Уходящий год выдался довольно интересным в плане археологии. Был сделан ряд находок, которые позволили приоткрыть завесу тайны над тем, как жили люди тысячи лет назад. Также ученые сумели обнаружить потрясающие доказательства правдивости некоторых событий, происходящих в Библии.
1. Свидетельства библейских событий под могилой Ионы
В четырех туннелях, которые ИГИЛ вырыл под могилой Ионы, археологи обнаружили семь надписей 2700-летней давности, описывающих законы ассирийского царя, упомянутые в Библии.
Хотя ИГИЛ несет ответственность за уничтожение и продажу бесчисленных бесценных артефактов во время оккупации Ирака, их грабежи привели к важному открытию в древнем библейском городе Ниневии. После того, как иракская армия освободила этот район от ИГИЛ в начале 2017 года, археологи обнаружили туннели, которые ИГИЛ выкопало, чтобы собирать и продавать артефакты на черном рынке. В прошлом году археологи объявили, что, исследуя туннели, они неожиданно обнаружили место ассирийского дворца, расположенного под могилой Ионы.
Надписи описывают правление ассирийского царя Асархаддона (681 - 669 г.г. до н.э.), который упоминается в Библии в «Книге Царей» (19:37), «Книге пророка Исаии» (37:38) и «Книге Ездры» (4:2). Примерный перевод гласит: «Дворец Асархаддона, могущественного царя, царя мира, царя Ассирии, царя Вавилона, царя Шумера и Аккада, царя царей нижнего Египта, верхнего Египта и Куша».
Асархаддон был сыном Синаххериба, который, согласно Библии, был убит своими сыновьями в 681 году до нашей эры после того, как он не смог захватить Иерусалим. Затем Асархаддон вернулся в Ниневию, объявил себя царем и изгнал своих братьев. Считается, что в том же году он начал работу по восстановлению Вавилона. Надписи под гробницей Ионы также говорят, что Асархаддон восстановил храм бога Ашшура (главного бога ассирийцев), перестроил древние города Вавилон и Эсагил и «обновил статуи великих богов».
2. Действительно ли Ноев Ковчег пристал к берегу в библейских горах Арарата
Команда археологов решила обыскать турецкую гору Аль-Джуди, чтобы найти останки Ноева Ковчега. Хотя во время исследований не было обнаружено никаких новых доказательств легендарного корабля, ученые нашли древний ассирийский рельеф, высеченный на скале.
На рисунке изображен пожилой бородатый мужчина, стоящий с высоко поднятой правой рукой, а в левой держащий посох. Ученые считают, что это изображение Шамши-илу. Исследователи объясняют, что, поскольку на фигуре нет никакого головного убора (что можно было бы ожидать от ассирийского царя), более вероятно, что это изображение могущественного наместника Шамши-илу, который правил большей частью Северной Сирии примерно с 780 по 745 г.г. до н.э.
Долгое время считалось, что останки Ноева Ковчега находятся на одной из трех гор: Арарат, Аль-Джуди или Нисир. Большинство предполагают, что они до сих пор покоятся на Арарате, как это было описано в книге Бытия. Однако, гора Арарат получила свое название только во II веке, во время христианизации Сирии.
3. Шесть самых древних изображений Иисуса
Поскольку ни в Библии, ни в Новом Завете нет описания того, как выглядел Иисус Христос, художники и создатели мозаики часто прибегали к художественным канонам своего времени, чтобы создать визуальный образ «Сына Божьего». Это означает, что некоторые из самых ранних изображений Иисуса могут подсказать, как выглядел иконографический стиль во время раннего христианства.
Вот список шести самых древних изображений Иисуса, известных историкам:
а) Граффито Алексаменоса, I век
Данное «граффити», изображающее мужчину, смотрящего на распятого человека с головой осла, было вырезано на штукатурке одного из домов Рима в I веке. Это действительно насмешка над Христом, поскольку в то время христианство не было официальной религией, и большинство граждан Рима относились к христианам с подозрением и скептицизмом.
б) Добрый Пастырь, III век
Хотя в Евангелиях нет физического описания Иисуса, в них есть много образных описаний. Возможно, наиболее поразительной является метафора «Доброго Пастыря». В Евангелии от Иоанна (10:11 и 10:14) Иисус говорит: «Я добрый пастырь… добрый пастырь отдает свою жизнь за овец» Поэтому неудивительно, что многие ранние христианские художники выбирали образ пастыря, чтобы изобразить Христа.
в). Поклонение волхвов, III век
Другим образом Христа, представленным в Новом Завете, является поклонение волхвов, описанное в «Евангелии от Матфея» (2: 1-12). В результате это стало одним из самых популярных представлений о жизни Христа в первые годы христианства. Данная картина с изображением волхвов, приносящих дары младенцу, была создана для украшения саркофага, датируемого III веком, который сейчас хранится в музее Ватикана в Риме.
г). Исцеление паралитика, III век
Одно из чудес Иисуса, описанное в Евангелиях (от Матфея (9: 1–8), Марка (2: 1–12) и Луки (5: 17–26), - это то, как он исцелил парализованного человека в Капернауме. С тех пор этот эпизод стал характерной чертой христианской иконографии. Это изображение исцеления паралитика, датируемое III веком, было найдено в баптистерии давно заброшенной церкви в Сирии. Оно является одним из самых ранних изображений Христа, известных историкам.
д). Христос между Петром и Павлом, IV век
На следующем изображении Христа, датируемом IV веком, он показан между апостолами Петром и Павлом. Фреска была написана в катакомбах Марцеллина и Петра возле Виа Лабикана в Риме, рядом с виллой, которая раньше принадлежала императору Константину. Ниже главных фигур картины (Иисуса, Петра и Павла), можно увидеть Горгония, Петра, Марцеллина и Тибурция, четырех мучеников, которые были похоронены в этих катакомбах.
е). Христос Пантократор, VI век
Греческое слово «Pantocrator» буквально означает «всемогущий». Именно так перевели на греческий два имени Бога из Ветхого завета: «Бог воинства» (Саваоф) и «Всемогущий» (Эль-Шаддай). Чтобы отобразить его могущество, византийские иконописцы использовали такие нюансы, как правая рука с раскрытой ладонью — символ силы и авторитета. Это изображение - самый старый известный пример «Христоса Пантократора» в мире. Оно было написано на деревянной доске в VI или VII веке и в настоящее время хранится в монастыре Святой Екатерины на горе Синай в Египте, одном из старейших монастырей в мире.
4. Место, где когда-то стоял Содом
Археолог Стивен Коллинз считает, что он нашел останки Содома. Он сделал это открытие на основании подсказок из библейской географии, а также недавно найденных в Телль-эль-Хаммам археологических свидетельств.
Библия говорит, что Содом был городом, полным порока и греха. За это Господь «пролил дождь из огня и серы», чтобы стереть город и его грехи с лица земли. В Телль-эль-Хаммаме археологи обнаружили множество свидетельств сильного пожара, в результате которого город среднего бронзового века превратился в руины. Причем, остатки керамики оплавились, что указывает на то, что они кратковременно подвергались воздействию температур, значительно превышающих 1100 градусов по Цельсию (приблизительная температура вулканической магмы). Возможно, что город был уничтожен астероидом или извержением вулкана в результате землетрясения.
5. Что случилось с настоящим крестом Христа
Реликвия, которую прятали много раз, а затем вновь находили, была расколота на куски и разбросана по всей земле.
После смерти Иисуса евреи, которые боялись, что его ученики захотят извлечь мощи, буквально заставили исчезнуть каждый из предметов, связанных с распятием. На Голгофе крест Иисуса был брошен в яму в земле вместе с другими, на которых были распяты два вора. Прибыв на Святую Землю 300 лет спустя, императрица Елена в итоге нашла три креста, но какой из них принадлежал Господу. Чтобы выяснить это, был проведен «следственный эксперимент» - настоящий крест излечил женщину.
Второе исчезновение
Позже крест исчез в руках персов. Реликвия была бы их «козырем» при любых переговорах с Восточной Римской империей (византийцами). Но в 630 году Ираклий, император Византийской империи, одержал убедительную победу над персами и с триумфом возвратил часть креста в Иерусалим (другую часть оставили в Константинополе).
Третье исчезновение
Однако спустя несколько лет началось арабское завоевание, и Иерусалим попал под власть мусульман. Когда христиане подверглись преследованиям, Крест был снова спрятан. Девяносто лет спустя (в 1099 г.) его обнаружили благодаря крестовым походам, начатым Церковью для освобождения Святой Земли. Он стал символом Иерусалимского королевства крестоносцев.
Четвертое исчезновение
В 1187 году Истинный Крест снова исчез, и на этот раз окончательно, на поле битвы при Хаттине. Крестоносцы взяли его с собой, чтобы «обеспечить» победу над султаном Саладином. Однако они проиграли битву, и Иерусалим попал в руки султана. Крест бесследно исчез. Легенда гласит, что папа Урбан III, услышав эту новость, упал замертво.
Все куски дерева, распространяемые или продаваемые как реликвии по всему земному шару на протяжении веков (особенно со времен средневековья), хранятся в ряде церквей. Согласно различным анализам, предполагаемые «истинные» фрагменты креста Иисуса составляют всего лишь десятую часть Креста (происхождение остальных было признано сомнительным). Самый большой фрагмент сохранился в Греции в монастыре Афона; другие фрагменты находятся в Риме, Брюсселе, Венеции, Генте и Париже.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: