История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Не каждый житель Ярославской области знает о необычном народе, проживающем по соседству. Чего уж там говорить об остальных россиянах. Деревню Мартыново Мышкинского района Ярославской глубинки населяют кацкари. Говорят, вроде бы, по-русски, но не совсем понятно. Помимо собственного диалекта, продолжают следовать отдельной культуре предков, пересказывают детям и внукам древние сказки и автохтонные предания, пронесенные через столетия. Деревня давно могла затереться на карте России. Но удивительным образом кацкари умудряются заявлять о себе и привлекать все больше туристов.


Самопрезентация кацкарей



Мартыново - малоизвестная глубинка Ярославщины. / Фото: www.komandirovka.ru

Мартыново - малоизвестная глубинка Ярославщины. / Фото: www.komandirovka.ru


Сегодня Мартыново известно необычным этнографическим музеем под открытым небом. В теплый сезон сюда ежедневно «примаскаливают» автобусы с «питерянами». С «кацкого» это переводится, как «приезжают горожане». Забытый и неподдельный крестьянский быт, воссозданный жителями деревни, интересует все большее число туристов из самых далеких регионов России. Кацкари живут вдоль реки Катка - в нескольких деревнях Мышкинского, Некоузского и Угличского районов в западной части Ярославской области. На сегодня число представителей не превышает 400 человек. Своего рода столицей кацкари сами выбрали село Мартыново. Как, впрочем, и причислили себя к самобытному этническому сообществу.

Сергей Темняткин - мартыновский краевед. / Фото: www.yarwiki.ru

Сергей Темняткин - мартыновский краевед. / Фото: www.yarwiki.ru


Первым во всеуслышание об этом заговорил тамошний краевед - учитель Сергей Темняткин. С развала СССР он издавал газету (позже журнал) «Кацкая летопись», где и прописывались национальные идеи. По мнению Темняткина, «Кацкий стан» (кацкая земля и ранее волость Катка) несколько столетий представляет собой обособленную единицу в этнографическом смысле. Автор этой идеи утверждает, что диалект кацкарей произошел от мерянского языкового субстрата, принадлежавшего финно-угорскому племени «кадь». В 90-е даже был составлен словарь кацкого диалекта на основе говора жителей Мартынова и окрестностей. Томик содержит немало лексики, действительно отсутствующей в нормированном русском языке. Как пример: дарома (хорошо), лягва (лягушка), закомелистый (крупный, широкоплечий), наполохаться (напугаться), пальмо (пламя), нарушенный (брошенный), мантурить (надрываться на работе) и др.

Кацкари создали свой словарь, летопись и выпускают газету. / Фото: www.katskari.ru

Кацкари создали свой словарь, летопись и выпускают газету. / Фото: www.katskari.ru


Вторым признаком обособленности кацкарей от остальных русских Темняткин называет собственный фольклор и вековые традиции. Учитель организовал в рамках школьных уроков «кацковедение». Кстати, учебник он разработал сам. С 5 по 9 классы дети знакомились с диалектом предков, обычаями, фольклором и мифами. В 2004-м в ярославской прессе шла речь о предоставлении кацкарям культурной автономии и даже собственного представительства в ООН!

Несогласие академиков



Ученые не относят кацкарей к отдельному этносу. / Фото: www.katskari.ru

Ученые не относят кацкарей к отдельному этносу. / Фото: www.katskari.ru


Российские академические учёные не разделяют идеи Темняткина на тему отдельной этнографической группы кацкарей. Даже сам народ до недавнего времени не использовал этноним «кацкарь», в отличие от тех же скобарей. Не осознавались и особенности местного диалекта на фоне вариаций русского языка, как отмечает этнограф В.Баранова. Научный сотрудник лаборатории популяционной генетики человека ФГБНУ «МНГЦ» Марина Чухряева приводит доказательства того, что с позиции генетики наследственный код кацкарей содержит столько же финно-угорского компонента, сколько и прочие представители восточных славян.

По мнению скептиков, деятельность Темняткина - пример искусственного выстраивания идентичности. Доктор исторических наук Ю. Зарецкий нелестно характеризует позицию авторов «Кацкой летописи». Ученый приводит доводы о том, что газета делает кацким все, о чем бы ни писала:
окрестные сёла, обычаи, предметы архитектуры и, прежде всего, исторические события. В качестве яркого примера - восстание недовольных советской властью жителей села Нефедово в 1919-м, которое корреспондент называет «Кацким восстанием». Критикуют исследователи и неоднозначное использование Темняткиным теории пассионарности и этногенеза Льва Гумилёва.

Старая карта региона проживания кацкарей. / Фото: www.vk.com

Старая карта региона проживания кацкарей. / Фото: www.vk.com


Не доказана и идентичность кацкого диалекта. Специалисты из фольклорной экспедиции СПБГУ, изучавшие в 2001-м культуру кацкарей, признали языковые отличия жителей Мартынова. Но затруднялись с окончательным выводом о том, чем это объясняется. Такое явление вполне можно принять за банальную безграмотность и отклонения от нормы. Исследователь А. Зарецкая уверена, что в данном случае нельзя вести речь даже об отдельном кацком говоре, а не то, что о диалекте.
Все ученые сходятся в одном: кацкари активно поддерживают Темняткина, потому что идея идентичности приносит селянам всяческие выгоды. Но на деле ничего плохого нет в том, что люди прилагают усилия к сохранению привычного в их местности жизненного уклада.

Чем кацкари привлекли туристов



Здание кацкого музея. / Фото: www.vmuzey.com

Здание кацкого музея. / Фото: www.vmuzey.com


В 2000 году в деревне Мартыново открылся самобытный музей культуры кацкарей. Отдельная информация хранится и в Угличе - в Госфилиале архива Ярославской области. Музейные культурологи считают, что Кацкий стан остался, пожалуй, единственным местом во всей России, где жива почти угасшая крестьянская культура. В самом Мартыново нет ни единого дачника, все селяне живут там постоянно, работают и ведут личное хозяйство. Вся деревня напоминает один большой музей.

Музейные сотрудники знакомят посетителей с натуральным деревенским подворьем, кацким театром, угощают кушаниями из русской печки, предлагают местные сувениры и деревенские пищевые продукты. И все это через призму кацкого мировоззрения. Одна из самых привлекательных для туристов программ - «Побахорим по-кацкие» («поговорим по-кацки»). При этом ведущие активно используют кацкий диалект, на котором «бахорят» (говорят) местные жители и частично даже ведется делопроизводство.
Создатели музея признаются, что изначально не надеялись на такое количество туристов. При этом спустя годы в Мартыново тянутся и тянутся автобусы с экскурсиями.

Селяне воссоздали кацкий, а по сути, русский крестьянский быт. / Фото: www.voayge-kaluga.ru

Селяне воссоздали кацкий, а по сути, русский крестьянский быт. / Фото: www.voayge-kaluga.ru


Тенденция радует: стремление россиян прикоснуться к быту предков говорит о возвращении к собственным корням. Народ находит в истории близкое для себя и родное. Так что при любых раскладах кацкие инициативы полезны культуре всей страны. Изредка в музей прибывают и иностранцы. Недавно канадец, повидавший величие Санкт-Петербурга, Москвы, отзывался о Мартыново, как о блюде с особой пряностью.

Самоидентичностью отличались и народы времен СССР. Чаще всего они соревновались в кулинарных национальных особенностях и готовят странные блюда советских народов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








2101
9.04.2024 17:38
В закладки
Версия для печати




Смотрите также