Земля как детектор лжи
В старину землю использовали вместо детектора лжи. /cdnstatic.rg.ru
В эпоху, когда не было полиции и современных технологий распознавания лжи, обвиняемый в противоправных действиях, таких как хищение имущества или поджог, подтверждал свою невиновность весьма необычным способом. Он прибегал к ритуалу, заключавшемся в проглатывании горсти земли после дачи показаний.
Такой обряд наделялся силой закона. Немногие решались на ложные показания под присягой земли, осознавая риск привлечь на себя гнев небес и месть высших сил. Судебные инстанции того времени признавали этот метод убедительным доказательством. Страх перед воздаянием за обман служил гарантией правдивости слов.
С древних времен существовал обычай приносить клятву, используя землю в качестве символа незыблемости. Подобные заветы считались непреложными, используя выражения, подобные "Да сгину я в земле!" или "Пусть земля мне станет вечным приютом!"
Использование клятвы землей и альтернативное венчание
Земля на Руси символизировала плодородие и возрождение жизни. / www.artistic-auction.ru
В глубокой древности на Руси существовал наиболее мощный обряд клятвы, подкрепленный ритуальным поеданием земли после произнесения торжественного обещания. Такой обряд наделял данное слово непреложной силой, подобно священному завету, передававшемуся из поколения в поколение.
Этот древний обычай, приравниваемый к клятве на святыне, нашел отражение в трудах исследователя русского фольклора Афанасьева. В своем исследовании "Поэтические воззрения славян на природу" он описывает традицию подтверждения клятвы геофагией, подчеркивая, что поедание земли служило дополнительной гарантией неизменности данного слова или правдивости свидетельских показаний, укрепляя серьезность произнесенного обещания.
Вера в силу земли была огромной. Например, в Холмском уезде Псковской губернии на исходе 19 столетия земельный надел, принадлежавший отцу незамужней девушки после его кончины и бракосочетания дочери переходил в общественную собственность. Крестьянки, стремясь уберечь себя от финансовых лишений, находили обходной путь, избегая официальной церковной церемонии. Вместо венчания они предпочитали фактическое сожительство.
Однако чтобы избежать осуждения за жизнь вне брака, семьи новобрачных прибегали к обрядам, основанным на народных верованиях. Эти церемонии представляли собой своеобразное смешение языческих и православных традиций. Жених и невеста, посаженные перед святым образом, при зажженных свечах, получали от родственников горсть земли, которую, как символ нерушимой привязанности, должны были съесть.
Этот неформальный союз, освященный почитанием древней богини плодородия, Матери-Сырой земли, в этом регионе не встречал осуждения. Такой обычай был широко распространён.
Земля как пища и лекарство
Из земли и глины делали лекарства от разных болезней.
В 1973 году в ходе геологических изысканий на северо-востоке России, в бассейне реки Марекан, учёный Лаксма обнаружил необычное вещество – белоснежную, тягучую глину, употребляемую в пищу местным эвенкийским населением. Это была так называемая эвенкийская "земляная сметана".
Эта уникальная субстанция, представляющая собой смектитовую глину с примесью цеолитов, каолинита и диатомовых водорослей, по консистенции напоминала желе. Эвенки, коренные жители Дальнего Востока, называли её «земляной сметаной» и использовали в качестве источника биологически активных компонентов, восполняя недостаток полезных веществ в своем рационе. Потребление происходило как в чистом виде, так и в сочетании с оленьим молоком; для лечения пищеварительных расстройств глину разводили водой.
На крайнем севере, чукчи и коряки также практиковали геофагию. Писатель Папин, однажды отведавший этот "деликатес", описывал его как желеобразную массу со сладковато-жирным привкусом и специфическим запахом. Добываемый в определенных местах "земляной жир", как называли его местные жители, использовался в качестве пищевой добавки к бульону и служил основой для необычных сладостей.
На Алтае традиционно употреблялась желтая глина из берегов реки Катунь. Минеральный состав этой осадочной породы – азот, кальций, магний, железо, селен – способствовал облегчению болей в органах пищеварения, лечению язвенной болезни и гастрита, а также общему укреплению организма.
В Предкавказье глину наделяли сакральным смыслом, считая ее проводником энергии между человеком и природой, очищающим и наполняющим организм силой. На Ставрополье и в Ростовской области приготовляли небольшие шарики из белой глины, подсаливая их для вкуса. Эти "лекарства" употреблялись для облегчения желудочных проблем в жаркую погоду. Для приготовления таких шариков глину предварительно высушивали и растирали в порошок, а перед употреблением смешивали с водой, скатывали в шарик и проглатывали.
В начале 20 века, в период сильнейшего голода в Поволжье, местные жители, по наблюдениям геолога Драверта, вынужденно стали употреблять в пищу глину, обогащенную сапропелем — осадочной породой, сформированной из органических остатков. Эта глина, богатая органическими веществами, образовавшимися из перегноя, останков растений и животных, помогла населению Самарской губернии пережить трудные времена.
В народном сознании земля издревле ассоциировалась со здоровьем и чистотой.В некоторых областях до сих пор практикуется лечение головной боли при помощи земли, которую прикладывают к виску одновременно со словами заговора, желая себе выздоровления. Отсутствие воды у старообрядцев не препятствует соблюдению ритуала очищения рук перед трапезой: они используют землю, веря в ее высокую очистительную способность.
Не только землю употребляли наши предки, было немало интересных блюд, которые сегодня забыты: Что такое шаньги, кёж, посекунчики и не только.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: