История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Запретив дуэли, государства не избавились от разбирательств между конфликтующими сторонами, которые проходили с не менее опасными режущими предметами. Шпаги и пистолеты заменили сапожные ножи, зажатая между пальцев острая монета – дуббелтье или опасная бритва для бритья цирюльников. Ловкость использования подручного и легального орудия «труда» привела к тому, что появилась масса обезображенных лиц, за что пытались наказывать. Но находились способы скрыть и приспособить режущий инструмент для нападения или защиты, как это было с боевым искусством капоэйра.


Мексиканский «чаветас» – сапожный нож против соперника


Чаветас - сапожный нож для обрезки кожи, использовался в качестве орудия во время разборок.

Чаветас - сапожный нож для обрезки кожи, использовался в качестве орудия во время разборок.

Вооруженный поединок, чтобы защитить свою честь или удовлетворить чувство мести и злости, с обычного перерос в тайный, больше напоминающий драку. Дуэлянты или враждующие стороны начали использовать подручные режущие предметы, чем стычки и стали отличаться от ранее происходящих на шпагах или пистолях. Новые больше напоминали драки неугомонных задир, а горячий темперамент участников не оставлял места для спокойного решения конфликта.

В Мексике в XIX — начала XX столетия в качестве оружия для разборок использовался сапожный нож, которым обрезали лишнюю кожу на обуви по краям – «чаветас». Он имел форму полумесяца с очень острым лезвием и короткой рукояткой. Она была настолько мала, что помещалась в ладони. Лучшего скрытного оружия не найти.

Рабочий инструмент не мог оказаться под запретом, поэтому ему нашли еще одно применение – для решения споров. При задержании обвиняемый объяснял свое причастие к предмету тем, что он сапожник. Видимо, по этой причине в тюрьмах сидело так много «сапожников».

Монета дуббелтье: история победы маленького человека над громилой в поединке


Монета с заточенными краями помещалась между пальцами, а пальцы сжимались в кулак. Дуббелтье у мексиканцев.

Монета с заточенными краями помещалась между пальцами, а пальцы сжимались в кулак. Дуббелтье у мексиканцев.

В драке и защите все средства хороши, лишь бы обрести пальму первенства. По этой причине у голландских крестьян XIX века на ряду с ножами в обиходе были «дуббелтье» - острые небольшие монеты. Они изготавливались из латуни и серебра и по виду напоминали английский шестипенсовик. Края монеты были острые, как у бритвы, что и позволяло использовать ее как оружие. Ею невозможно было нанести смертельную рану, но в ловких руках режущее лезвие превращало кожу в ленточки.

Существует в истории эпизод, который ярко описывает преимущество дуббелтье даже перед ножом. В 1832 году жители одной деревни пришли на судебное заседание, и по правилам оставили свое оружие на гвоздиках, специально для этого вбитых в стену. Один невысокий человек, практически карлик по имени Янтье, рассматривая висящие ножи, зачем-то или по неосторожности прикоснулся к одному из них. Нож принадлежал мужчине большого телосложения и задире Стеркусу. По местным нравам, если кто-то дотрагивается до ножа, то это сигнал к дуэли. Этим не преминул воспользоваться громила, не глядя, что противник в два раза меньше. Окружающие стали заступаться за Янтье, и тот даже попросил прощение за свою оплошность, но Стеркусу этого было мало. Через короткое время снова появился Ян с серьезным и решительным видом, сказав, что коль его вызывают на дуэль, то за ним остается право в выборе оружия. Он вышел и появился через минуту. На одной руке у него был одет башмак, а в другой в кулаке между пальцами была зажата монета. Все с сомнением посмотрели на его оружие, но выбор состоялся.

Стеркус размахивал ножом как саблей, и можно было подумать, что после каждого взмаха он зарубит на кусочки Янтье. Но тот отбивал удары башмаков, подпрыгивал и резал монетой лицо. В итоге громиле пришлось сдаться и бежать, потому что все лицо было в порезах, что причиняло невероятную боль. Маленький Ян оказался практически без ранений. Одержав победу, он завоевал не только уважение, но и славу. С этого момента его все звали Храбрец Янтье.

Опасная бритва вместо ножа у афроамериканцев, ставшая стилем и прообразом темнокожих денди


Бритье опасной бритвой. / Фото: psiheya-market.ru

Бритье опасной бритвой. / Фото: psiheya-market.ru

Афроамериканцы стали единым целым с опасной бритвой после того, как заняли всю индустрию прадобреев – цирюльни. Они очень жестко держали бизнес под своим контролем, так что белым пробиться в эту профессию было невозможно. Но и идти к бывшим рабам многие побаивались. Ведь совсем недавно над ними издевались те же бледнолицые, а острое лезвие у горла вызывало опасение. Таким образом, опасные бритвы были в карманах у каждого афроамериканца, и придраться к этому даже полиция не могла. А они выработали свой способ борьбы, используя бритву.

В рассказе Эрнеста Хемингуэя «Носильщик» описывается метод защиты. Джорд (афроамериканец) объяснял белому мальчику Джимми, как нож для бритья превращается в опасное оружие. Он полез в карман и вытянул сложенную бритву, но стоило легко выкинуть руку вперед, как та легко открылась и легла вдоль костяшек пальцев лезвием наружу. Потом он зажал лезвие указательным и большим пальцами, остальные сжал в кулак. Далее Джон стал делать выпады то вперед, то в сторону, приподнимая при этом предплечье, чтобы прикрыть шею. Он объяснил, что такие движения используются, чтобы защищаться или наносить порезы, от которых трудно защититься, если противник находится на расстоянии вытянутой руки.
Афроамериканские денди. / Фото: fastmediamagazine.com

Афроамериканские денди. / Фото: fastmediamagazine.com

В конце XIX века появилось новое течение среди темнокожих парней. Особый стиль поведения афроамериканских денди, которые все чаще проводили разборки с опасными бритвами. Но горе тому постороннему, который из сожаления решил развести забияк. Тогда у них резко менялась тактика – они забывали о своей драке и группировались против третьего лица. Порой того приходилось отвозить в больницу. Но когда помехи исчезали, они снова продолжали свое разбирательство.

Боевое искусство капоэйро с применением опасной бритвы: Бразилия


Традиционное бразильское боевое искусство капоэйро. / Фото: aunzhakov.ru

Традиционное бразильское боевое искусство капоэйро. / Фото: aunzhakov.ru

При слове Бразилия сразу перед глазами всплывает солнце, жара и гуляющие в белых нарядах сеньоры. Но кто бы мог знать, что эти «добряки» в своих широких карманах носят опасные бритвы в качестве оружия. Они применялись бандами капоэйристов, которые использовали в своих разборках старинное боевое искусство – капоэйро.

Если смотреть на жесты капоэйристов, то невозможно понять, в чем состоит угроза. Элементы упражнений медленные, плавные, не предвещающие ничего ужасного. Но в руках они зажимают опасные бритвы, и тогда бой превращается в нечто кровавое. Поэтому у них много движений плечами, чтобы прикрыть шею, раскачиваний – чтобы увернуться, прикрывают лицо руками – защититься от порезов.
Борьба капоэйро. / Фото: russian7.ru

Борьба капоэйро. / Фото: russian7.ru

Стать капоэйристом не так просто. Нужно пройти несколько стадий: первый – «молекис», означающий дети, которые могут только носить оружие. Потом переходят в разряд касингеле – это как подмастерья, то есть допускаются к изучению, но на деревянных предметах. Амадорес – последняя ступень, после чего они становились полноправными капоэйристами. Опытных капоэйро можно было увидеть по цветным косынкам или платкам на шее. Считалось, что шелковые вещи сохраняют шею от режущего лезвия, хотя это, вероятно, был просто способ уберечь белый воротничок от пота.

В бандах лидером становился капоэйрист, у которого на счету больше всех боев со смертельным исходом. Это нужно было и по той причине, что когда возникал неразрешимый спор между бандами, то в схватке сходились вожаки.

«Фадисты» в Португалии: символ субкультуры


Стиль в музыке - фадо. / Фото: overone.ru

Стиль в музыке - фадо. / Фото: overone.ru

В Португалии даже рабы, прожившие там какое-то время, могли показывать высокий уровень владения ножом или шпагой. «Фадистами» сначала называли людей, которые исполняли музыку в стиле «фадо», а потом так стали именовать маргиналов. Фадистов презирало общество, потому что это в основном были люди с плохой репутацией, бандиты. В карикатурах они изображались только в образе девиц легкого поведения, если это были женщины, а мужчины – с бритвами в руках.

Среди народа опасные бритвы фадистов называли «Santo Cristo», что означает «О Боже!». И это не удивительно, что такой возглас вырывался у любого мирного достопочтенного гражданина при виде бандита с ножом. О росте инцидентов и преступности можно судить только по тому, что если в 1812 году бритва в драках использовалась в 5 случаях, то через два года – в сорока.
Фадистов причислили к маргиналам, и на картинах изображали их с негативной стороны. / Фото: ru.pinterest.com

Фадистов причислили к маргиналам, и на картинах изображали их с негативной стороны. / Фото: ru.pinterest.com

Эмигранты привозили свои виды борьбы и защиты, поэтому национальные обрастали дополнительными. В боях стали мелькать и другие предметы, когда на схватку выходил не местный.

Итальянские каморристы и испанские мастера ножа: шрамирование


Неаполитанские каморристы, семья. / Фото: techcraftools.ru

Неаполитанские каморристы, семья. / Фото: techcraftools.ru

Шрамы на лице, которые уродуют человека, не приветствовались законом даже в раннем Средневековье. Но наказания не помогали остановить дуэли и ревностных итальянцев, которые наносили разрезы противнику в качестве мести. Такой вид называли шрамированием – глубокий разрез лица, который затрагивал мышцы. Когда щека срасталась, то оставался очень глубокий безобразный шрам. Подобного рода ритуалы сохраняются на протяжении многих веков.
С XVI века в Италии появились вольные наемники, которые называли себя каморрой. Сначала их использовали по найму в армиях, для убийств, а потом каморра стала отдельной частью государственной структуры, общества. Они были везде, и правителям ничего не оставалось, как сотрудничать с каморристами. Так и появились мафиози, с которыми никто не может справиться.

Разрез лица использовали как клеймо для провинившихся бандитов или обидчика. Женщин шрамировали за измены. Только в одном случае они носили их с гордостью и не прятали лицо, если являлись подругой главаря. Шрам был этому подтверждением. Разрезали обычно щеку от рта до глаза. Если хотели нанести больше вреда, то использовался нож с зазубринами, чтобы рана получилась рваная. С таким шрамом ходил известный Аль Капоне, получивший его из-за наглых приставаний к подруге знатного мафиози.
Аль Капоне со шрамом на лице - шрамирование. / Фото: tretment.ru

Аль Капоне со шрамом на лице - шрамирование. / Фото: tretment.ru

В XVIII–XIX веках у испанцев была манера разрезать лицо противнику крестом. Его называли «Андреевский крест», который был эмблемой на флаге Испании с 1506 по 1700 год. Две пересекающиеся кроваво-красные полосы с зазубринами очень напоминали разрезы на лице. Вероятно, существуют и другие объяснения, но то, что среди испанских мастеров ножа разрез лица, или как они называли «чирло», было самым популярным, остается фактом. Еще у местных было выражение «расписать шебеку», что тоже означало разрезать лицо.

С появлением новых аксессуаров для бритья опасные бритвы отошли на задний план, и простому ношению их в кармане уже было трудно найти логичное объяснение. В прошлом остались и дуэли дворян, которые отстаивали свою честь или дамы, считая это чуть ли не святой обязанностью во времена царской России.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1349
12.05.2024 22:51
В закладки
Версия для печати




Смотрите также