Архитектура   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    

Мастеровые земли русской: Русский самородок Самсон Суханов

Мастеровые земли русской: Русский самородок Самсон Суханов

Многие архитектурные сооружения Санкт-Петербурга восхищают своей грандиозностью, хорошо известны и имена их создателей, прославленных зодчих. Что же касается непосредственных исполнителей, воплотивших в жизнь их замыслы, то о многих из них практически ничего не известно. Одним из таких мастеров был Суханов Самсон Ксенофонтович, талантливый скульптор и камнерез, много каменных чудес воздвиг он над Невой.


Родился Самсон в Вологодской губернии в крестьянской семье в 1768 году. С детских лет уже приходилось ему батрачить, потом работал и бурлаком, и на отлове диких зверей, не боялся никакой работы, много чего умел. Бурлаки частенько рассказывали о диковинном городе Санкт-Петербурге, и очень захотелось Самсону там побывать. И вот когда ему исполнилось 30 лет, он попал в этот город. И как оказалось, здесь его дожидалось главное дело всей его жизни. В те годы в столице шло активное строительство, и рабочие руки здесь были очень нужны. К тому же, в этом городе жил его шурин, и Самсон устроился работать к нему в бригаду на строительство царской резиденции, Михайловского замка, камнесечцем. Работа эта, хоть и была физически очень тяжелой, ему нравилась. Очень быстро проявились талант и сноровка Самсона. Вскоре камень подчинился Самсону, он научился работать молотком и зубилом, хорошо чувствовал, куда и с какой силой надо ударить, чтобы камень не раскололся. К тому же он был очень сильным, и ворочать каменные глыбы ему не составляло особого труда. Да и время Самсон зря не тратил - освоил грамоту, научился разбираться в чертежах. В общем, работа спорилась, и вскоре ему стали доверять более сложные задания.

Михайловский замок

Михайловский замок

Казанский собор


После завершения строительства Суханов организовал собственную артель и начал брать подряды уже самостоятельно. Людей он набрал легко, шли они работать к нему охотно.
Вскоре в городе начали возводить Казанский собор. Конкурс проектов, в котором участвовали и именитые иностранные архитекторы, выиграл тогда еще малоизвестный зодчий, бывший крепостной Андрей Воронихин. На работу по строительству будущего собора он пригласил только русских мастеров, в том числе и артель Суханова, про которую уже был наслышан. Им предстояло возвести колоннады - внешнюю и внутреннюю.

Сухановская артель

Сухановская артель


В качестве материала для изготовления колонн Воронихин решил использовать пудостский камень, и Суханов, знакомый со свойствами этого камня, поддержал идею Воронихина. Этот камень, лежащий на земле, – очень мягкий и легко поддается обработке, но, находясь на воздухе, становится все тверже и тверже. С наружными колоннами из пудостского камня особых проблем не возникло, и вскоре они встали, словно каменная роща, вдоль Невского проспекта.

Внешние колонны Казанского собора

Внешние колонны Казанского собора


Но оставалось еще 56 монолитных колонн для внутреннего свода – только уже из гранита, каждая весом более 100 тонн, а это уже работа посложней.

Суханов разработал особый метод вырезания гранитных плит из скалы нужного размера. Глыбы высекались с поразительной точностью. Иностранные инженеры, наблюдавшие за этим процессом, ломали головы и никак не могли понять, чем же он руководствовался при этом.

Высекают заготовки колонн из скалы

Высекают заготовки колонн из скалы


Придумал Суханов также способы транспортировки и установки колонн. Так что и с этой сложной задачей его артель успешно справилась. За эту работу Суханову была вручена золотая медаль.

Казанский собор

Казанский собор

Стрелка Васильевского острова


В 1803 году артель подрядилась выполнить работы на Стрелке Васильевского острова, не только строительные, но и земляные. Им предстояло поднять и укрепить берег, изменив береговые очертания, засыпать площадь и после этого одеть в гранит всю набережную. Для украшения фасада Биржи и его противоположной стороны Суханов высек из камня фигуры бога Нептуна и богини Навигации с Меркурием.

Скульптура Нептуна на здании Биржи

Скульптура Нептуна на здании Биржи


Эта работа продолжалась пять лет, затем взялись за Ростральные колонны. Их также изготовили из пудостского камня и покрасили в красный цвет.




Внутри колонн находятся лесенки, по которым можно подняться наверх и зажечь огни маяков. Рядом с колоннами установили четыре великолепные скульптуры, также высеченные Сухановым, и символизирующие реки – Неву, Волхов, Волгу и Днепр. Так что всю красоту на Стрелке Васильевского острова навела сухановская артель.



Горный институт


Еще не были завершены работы на Стрелке, а Суханова снова пригласил для совместной работы Андрей Воронихин, который приступил к новому строительству – предстояло возвести здание Горного института.
Для этого здания Суханов изготовил 12 колонн и две скульптуры – «Геракл, удушающий Антея» и «Похищение Прозерпины Плутоном». Этими его работами восхищались даже именитые скульпторы.

Скульптура «Похищение Прозерпины Плутоном». Горный институт

Скульптура «Похищение Прозерпины Плутоном». Горный институт

Исаакиевский собор


А затем Суханов со своей артелью приступил к выполнению еще одного грандиозного заказа – возведению колонн для Исаакиевского собора, строящегося по проекту Огюста Монферрана. Всего требовалось установить 112 колонн из гранита, весом 114 тонн каждая. Впервые в истории строительства работу начали не с возведения стен, а с установки колонн. Их обмотали войлоком и поднимали с использованием специальных валов.

Установка колонн Исаакиевского собора

Установка колонн Исаакиевского собора





Колонны внутри Исаакиевского собора, отполированные до блеска

Колонны внутри Исаакиевского собора, отполированные до блеска

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор

Александровская колонна


Давайте взглянем на сохранившиеся рисунки, на которых показан процесс установки Александровской колонны. Хотя сам Суханов в этом участия не принимал, но многие работы велись с использованием его технологий. Вес колонны - 600 тонн!

Работа в карьере Питтерлакс (Пютерлаксе)

Работа в карьере Питтерлакс (Пютерлаксе)

Опрокидывание массива для стержня колонны в карьере

Опрокидывание массива для стержня колонны в карьере

Доставка блоков для постамента Александровской колонны

Доставка блоков для постамента Александровской колонны

Установка постамента на фундамент

Установка постамента на фундамент

Погрузка стержня колонны на баржу

Погрузка стержня колонны на баржу

Перемещения готовой колонны: от набережной к эстакаде

Перемещения готовой колонны: от набережной к эстакаде

Поднятие колонны

Поднятие колонны

Григорий Гагарин. Александрийская колонна в лесах. 1832

Григорий Гагарин. Александрийская колонна в лесах. 1832

Бишебуа, Л. П. -А. Байо А. Ж. -Б. Торжественное открытие Александровской колонны (30 августа 1834г)

Бишебуа, Л. П. -А. Байо А. Ж. -Б. Торжественное открытие Александровской колонны (30 августа 1834г)

Вот она, красавица...

Вот она, красавица...


В конце жизни дела у Суханова пошли не очень хорошо, наступила полоса неудач, он разорился, и о дальнейшей его судьбе почти ничего неизвестно.
И хотя в городе осталось много памятников, созданных этим мастером-самоучкой, долгое время даже не знали, как же он выглядел. И уже в наше время, реставрируя найденный старинный холст, реставраторы обнаружили на нем сначала подпись художника «Василий Тропинин», а затем портрет старого человека на фоне каменной колонны, в руках он держал каменотесный молоток. В результате было сделано предположение, что этот портрет написан с Суханова.

Портрет Самсона Суханова Художник В. Тропинин

Портрет Самсона Суханова Художник В. Тропинин


В свое время журнал «Отечественные записки» писал: «Столица наша превратится вскорости в новые Фивы, позднее потомство будет спорить, люди или исполины создавали град сей. Честь и слава гражданину Суханову».

Так и случилось в действительности. Со временем технологии Суханова по работе с многотонными гранитными блоками оказались утерянными, и сейчас многие инженеры и каменотесы отказываются верить в то, что можно было обработать эти глыбы вручную, без применения каких-либо механизмов и станков, перевезти и установить их. Даже с использованием современных технологий кажется невозможным это повторить. Вот такой получается парадокс... Инопланетяне поработали? )))

И сегодня остаются загадкой знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 лет. Жаль, что осталось этих шедевров совсем немного.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








26854
10.03.2018 15:46
В закладки
Версия для печати




Смотрите также