уважает старшего, тому неведомо уважение». Мудрость пословиц использовалась как педагогический элемент.
Воспитание джигита. / Фото: imghub.ru
С 7 лет мальчики полностью переходят под воспитание отца, который должен научить его мужской работе и передать ценности разных ремесел. Его обучают нескольким видам деятельности, начиная от посильной помощи дома по хозяйству. В подростковом возрасте берут с собой на собрания, мероприятия, на которых присутствуют старшины. При нем ведутся обычные беседы, но при этом старшие стараются показать учтивое отношение друг к другу и к мальчику, чтобы он чувствовал себя полноценным членом общества.
Традиции воспитания детей у горцев. / Фото: mykaleidoscope.ru
На детей в семьях не повышали голос, считая, что это унижает их, а из униженного не может вырасти гордый и свободолюбивый человек. К слову о «человеке», горцы настолько щепетильно относятся к значению этого слова, что у них есть множество поговорок с ним: «Человеком родился – человеком умру», и даже в проклятии звучит, чтобы в роду не было ни человека, ни коня. Они вкладывают в него большое значение. Дети действительно росли послушными, а если была какая-то ошибка в поведении, то понимали ее с одного взгляда старших. Считалось, что если мать кричит на ребенка, то ее плохо воспитали. Дети проводили много времени в специальных комнатах для гостей, чтобы, находясь с ними, познавать другую культуру, язык общения, чужие привычки, обычаи.
Юноши-джигиты. / Фото: imghub.ru
С 16 лет юноша становился полноправным членом общества. Считалось, что он достаточно познал и научился владеть ремеслами, а также боевыми приемами. Он готов к взрослой жизни, но ему еще придется накапливать опыт, оттачивать смекалку, где-то проявлять дерзость, боевую хватку, терпимость и верность. В этом помогало вовлечение их в общественную жизнь, в народные и традиционные мероприятия. На годекане окончательно принимается новый статус юноши. Если он соблюдает нормы и правила данного общества, то может называться мужчиной.
Джигитовка для горцев: экзамен на храбрость и ловкость
Джигитовка как проявление ловкости и мужества. / Фото: ouliyya.livejournal.com
Казаки и джигиты особое внимание уделяли умению держаться в седле, при этом выполняя разные трюки. Тому же они учили и детей, усаживая их еще маленькими перед собой на лошадь. Те, цепко держась за гриву коня, привыкали к верховой езде.
Джигитовке обучались все, так как выполнение разных трюков на скаку позволяло развить многие физические качества. Тренировались становиться на спину лошади, ездить сразу на двух или трех лошадях, пролезать под животом коня и вылезать на седло с другой стороны, ездить без седла, соскакивать и запрыгивать на ходу, поднимать на скаку предметы и даже человека, как правильно поднять коня в галоп. Свои достижения юные горцы показывали на соревнованиях и в жизни.
Освоив навыки, юношам давали задания. Меньшие под руководством старших отправлялись на вылазки для выполнения какой-либо задачи. В этом был еще один урок – нужно было терпеть замечания старших ребят, тем самым вырабатывая терпеливость и послушание.
Вольтажировка как вид искусства в цирке. / Фото: pln-pskov.ru
Со временем появилась разновидность джигитовки – вольтажировка, которая больше относится к цирковому искусству. В этом виде конь на манеже крепится так, что гимнастам, выполняющим разные трюки, по идее ничего не угрожает. Они должны только удержаться на ногах, хотя о комфорте коня сказать нечего – ему приходится на спине выдерживать очень тяжелый груз. В реальных степных условиях истинными акробатами без специальных седел являются джигиты.
Генерал-майор Н. Вучетич, служивший на Кавказе, отмечал, что более красивого и захватывающего зрелища не видал, когда горцы показывали джигитовку. Самые ловкие могли на скаку, на обычном азиатском седле стать на голову, а потом еще и стрелять из этого положения. После этого легко и ловко садились в обычное положение.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: Как кавказские горцы выбирали себе жен и кто из девушек рисковал остаться незамужней
Куначество – братание горцев
Гостеприимство и куначество у горцев. / Фото: imghub.ru
Горцы принимают гостей как самое дорогое послание бога, поэтому у них гостеприимство сильно выражено. Любого, кто зайдет в их дом, они встречают как самого долгожданного и дорогого гостя. Даже пословицы говорят о том, что тот дом несчастен, в котором не бывает гостей. С ними приходит достаток. Считается нормальным явлением встречать гостя днем или ночью, и даже враг получит гостеприимство и безопасность.
Существует история, описанная этнографом Н. Семеновым, что когда-то прячась от возмездия, молодой парень постучал в дверь семьи убитого им человека. Его приняли, накормили и напоили, а утром брат убитого дал своего коня, вывел за пределы населенного пункта и указал гостю безопасное направление. Но потом сказал, чтобы тот уезжал и больше на глаза не показывался, потому что вчера его приняли как гостя в доме им же убитого брата.
Гостеприимство горцев. / Фото: diabetis.ru
В некоторых случаях дружественные отношения были очень сильными, и тогда горцы становились кунаками. Связь таких людей можно приравнять к кровной, и она может поддерживаться последующими поколениями. Семью кунака начинают воспринимать как свою, помогая им в трудную минуту, поддерживая, а в случае потери кормильца друг мог забрать его детей или всю семью на свое попечение. Не только кунаки поддерживали связь, но и их дети навещали семьи, если были поблизости или проездом. В старину говорили: «Друг – это брат, не рожденный твоей матерью, но связанный с тобой самыми прочными духовными узами».
Связь куначества закреплялась обычаем, по которому нужно приложиться три раза губами к груди кормилицы друга. Ею могла быть как мать, так и жена друга. Такая связь считалась очень крепкой, потому что по традиции тот, кто является молочным братом, становится практически кровным родственником.
Куначество у горцев. / Фото: st-urman.ru
Пословица горцев: «Построй в каждом ауле дом» говорит о том, что нужно иметь много друзей. Офицер Г. Гербер, служивший в Дагестане в XVIII веке, наблюдал интересный случай. У князя родился сын, и тот его отправил в самую большую деревню, приказав, чтобы мальчик побывал в каждом доме селения и везде был накормлен материнским молоком. Потом сына перевозить нужно было в другие деревни, передавая из дома в дом, пока он не бросит сосать грудь. Таким образом мудрый князь для своего сына создал общество, которое для него стало родным, и все будут оберегать его как своего сына.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: Какой кавказский народ считался самым суровым и куда делись непобедимые убыхи
Второй дом для воспитанников в семье аталыка
Мальчика отдают на воспитание в семью аталыка - обычай горцев. / Фото: rtek24.ru
Аталычество являлось еще одной формой воспитания детей. С младенчества ребенка отдавали в чужую семью, считая, что так он больше получит пользы, чем в семье родителей, которые его будут жалеть и сильно опекать по любому поводу. Аталык считался вторым отцом ребенка, та кже как и вся его семья становилась родной для воспитанника.
На кормилицу возлагались обязанности по уходу за ребенком, а аталык воспитывал в нем мужчину. Если по какой-то причине воспитанник погибал, то аталык в знак скорби срезал себе кончики ушей и носил целый год траур.
Стать аталыком сына князя или другого высшего по сословию человека было почетно, поэтому до рождения ребенка велись соревнования за честь преемника. Его отдавали с 3-7 лет на попечительство другой семье, в которой он жил до 14–16 лет. Этот обычай пытался ликвидировать А. П. Ермолаев в 1822 году. Запрет возымел действие частично – срок пребывания в чужой семье сократился до 3-7 лет. Аталык по поводу возвращения воспитанника в семью устраивал большое торжество.
Обучение верховой езде. / Фото: mykaleidoscope.ru
Аталык был обязан воспитать из мальчика настоящего джигита, умеющего владеть оружием, лихо скакать на лошади, оценивать неприятеля и бороться с ним, выдерживать голод и холод, если потребуется, не бояться опасностей и работы. Когда мальчик подрастал, то получал в подарок лошадь и оружие, а старшие обучали всем премудростям на практике.
Аталычество давало возможность устанавливать связь, которая приравнивалась к кровной. Иногда к такой традиции прибегали, чтобы прекратить кровную вражду. Из семьи кровника воровали ребенка, оставляя у себя на воспитании. Другой стороне ничего не оставалось, как признать ее родственной, невзирая на желание отомстить.
Горец, традиции и обычаи. / Фото: mykaleidoscope.ru
Девочек редко отдавали в другие семьи, но если это происходило, то их воспитывали по всем женским канонам. Иногда девочка, достигнув определенного возраста, могла выходить замуж из приемной семьи. В этом случае выкуп получал названый отец.
В годы войны во Франции, показывая мужество и самоотдачу, прославилась Эльмесхан Хагундокова, которая после замужества стала зваться Ирен дэ Люар. Советская эмигрантка была черкешенкой, воспитанная по обычаям горцев, но медали и ордена получила в другой стране.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: