История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    


В тридцать седьмом, в период великих чисток, многие советские люди стали жертвами жестоких репрессий. Среди них был и дед известного актера Михаила Боярского, служитель церкви. Несмотря на то, что после революции он присоединился к обновленцам, историк Анатолий Краснов-Левитин отмечал, что образ прародителя Боярского сохранил оттенок мученичества.

Происхождение и образование «рабочего батюшки»


Александр Иванович Боярский c женой и детьми./ Фото: https://xn—80aacqa3allbhf2ak1f5c3b.xn—p1ai

Александр Иванович Боярский c женой и детьми./ Фото: https://xn—80aacqa3allbhf2ak1f5c3b.xn—p1ai


Прадед самого известного киношного д’Артаньяна, Михаила Боярского, Александр Иванович Боярский, родился в 1885 году в деревне Копытово, в семье псаломщика Ивана Сегенюка. С самого детства будущий владыка не признавал догм официальной церкви. В шестнадцать лет его исключили из семинарии за поддержку идей Льва Толстого, осужденного церковью. Однако упорство и, возможно, влияние отца помогли ему закончить обучение во второй раз, и вскоре Александр стал студентом столичной духовной академии. Там юноша познакомился с дочерью Николая Бояновского, который был директором Госбанка, и вскоре вступил с ней в брак. Но молодой священник не стал пользоваться влиянием своего тестя, и предпочел пробивать себе путь в духовном мире своими силами. Его идеи, впрочем, не нашли отклика у высшего духовенства. Александр, недолго задерживаясь на одном месте, неустанно перемещался с одного прихода на другой, пока в 1915 году не вернулся под Петроград, в Колпино. Сегенюка назначили на службу в Троицкий храм (город Колпино) от Ижорского завода. В тот период Сегенюк обрел свое знаменитое прозвище "рабочий батюшка ".

Он решил поменять фамилию и стал Боярским, по матери. Александр не только служил в церкви, но и активно занимался благотворительностью, завоевав симпатию и уважение прихожан, в основном рабочих. Активная гражданская позиция привела его в 1917 году в городскую думу, где он представлял интересы своих прихожан.

Рабочие уважали Сегенюка. Его доброта и готовность прийти на помощь были известны всем. Боярский же пошел дальше, создав своеобразный “город в городе” — с большим огородом, пасекой, бесплатной столовой, “детским союзом”, приходским кооперативом и судом. Он не только заботился о материальных нуждах людей, но и вдохновлял их духовными беседами, читая лекции и проводя диспуты о вере.Его компаньоном в этих дискуссиях часто был коллега Александр Введенский. Оба они разделяли идею о необходимости церковных реформ, и после 1917 года стали лидерами движения обновленцев, возникшего по инициативе новой власти. Как отмечает Боярская, основная цель этого движения заключалась в поиске точек соприкосновения между религией и социалистической реальностью.

Арест митрополита Вениамина, который отказался признавать законность обновленческих органов управления церковью, стал катализатором распространения обновленчества. Боярский публично выступил с защитой митрополита, но, к сожалению, это не спасло Вениамина от расстрела.
Отец Александр мечтал о религиозной реформе, стремясь увеличить ее социальную роль и приблизить церковь к трудовому народу в условиях революции. Однако идеи Боярского не произвели впечатления на большевиков. В 1921 году священника арестовали, но вмешательство писателя Горького и подписи почти полутора тысяч рабочих, которые просили об освобождении помогли ему освободиться.

Выйдя из тюремного заключения, он бросился в пучину религиозных перемен, стал идеологом “обновленчества”, раскола, который должен был обновить церковь в условиях революции. В течение пятнадцати лет его несколько раз арестовывали, но каждый раз отпускали на свободу. Большевики видели в расколе православия политический инструмент, пытаясь использовать его в своих целях. А отец Александр видел в “обновленчестве” шанс сохранить духовность в атеистической стране.

В 1933 году он был возведен в сан архиепископа. Но начался Большой террор и советская власть обрушила свой гнев на всех служителей религии. Репрессии затронули даже тех, кто давно сотрудничал с органами НКВД. И все же арест Александра Боярского в эту бурную эпоху стал исключением, говоря о его уникальной роли в истории.

Поворотный момент: арест и приговор


Александр Боярский был арестован по доносу епископа Автономова./ Фото: https://bessmertnybarak.ru/

Александр Боярский был арестован по доносу епископа Автономова./ Фото: https://bessmertnybarak.ru/

Увлеченность Александра Боярского социальными проблемами привела к аресту. В 1934 году (по иным данным в 1936 году) он был арестован в Иваново-Вознесенске.

Существует версия, что на Александра Боярского поступил донос, написанный епископом Николаем Автономовым, впоследствии занявшим освободившуюся должность. Однако, в независимости от обстоятельств, Александра Ивановича обвинили в объединении реакционно и фашистски настроенных сил в обновленческом движении, что якобы делалось для борьбы против новой власти.

После совещания НКВД Александру Боярскому было назначено наказание в виде пятилетнего заключения. Место отбывания наказания — Суздальская тюрьма. Но уже через год судебное решение пересмотрели.

Пересмотр приговора и новый приговор "тройки"


 Екатерина Николаевна Боярская (Бояновская)  и сын Николай Александрович Боярский, ставший известным актером.

Екатерина Николаевна Боярская (Бояновская) и сын Николай Александрович Боярский, ставший известным актером.


Жизнь Александра Боярского трагически оборвалась 9 сентября 1937 года. В Суздальской тюрьме батюшка был расстрелян по решению “тройки”. Краснов-Левитин, описывая его личность, говорил, что он — одна из ярчайших фигур раскола, превосходившая по силе административного таланта, воли, морального мужества остальных деятелей. Он отошел на задний план, так как не хотел “продавать идеи”. Дед знаменитого актера был деятелем раскола, чей образ запечатлен в истории как образ мученика.

Что касается Автономова, ставшего архиепископом, то он, не удержался на этой должности всего год. Затем его отстранили от руководства митрополией из-за пристрастия к алкоголю, сквернословия и непристойного для священнослужителя внешнего вида. Поведение бывшего архиепископа было несовместимо с его должностью.

В годы Великой Отечественной войны Автономов переметнулся на сторону врага и начал сотрудничать с немцами. Он не только поддерживал идеи нацизма, но и сдавал карателям коллег, которые скрывали советских раненых.

После войны Автономов сбежал в Италию. Там он принял католичество и даже попал на прием к Папе Римскому. Тот предложил ему руководить митрополией в Южной Америке. Автономов перебрался в США, где отрекся от католичества и перешел под юрисдикцию Константинопольского патриархата.

Внук Александра Ивановича, Александр, был прекрасным актером: Дон Кихот из рода Боярских — как сложилась судьба старшего брата знаменитого актёра, сыгравшего в кино Д'Артаньяна.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1842
13.09.2024 16:05
В закладки
Версия для печати




Смотрите также