История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



В русском быту существовало множество суеверий, связанных с запретом на продажу определённых предметов. Это мог быть домашний скот, иконы, другие предметы, но особое место среди них занимала одежда, продажа которой считалась не просто недопустимой, вызывала общественное осуждение. Тогда же возникли известные всем поговорки про рубаху, которая ближе к телу, и которую добрый человек снимет с себя ради помощи ближнему.

Запрещенные к продаже предметы


Продавать иконы строго запрещалось. / www.elles.top

Продавать иконы строго запрещалось. / www.elles.top

С древних времён на Руси существовали строгие табу на продажу некоторых вещей. Исследовательница П.Е. Бардина в своём труде, посвященном быту сибиряков Томской губернии, отмечает, что иконы никогда не продавались. Их было принято дарить или обменивать.

Эти народные обычаи нередко подкреплялись и официальными запретами. Так, в период правления Елизаветы Петровны продажа икон без разрешения Святейшего Синода была строжайше запрещена. Тем не менее, крестьяне находили лазейки в законе, используя различные уловки, чтобы передать святые изображения другим лицам в обмен на товары или продовольствие. Финансовые сделки при этом зачастую маскировались под обмен.

Сбыт домашнего скота представлял собой неблагоприятный знак для русского крестьянина, сулящий, по народным поверьям, упадок всего хозяйства. Скот был источником навоза, то есть необходимого для получения хорошего урожая удобрения. А если не было урожая, то и скот вернуть обратно было невозможно. Этот превращало продажу в крайнюю меру, на которую крестьянин решался лишь в ситуации абсолютной безысходности. Но даже тогда ритуалы строго соблюдались. Если причиной продажи становилось отчаянное положение или присутствовала сильная зависть к более богатому покупателю, то для защиты от негативных последствий из шерсти продаваемого животного выдергивали клок, помещали в печную трубу или за печь. При этом следовало прочесть заговор в котором покупателю желали сохнуть, как эта шерсть. Чтобы не спугнуть удачу, животное выводили со двора задом и непременно через задние ворота. Так ему не давали увести за собой везение.

В сознании русского народа некоторые вещи обладали особым статусом, поскольку, по поверьям, являлись средоточием удачи и благополучия. Поэтому существовало убеждение, что продажа таких предметов влечет за собой потерю собственного везения. Так, например, на Руси не принято было отдавать за деньги лошадь вместе с уздечкой. Перед совершением подобной сделки этот предмет упряжи полагалось снять, дабы избежать потери удачи и процветания.

Наши предки считали торговлю пчелами равносильной «продаже счастья». Это связано с тем, что пчелу воспринимали как священное создание среди творений Божьих. Считалось, что даже Илья Пророк не смог поразить молнией улей, а ужаленный пчелой считался грешником. Кража улья расценивалась как кощунство. Нежданно прибившийся ко двору рой, наоборот, являлся предвестником грядущего счастья для своего нового хозяина.

Рубаха – главный предмет гардероба


Существовали разновидности рубах, предназначенных для различных случаев жизни, например, для работы в поле. / www.papik.pro

Существовали разновидности рубах, предназначенных для различных случаев жизни, например, для работы в поле. / www.papik.pro


До начала XX столетия рубаха в России обладала статусом неприкосновенности. Народная вера связывала продажу этого предмета одежды с потерей личного благополучия, что нашло отражение во множестве устойчивых выражений — «снимет с себя последнюю рубаху», «своя рубашка ближе к телу». Подобные поговорки, закрепившиеся в народном сознании, подтверждают отношение к рубахе как к чему-то сакральному.

А если человек пропил последнюю рубаху, то такой поступок осуждался ещё строже, чем её продажа. Это рассматривалось не только как крайняя степень нищеты, но и как кощунственное деяние, символизирующее к тому же полное падение, крайнюю степень бедствия. Такое поведение вызывало всеобщее презрение и осуждение. А продажа рубахи воспринималась как покушение на священную вещь, на нечто, составляющее саму суть личности.

Рубаха являлась основой гардероба как для мужчин, так и для женщин. Остальные элементы одежды считались второстепенными, дополнительными. Примечательно, что даже представители царской семьи носили рубахи такого же покроя, как и простые люди. Существовало множество разновидностей рубашек, предназначенных для различных случаев жизни: от будней до торжественных событий и ритуалов (например, для сенокоса, свадебных церемоний или похоронных обрядов).

Неразрывная связь рубахи с телом человека объясняет наделение её магическими свойствами. Близость к коже, постоянный контакт с телом делали рубаху проводником магических воздействий. Риск наведения порчи посредством рубахи заставлял людей бережно относиться к этой одежде. Именно поэтому они украшали их защитными вышивками, сложными узорами и различными декоративными элементами, призванными предотвратить негативное влияние.

Лечебные свойства рубах


Рубаху использовали  при лечении больных.

Рубаху использовали при лечении больных.

В ряде российских губерний, таких как Легостаевская, Малышевская и Боровлянская, существовала необычная медицинская практика, основанная на применении рубашек. Особую значимость придавали сорочке новобрачной, использованной во время первой брачной ночи. Ее применяли при лечении детей, которые страдали от сглаза или сильного испуга, надеясь, что тем самым можно снять с них злые чары и защитить от неблагоприятного воздействия. Достаточно завернуть малыша в такую одежду. Вера в целебные свойства свадебной рубашки распространялась и на исцеление взрослых.

В случае сильного испуга или стресса одежду пострадавшего оставляли на берегу реки, рассчитывая, что речной поток унесет недуг. Этот обряд очищения пользовался широкой популярностью.

Также в народу верили в диагностические возможности рубашки. Существовал ритуал, включающий зажжение лампады и произнесение особых заговоров над потной одеждой больного. Так пытались предугадать исход болезни. Угасание пламени во время обряда служило предвестием скорой смерти. Напротив, яркое горение светильника предвещало выздоровление.

Чтобы придать рубахе еще большую защитную силу, люди вышивали на ней узоры:
Как на Руси защищались от нечисти и недугов при помощи вышивки.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








196
сегодня 11:50
В закладки
Версия для печати