Образцы выговской христианской металлопластики XVIII - XIX вв.
Необъятные, богатырские просторы севера европейской территории нашей Родины, неизменно дарят радость общения с многообразным народным искусством, среди которого достойны восхищения произведения мелкой литейной пластики, украшенные эмалью.
Изображение Выговской обители (фрагмент настенного листа «Родословное древо Андрея и Семена Денисовых», начало XIX века)
Распространение литейной продукции охватывало громадную территорию Русского Севера, в которую входит теперешняя Карелия, север Архангельской области и Республика Коми.
В 1695 году беглецы из новгородских приделов основали старообрядческий монастырь в бассейне реки Выг, бывшей Олонецкой губернии, среди нехоженой тайги и болот.
Дом большака в Выговской пустыни.
Вскоре в монастыре возникло литейное производство.
«...понеже пустынножители прияша обычай... кресты медные лити с древних образцы...» — дошло до нас послание одного из основателей пустыни.
«...новгородец посадский человек Василий Евстратов... льет медные створы в лицах образов с племянником своим...» — писал очевидец. Свидетельство его дает повод полагать, что мастера работали небольшими артелями, в которых не было разделения труда; замысел художника находил естественное продолжение в мастерстве литейщика.
Выговские мастера любили изображать святых, почитаемых в новгородских землях. Здесь Парасквва Пятница, Флор и Лавр, Георгий и Никола Чудотворец. Часто для этого использовали излюбленную композиционную схему времен расцвета новгородского искусства; располагали персонажи стоящими в ряд, наделяя их чертами, взятыми из народной жизни.
Выговского мастера мало смущали пропорциональные несоответствия в фигурах персонажей. Его святые — это люди, взятые из реальной жизни, на внешний облик которых наложил отпечаток физический труд. Они коренасты, угловаты, но всегда простодушны и искренни.
Расцвет литейного производства приходится на тот период, когда настоятелем монастыря стал Андрей Денисов (1716—1730), получивший прекрасное по тем временам образование.
Крупный трехстворчатый складень, Выговск, XIX в.
Много путешествуя по России по делам пустыни, он завязывает деловые отношения с купечеством, промышленным людом, влиятельными особами в Москве и Петербурге, изучает произведения национального русского искусства. Благодаря поездкам А. Денисова выговские литейщики были ознакомлены с новейшими направлениями русского искусства того времени.
Выговские художники теперь значительно больше внимания уделяют изображению фигур, их пропорциям, прорисовке лиц, разработке складок одежды.
Тогда же выговские мастера начинают «наводить финифть». Техника нанесения эмали на поверхность изделия была самой разнообразной: наводка эмали по типу перегородчатой, где роль перегородок выполнял тонкий растительный или геометрический мотив, нанесение белых и цветных точек по одноименному фону, вплавление одного цвета в другой без резко обозначенной границы и т. п. В работе с эмалью выговские мастера достигли подлинной виртуозности.
Трехстворчатый складень, Выговск, XIX в.
К середине XVIII века выговские мастера достигают высочайших профессиональных навыков; изделия их к этому времени приобретают не только художественное, но и техническое совершенство. Литье отличается тонкой отливкой, прекрасной формовкой, тщательной отделкой. Это было время расцвета так называемого поморского литья, просуществовавшего до середины ХIХ века.
Складень «Девятифигурный Деисус», XIX век.
Искусство «мастеровых людей медников», согретое душевным теплом и мудрым прикосновением чутких рук‚ — наше достояние, частица духовной жизни современного человека, еще одно свидетельство извечного стремления нашего народа к добру и красоте.
Автор: А. Прокофьев
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: