История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 2
+2
-1 0
Разное    



Развитие Российской Империи в 19 веке привело к появлению Малороссии, Белороссии и Новороссии. Сами наименования недвусмысленно передавали стремления российской короны навести порядок с самоопределением местных жителей и снизить вероятность протестных явлений на границах. Российское влияние на Дальнем Востоке в конце 19 века также потребовало от правительственных кругов укрепления там имперского присутствия. С расширением в сторону Китая Николай II назвал обустройство новой части страны главной целью своего правления. Как Желтороссия стала самым развитым уголком «русского мира» - в нашем материале.


Как Россию втянули в китайские дела

Скорый поезд КВЖД. /Фото: avatars.dzeninfra.ru

Скорый поезд КВЖД. /Фото: avatars.dzeninfra.ru


В японско-китайскую войну (1894—1895) Маньчжурию частично заняли войска Страны восходящего солнца. Но инициированный союзниками Симоносекский договор возвратил территории Китаю. С ослаблением цинского правительства усилилось русское влияние в Маньчжурии, которую поступательно включили в сферу российских политико-коммерческих интересов. Видя перспективу в дружелюбной колонизации нового подшефного региона, министр Витте инициировал строительство КВЖД. В 1896-м по кратчайшему от Владивостока маршруту к Харбину начали вести железнодорожный путь, получивший в управление прилегающую полосу отчуждения. По ходу следования основали русифицированные города Дальний и Харбин.

В 1898-м Россия арендовала у китайцев Ляодунский полуостров, расстроив коммерческий порт Дальний, а в 1901-м стартовало строительство в Порт-Артуре военно-морской базы. Но русское правительство напоролось на японские препоны, заявлявшие притязания на те же земли. Японцы агрессивно реагировали на столь скоростной рост российской экспансии. С 1900-го при внешней поддержке в Маньчжурии начали вспыхивать местные антирусские восстания. Однако и это Петербург сумел обернуть в свою пользу, заняв район КВЖД войсками. В 1903-м Российская империя создала в Порт-Артуре так называемое Наместничество Дальнего Востока, взяв в разработку проект закрепления за Маньчжурией региона «Желтороссия». За ее территориальную основу взяли Квантунскую область и полосу отчуждения КВЖД.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Как жили и кем работали русские эмигранты в разных странах, куда бежали после революции и Гражданской войны.

Ползучая желтая угроза

У проекта «Желтороссия» были большие планы. /Фото: avatars.dzeninfra.ru

У проекта «Желтороссия» были большие планы. /Фото: avatars.dzeninfra.ru


Неполиткорректное на сегодняшний взгляд название «Желтороссия» тогда воспринималось абсолютно нормально. Автором пилотного проекта стал известный сибирский этнограф и журналист Левитов. Он считал, что необходимо активно обживать масштабные просторы и мечтал смешать народы в пустынных областях между Байкалом и Тихим океаном, окрестив инородцев.

Для этого были предприняты серьезные шаги. Стоявшие по линии строительства КВЖД города максимально русифицировались при параллельной активности среди местных православной церкви. Правда, на деле разбавлять аборигенов оказалось некем, а переселенных для этого казаков не хватало. Всю Сибирь на тот момент населяли максимум 4 млн жителей, тогда как в одной лишь Маньчжурии проживали около 8 млн азиатов. В общем, русское присутствие оказалось совсем незначительным.

У идеи создания в Китае Желтороссии по этой причине появились серьезные противники. Тот же влиятельный при дворе генерал Куропаткин озвучивал, что с ужасом наблюдает, как быстро китайцы монополизируют всю мелкую торговлю. Он называл ситуацию «ползучей желтой угрозой» и предупреждал императора о неизбежных бедах, которые грянут в России с волной китайцев, заменивших русских крестьян.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Как китайский Харбин стал русским городом с сотнями тысяч жителей-россиян и множеством православных церквей.

Богатейший регион русского влияния

Русская Желтороссия в Маньчжурии.

Русская Желтороссия в Маньчжурии.


Скоро от Москвы и Петербурга помчались до Владивостока и Порт-Артура поезда, состыковываясь в конечной точке с рейсовыми кораблями на Шанхай, Гуанчжоу и Нагасаки. Дорогу быстро освоили и грузовые перевозчики, так что затратное железнодорожное строительство себя быстро окупало. Несмотря на довольно высокую стоимость билетов, от пассажиров отбоя не было, а запись велась за 2–3 месяца до поездки. Параллельно путь оброс предприятиями, возводимыми вдоль станций русскими, японскими, французскими промышленниками. Вчерашняя пустыня Маньчжурия превращалась в одну из самых развитых китайских провинций. За 5 лет эксплуатации КВЖД тамошнее население выросло с 8,1 до 15,8 млн жителей, перебиравшихся из центральных областей страны.

В регионе сформировалась собственная морская флотилия из двух десятков быстроходных пароходов и полусотни речных. Появились ведомственные школы, больницы, ремонтные депо, угольные копи и даже собственный театр. Харбин, как административно-культурный центр КВЖД, рос и расцветал по часам.
И все бы хорошо, но большой успех природно притягивает недружественные взгляды. Генерал-губернаторство Желтороссия стало источником напряжения, требуя усиленной защиты от японских посягательств. Япония ждала подходящего момента, собирая вокруг себя союзников, желающих перекроить карту русского мира. Не без стороннего влияния участились споры о концессиях между японскими и русскими промышленниками, выливаясь в угрожающие миру конфликты. Японцы все громче возмущались тем, что, после того как им пришлось вернуть регион китайским властям, Россия вошла и обустроила там свою военную базу.

За годы русского колонизаторства в Маньчжурии японская армия серьезно перевооружилась, став отлично оснащенным и подготовленным подразделением. Страна восходящего солнца явно жаждала реванша, и царскому правительству это было известно. Но по какой-то безответственной причине притязания японцев показались далекому Петербургу смешными. У царского двора находились дела поважнее. В тот период сенатор Плеве произнес роковую фразу: «Чтоб удержать Россию от революции, нужна маленькая победоносная война».

Правда, война выдалась совсем не маленькой и далеко не победоносной. Потерпев поражение на море, и на суше, Россия лишилась южной части Сахалина, Ляодунского полуострова с Дальним и Порт-Артуром, всей Южно-Маньчжурской железной дороги и южного ответвления КВЖД от Харбина. Судьбы «желтороссов» сложились трагично, а с приходом революции 1917-го Харбин превратился в центр белой эмиграции. 

В следующей статье читайте о том, как древние чтили умерших и почему обетные подношения были неотъемлемой частью в далёком прошлом.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








2969
12.04.2023 20:50
В закладки
Версия для печати




Смотрите также