История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    

Транссибирская железнодорожная магистраль./фото:regnum.ru

Транссибирская железнодорожная магистраль./фото:regnum.ru

5 октября отметила 100-летие Транссибирская железнодорожная магистраль – самая длинная на планете. Ее протяженность - 9288,2 км. Начальный пункт Транссиба - Ярославский вокзал Москвы, а конечный пункт - вокзал Владивостока. Ее строили 25 лет, дорога проходит через 8 часовых поясов, через Европу и Азию, 11 областей, 5 краев, две республики и одну автономную область, 88 городов, пересекает 16 крупных рек. В этом обзоре история создания дороги тысячелетия.



30 марта 1891 года главою российского государства был издан указ о начале строительства пути через всю территорию Сибири. Созданный на его основе государственный комитет вынес постановление, в котором одобрял такое важное задание и приветствовал использование отечественных трудовых и материальных ресурсов для великого дела.

Первый этап строительства

Церемония начала строительства. /фото:regnum.ru

Церемония начала строительства. /фото:regnum.ru


В мае этого же года состоялась торжественная закладка первого камня, в которой принимал непосредственное участие будущий российский император Николай. Создание транссибирской дороги началось в очень сложных условиях. На всём протяжении пути стояла вековая тайга, а около Байкала строителей ждали скалы. Чтобы укладывать шпалы, приходилось взрывать и создавать насыпи.

Никакой механизации, только ручной труд. /фото:humus.livejournal.com

Никакой механизации, только ручной труд. /фото:humus.livejournal.com


На проведение планов Государя в жизнь потребовались огромные денежные средства. Первоначальная смета была рассчитана на 350 млн рублей. Если учесть разницу в весе современной российской валюты и полновесного золотого рубля, то проект покажется очень дорогим. Для уменьшения финансовых затрат к строительству привлекалась дармовая рабочая сила: солдаты и каторжане. На пике строительства в работах были задействованы 89 тысяч человек.

Необыкновенные темпы

Главная сила - лошадиная сила. /фото:gako.archives.kurganobl.ru

Главная сила - лошадиная сила. /фото:gako.archives.kurganobl.ru


Железнодорожная магистраль укладывалась с небывалой по тем временам быстротой. За 12 лет строители успели создать 7,5 тысяч километров первоклассных путей, хотя за истекший период им приходилось преодолевать много трудностей. Такими темпами не работали ни в одной стране.

Проверка на прочность. /фото:humus.dreamwidth.org

Проверка на прочность. /фото:humus.dreamwidth.org


Для укладки шпал и рельс использовались самые примитивные механизмы и инструменты: ручные тачки, лопаты, топоры и пилы. Каждый год прокладывали около 600 км дороги. Рабочие трудились не покладая рук, порой до полного упадка сил. Суровые условия Сибири негативно влияли на здоровье, и многие строители окончили жизнь во время работы.

Инженерные кадры

Инженерный корпус. /фото:alvabul.narod.ru

Инженерный корпус. /фото:alvabul.narod.ru


Во время строительства в проекте участвовали многие известные в то время в России инженеры. Среди них большой популярностью пользовался Орест Вяземский, стоивший большой участок в Уссурийской тайге. Станция Вяземская названа именно в его честь и сегодня хранит имя великого русского специалиста. Соединением железнодорожными путями Новосибирска с Челябинском занимался другой специалист в области строительства – Николай Гарин-Михайловский. Он сегодня больше известен потомкам по своим литературным произведениям.

Оригинальный мост. /фото:medicine.axipro.ru

Оригинальный мост. /фото:medicine.axipro.ru


Свой участок дороги инженер закончил в 1896 году. Участок между Иркутском и Обью строился Николаем Межениновым. Сегодня он известен, как Среднесибирская дорога. Проектированием и строительством моста через Обь занимался Николай Белелюбский. Он являлся знатоком и экспертом в механике и создании двигателей. Работы по прокладке Среднесибирского участка магистрали завершились в 1899 году.

Постановка на рельсы. /фото:humus.dreamwidth.org

Постановка на рельсы. /фото:humus.dreamwidth.org


Круглобайкальским участком дороги занимался Александр Ливеровский. Строительство проходило в очень сложных природных условиях. Город Уссурийск соединили с Гродеково железнодорожными колеями в 1901 году. Благодаря удачному окончанию участка Владивосток получил постоянную удобную связь с центром страны. Европейские товары и пассажиры получили более быстрый и удобный путь к Тихому океану.

Расширение проекта

Классика мостостроения. /фото:humus.dreamwidth.org

Классика мостостроения. /фото:humus.dreamwidth.org


Строительство нового пути из центральных районов России на Дальний восток создало экономические предпосылки для дальнейшего роста экономики края. Дорогостоящий проект начал давать и практическую пользу. Некоторые проблемы принесла война с Японией. В это время грузопассажирский поток по железной дороге уменьшился во много раз из-за ограничений на нескольких участках.

Храм в железнодорожном вагоне. /фото:zavodfoto.dreamwidth.org

Храм в железнодорожном вагоне. /фото:zavodfoto.dreamwidth.org


Магистраль могла пропускать за сутки всего 13 составов, что было слишком мало для народного хозяйства и армии. Совет министров 3 июня 1907 на очередном заседании решил расширить транссибирскую магистраль. Для этого нужно было проложить дополнительную колею. Руководство строительством передали Александру Ливеровскому. Уже к началу 1909 года дорога в два раза увеличила свою пропускную способность.

Депо. /фото:zavodfoto.dreamwidth.org

Депо. /фото:zavodfoto.dreamwidth.org


Руководство страны решило, что одним из основных негативных факторов, оказавшим влияние на ход и результат войны с Японией, было плохое транспортное сообщение между Владивостоком и европейской частью страны. Среди особо важных задач правительство выделило расширение железнодорожной сети. После совещания Совета министров началось создание Минусинско-Ачиинского и Амурского участков магистрали. Общая длина пути составила почти 2 тысячи км.

Окончание строительства

Прибытие первого поезда в Иркутск. /фото:pastvu.com

Прибытие первого поезда в Иркутск. /фото:pastvu.com


Проект подошёл к своему завершению в 1916 году. Железнодорожный путь соединил Челябинск с Тихим океаном. Тогда же окончилось возведение моста через Амур и Амурской магистрали. Для удобства эксплуатации всю дорогу разделили на четыре участка. Железнодорожные перевозки росли с каждым годом и достигли к 1912 году цифры в 3,2 млн пассажиров. Существенно выросли и перевозки грузов. Магистраль стала давать большой доход стране.

Восстановление после разрушения

Возможности Транссиба сегодня. /фото:blogspot.com.by

Возможности Транссиба сегодня. /фото:blogspot.com.by


Огромный ущерб нанесла магистрали Первая мировая война. Было разрушено много километров путей, сильно пострадали мосты и служебные сооружения. Даже знаменитый мост через Амур стал жертвой революции и получил повреждения. Новая власть поняла всю важность железнодорожного сообщения и уже в 1924-1925 годах занялась восстановлением магистрали. Прошла реконструкция и железнодорожного моста через Амур. В 1925 году Транссиб стал полностью функциональным.

Марка к юбилею. /фото:humus.dreamwidth.org

Марка к юбилею. /фото:humus.dreamwidth.org


Бонус.Транссиб сегодня.



Тоннели Транссиба. /фото:train.spottingworld.com

Тоннели Транссиба. /фото:train.spottingworld.com


Товарная станция на Транссибе. /фото:photosight.ru

Товарная станция на Транссибе. /фото:photosight.ru


Транссиб зимой. /фото:medium.com

Транссиб зимой. /фото:medium.com


Транссиб. Мост над потоком. /фото:train.spottingworld.com

Транссиб. Мост над потоком. /фото:train.spottingworld.com


Морские контейнеры в пути. /фото:musplaylist.ru

Морские контейнеры в пути. /фото:musplaylist.ru


Пассажирский состав на Транссибе. /фото:tumblr.com

Пассажирский состав на Транссибе. /фото:tumblr.com


Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








21137
6.10.2016 18:42
В закладки
Версия для печати




Смотрите также