Дарение подарков – обычное дело для каждого, но у индейцев оно приобретает другой смысл. У них существует традиция – потлач, когда одаривают много людей. Из дома раздают все самое ценное: шкуры, одеяла, меха, продукты, дело доходит даже до кастрюль, в которых готовят еду. Щедрость на грани расточительства порой приводит к тому, что вождь или другие соплеменники становятся нищими, но возвышаются в глазах племени на всю жизнь. Таким образом зарабатывается почет и уважение, а белые люди решили с этим бороться. Но вот только обычай настолько оказался живучим, что ни аресты, ни запреты не смогли потлач остановить. Индейцы придумали способ, как продолжать соблюдать традиции предков на законном уровне.
Потлач у индейцев – подарок в праздник или само празднество
Проведение потлача - ритуала избавления от излишества у индейцев. / Фото: imdb.com
У индейцев, проживающих на тихоокеанском побережье, существует традиционная церемония – потлач. Это яркое, красочное и маскарадное представление с дарением подарков. Оно в старину помогало распределять нажитое богатство одними в пользу других. Индеец дарил все, что было в доме, показывая пренебрежение к накопительству. Это могло происходить во время празднества, на который собираются индейцы со всей округи, или в единичном виде кто-то желал одарить соплеменников в честь семейного события. Подарки дарили, если в доме была свадьба, рождение ребенка или в честь умершего родственника.
На потлач приглашались все, включая даже недругов и конкурентов, чтобы поразить их своей щедростью. Во время дарения индейцы порой входили в такой кураж, что не просто уже кому-то их давали, а начинали уничтожать свои излишки (по их мнению). Все драгоценное имущество и продуктовые припасы выбрасывали в море или сжигали на костре, демонстрируя отказ от накопления. Но такое приводило иногда к тому, что после праздника многие оставались нищими, зато самых расточительных он прославлял. Его имя остается у индейцев на устах, и про него будут вспоминать как о самом крутом потлаче. Вероятно, поэтому у индейцев существует поговорка, что вождь всегда умирает бедным.
Легенда и ритуал индейцев о появлении потлача
Потлач у индейцев как традиционный ритуал дарения. / Фото: goodfon.ru
У индейцев бытует легенда о щедром предке Сивиди, который в одно время жил в море, а потом вернулся к людям. И в честь своего возвращения он устроил праздник с большим количеством подарков. По легенде в одной семье жил мальчик Сивиди, которого отец обвинил в лени и выгнал из дома. Он ушел к берегу озера и там в одиночестве плакал, но тут появился громадный осьминог, обвил его щупальцами и утащил под воду. Как ни странно, но мальчик понял, что может дышать. Осьминог доставил Сивиди во владения Вождя Подводного мира. Тот сжалился над мальчиком и решил сделать из него ловкого и выносливого юношу. Он дал ему воинов-касаток и посылал в разные далекие места. За это время пришлось сталкиваться с морскими чудовищами, бороться с ними за жизнь, выдерживать долгие расстояния. Так пролетело 4 года как 4 дня, и мальчик снова предстал перед вождем.
Сивиди за это время возмужал и уже не казался тем неумелым юнцом. Вождь в подарок передал часть своей волшебной силы, которая позволила юноше превращаться в разных морских обитателей, животных и птиц. Он дал ему имя – Рожденный-Чтобы-Править-Миром и отпустил домой, к людям. Но Сивиди решил немного пошутить над своими соплеменниками, и разыгрывал их, появляясь в разном виде. Один раз превратился в рыбу, а его братья как раз рыбачили, и поймали в сети. Юноше пришлось раскрыть свою личность.
На берегу Сивиди для квакиютлей устроил пир, всем раздал подарки, а веселил присутствующих, превращаясь то в зверей, то в птиц, то в морских особей. С того времени и повелось проводить праздник потлач, на котором сначала устраивают танцевальное представление с масками, а потом начинается дарение подарков.
Подарки старейшин племени для утверждения своего статуса
Подарки в потлач. / Фото: donsmaps.com
На потлаче отдают то, что порой наживали месяцами и годами, и чтобы накопить следующее состояние, придется трудиться долго. Но это не останавливало индейцев быть преданными традиции предков. Чем больше мог подарить, тем выше становился статус индейца. Вождь демонстрировал так свою власть и возвышенность, но если бы нашелся тот, кто в этом превзойдет, то право власти могло бы перейти к другому.
Самый знаменитый потлач, который никто не смог превзойти, сделал знатный квакиютл Дэн Кранмер. Празднество длилось 5 дней, и за это время он раздарил свое имущество и семьи жены: 24 каноэ, 4 моторные лодки, 300 дубовых столов, кухонную утварь, одеяла, платья, керосиновые лампы, а детям насыпал в пригоршни монеты. В последний день празднества он раздал сотни мешков муки. Один на то время стоил 3 доллара. Потлач Кранмера стал знаменит и другим. После его проведения арестовали 52 участника, и половине выдвинули наказание в 1921 году – 2 месяца тюремного заключения. Это было время, когда канадские местные власти боролись с расточительной традицией индейцев. Они хотели предостеречь их от растрат, но этот жест был воспринят наоборот. Индейцы ничего предосудительного в дарении не видели, и запрет приняли как посягательство на свои традиции.
Расточительность, несовместимая с прогрессом – мнение белых о привычке индейцев
Подготовка потлача. / Фото: Pinterest
С приходом европейцев и колонизацией земель, занимаемых индейцами, новая власть решила ввести свои законы. Особенно их озадачивал потлач. Они не могли понять его суть, считая, что таким образом жители племени делают себя добровольно бедными. Из добрых побуждений был введен указ, запрещающий проведение потлачей.
Индейцы не понимали этого запрета и продолжали его игнорировать. Представители власти пытались силой поддерживать закон, но даже рядом живущие белые люди были против такого действия. Они не видели ничего предосудительного в обычаях индейцев, которым нравилось так выражать свою щедрость.
Квакиютли с несломленным духом и продолжением обычая: рост потлачей
Проведение потлача. Традиция в новых условиях. / Фото: commons.wikimedia.org
В начале XX века, когда, казалось бы, прогресс достиг всех уголков земли, индейцы все же продолжили свою традицию – они устраивали потлач, невзирая на запреты. Они учли преграды, и обошли их.
Власть контролировала прибрежную зону, поэтому квакиютли углубились в деревни, к которым трудно было добраться. Самым популярным местом стала деревня Гвайи в бухте Кингкам. К ней власти не могли подступиться, а если и приближались, то ее месторасположение позволяло индейцам контролировать примыкающую к ней территорию. Таким образом, о появлении полицейских узнавали заранее, и те являлись на пустое место. Доказательств о празднике уже не оставалось. Так Гвайи стала несокрушимым местом для древней традиции.
Обмен подарками - потлач у индейцев. / Фото: stokomania.ru
Потлач проводился и в других местах, а власть просто не успевала это контролировать, хоть и отчиталась, что традицию искоренили. Этнограф Франц Буа писал по этому поводу, что индейцы творят что хотят, когда за ними некому наблюдать. Но цивилизация все же коснулась и этого празднества. Оно стало проводиться несколько в другой манере. Знатные индейцы научились соблюдать традиции предков, не покидая при этом дом. Дарение происходит на расстоянии. Например, за дочь Джейн Ноуэлл отец выплатил выкуп вождям и доверительным лицам, собрав их дома. Во время празднества были танцы и пиршество для всех гостей, а потом отец невесты заявил, что все присутствующие могут пойти в кино в ближайшую субботу бесплатно, а на сеансе раздавали фрукты и сладости.
Подобным образом отметили смерть девочки у одной пары. По деревне прошлись родственники молодых и раздали деньги. Но в этих случаях терялся смысл самого праздника. В нем уже не было традиционных танцев с переодеванием и масками.
Хитрый способ квакиютли, чтобы сохранить обычай потлача
Танец во время потлача. / Фото: umistapotlatch.ca
На стороне индейцев были люди с образованием, которые понимали их отношение к традициям предков. Юрист из Ванкувера посоветовал разделить празднование потлача на две составные. Сначала провести торжественную часть с выступлением, а позже раздать подарки, которые окажутся как бы не привязанными к торжеству.
На острове Виллэдж впервые использовали совет о разделении потлача. Подарки получили в виде мешков с мукой. Человек, который их доставил, сказал, что это помощь людям, чтобы пережить зиму. Было доставлено 1,5 тысячи мешков для индейцев, и властям не к чему было придраться. Второй случай – вождь переписал присутствующих на празднике и заверил, что в течении полугода все получат подарки. Поэтому департамент как ни старался, а к ответственности призывать было некого. Придумали даже отнимать излишки у индейцев, чтобы они не могли проводить потлач, но до законного уровня это безумство не дошло.
Прогресс внес свои коррективы, и потлач даже стал забываться. Появился торговый флот, стало больше заходить рыболовецких судов, которые составили конкуренцию индейцам. Молодежь теряла интерес к длинным ритуалам, а экономика делала свое дело – люди беспокоились о том, как будут жить. В 50-х годах в новом тексте о законах об индейцах исчез запрет на проведение потлачей. Стали возрождаться традиции, но не в той степени, как это было раньше. Уже никто не уничтожает имущество, чтобы доказать свое превосходство, но вернули красивое танцевальное представление и возведение тотемного столба.
Индейцы, которые смогли принять цивилизацию, достигли больших успехов. Чарльз Секевья Лолома смог стать известным и любимым ювелиром первой леди США и королевы Дании, создавая украшения, в которых сохранил орнаменты своего племени и показал красоту традиций. Он старался идти в ногу с эпохой, и своей работой показал племени новые возможности.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: