В Китае театр теней называют «театром кукол из ослиной кожи», и этому поспособствовала манера изготовления кукол. Требовался прочный, но тонкий материал, поэтому и пригодилась ослиная или другая кожа животного. Зритель даже не догадывается, сколько много разных нюансов нужно учесть создателям и актерам, чтобы они могли увидеть спектакль с другой стороны экрана. Во время подготовки реквизита учитываются виды нарядов, цвет, музыка, пение и даже очередность появления персонажей на сцене. Театр теней также используется как способ, чтобы отблагодарить богов за осуществленное желание, или когда нужно высказать просьбу о помощи. Проводят ритуал с жертвоприношением под звуки гонга и барабанов, сменяющихся абсолютной тишиной.
Легенда о появлении театра теней: утешение восточного императора после смерти жены
Театр теней. / Фото: trip-for-the-soul.ru
Театр теней был создан очень давно. Если верить легенде, то это было в первом веке до н. э. Император очень страдал по своей умершей жене и не хотел принимать участие в управлении государством. Глядя на то, как он мучается, один из его министров использовал способ игры детей. Те с помощью кукол создавали тень и устраивали сценки.
Чиновник последовал их примеру, только куклу сделал бумажную. Она напоминала образ жены императора. Вечером, когда от свечей падает свет, а на стенах появляются тени, он устроил императору представление. Тень куклы была очень реалистична, и в какое-то мгновение император подумал, что его жена ожила. Это помогло ему справиться с потерей. Так и появился театр теней, в котором можно оживить или представить любой образ и событие из жизни.
Театральное искусство кукол: китайский театр теней
Китайский театр теней. / Фото: trip-for-the-soul.ru
Считается, что театр теней можно связать с загробным миром. Это и легенда о его появлении, и народная традиция класть в гроб бумажную куклу. Вероятно, тени появились интуитивно, но использовались как связь с духами и богами. В сюжетах четко прослеживаются народные обычаи и мотивы.
За долгое время существования театр теней то приобретал популярность, то интерес к нему падал. Было разное время и разные обстоятельства. Упадок обнаруживается в начале XI–XII веков, когда внимание переключилось на оперу с участием людей. До XVI века театр теней существовал как дешевый способ представлений. Им пользовался простой народ, поэтому остался лишь в провинции. Но потом произошел новый всплеск интереса к нему, и с середины XVII до начала XX века он был очень популярен. На труппы выделялось много денег, чтобы представление было красочным, а куклами брались руководить даже знатные господа. Наряду с дорогими труппами, существовали одинокие артисты, которые могли показать сценку хоть в доме, хоть на краю дороги. Они ходили с небольшим ящиком и показывали желающим спектакли. Театр теней превзошел даже появление кинематографа, который был в черно-белом формате. Китайские куклы были цветными, и это больше привлекало зрителей.
Изготовление кукол из кожи – старинное мастерство
Куклы - марионетки в театре теней. / Фото: amurkukly.ru
Куклы в театре теней – это марионетки, которыми руководят. Их вырезают и прикрепляют к палочкам, а потом двигают. Кажется, все просто, но процесс изготовления кукол сложный. Их редко делают из бумаги, потому что они могут порваться. Для качественных кукол используют кожу. Раньше считали, что нужно брать ослиную, потому что она по качеству больше подходила, но потом стали использовать кожу и от других животных. Важно добиться идеальной вычинки, потом кожу нужно разровнять, растянуть и соскоблить до прозрачности. Остается только высушить, нанести рисунок и вырезать. Но и это сложный процесс, потому что используется много мелких узоров, которые вырезаются, не нарушая целостности куклы. Отдельно делаются голова, туловище и руки. Готовые детали разукрашиваются и покрываются лаком для прочности. И завершающий этап, когда все собирают вместе.
Персонажи в пьесах для театра теней. / Фото: russian.cgtn.com
Куклы наряжаются в шелка, чтобы имитировать разные наряды, по которым становится понятно, кого она изображает – простолюдина, злодея или господина. Для этого может быть несколько костюмов – от простого халата до вышитой кофты или дворцового наряда. Узнать о характере и роли куклы можно по ее цвету. Красный используется для хорошего героя, злой персонаж будет черным с ужасным злобным лицом, в желтом одеянии представляется коварный человек. В театре теней кукольных голов больше, чем туловищ. Одно могут использовать под разных персонажей, меняя голову.
Марионетками руководят за ширмой: импровизация
Актеры, которые руководят марионетками. / Фото: moscowccc.ru
Театр теней – это сцена, на которой установлена белая ширма или рамка с белым полотном. Раньше она была размером 2 метра на 1 метр, а потом ее практически наполовину уменьшили. На раме закреплен белый холст, а за ним уже размещается кукловод. Он двигает кукол и поет.
Кукла держится на трех палочках, каждая длиной 60 см. Сама марионетка обычно 30 см, но бывает и 70 см, если это нужно по сюжету. Палочки крепятся к шее и рукам куклы, что позволяет создавать ей движение. Таким образом у кукловода в каждой руке по три палочки, прикрепленных к куклам, и нужно быть действительно мастером, чтобы управлять двумя сразу. За ширмой на кукол светит фонарь, поэтому театр теней иногда называют «игрой теней фонаря».
Через белую ширму просвечиваются красочные наряды кукол. Поэтому сказать, что это только игра черно-белых отражений – нельзя. Вся пьеса проходит под музыкальное сопровождение, которой при необходимости делают акцент на особо важных событиях. Бубен включается – перед решающим событием, мелодичная – когда проявляются чувства. Раскрывается сюжет с помощью пения кукловода, который может на свое усмотрение вставлять слова, импровизировать.
На сцену кукол выводят в строгой очередности. Так, второстепенный герой не может появиться раньше главного героя. Но если по сюжету главный персонаж должен погибнуть, тогда первой выходит кукла второго уровня.
Сюжет представлений: ритуальный спектакль, исторические события
Представления в театре теней. / Фото: amurkukly.ru
В искусстве всегда отражается жизнь людей, и китайский театр теней – одна из форм этого проявления. Пьесы тесно связаны с жизнью людей и народными верованиями, наполнены событиями из жизни. Самобытный театр теней сохранился в округе Синьян – Лошаньский театр, в котором игрой кукол изображаются, как и раньше, выполнение обетов и церемоний. В основном это личные чаяния человека – счастливые или горестные события, рождение ребенка или поступление его в университет, повышение по службе, получение дома и многие другие житейские обстоятельства.
Поддерживая традиции предков, люди заказывают пьесы в театре теней. На каждое прошение есть своя игра, сюжет, которыми изъявляют благодарность или прошение к богам. Так театр теней поддерживает обрядовый элемент для осуществления простых житейских проблем. Одна пьеса длится 3–4 часа. Ее могут повторять в разных интерпретациях для разных людей несколько дней или недель, меняя небольшие вставки, имена, прошения или пожелания.
Как проходит ритуал в театре теней
Постановка пьес в театре теней. / Фото: brandfire.ba
Артисты театра выступают посредниками между человеком и богом, если нужно не просто сыграть спектакль, а осуществить прошение или выразить благодарность высшим силам за удачное завершение дела. Для этого существует театр богов – пьеса, которая проходит перед основным представлением и служит уже собственно развлечением зрителей.
Спектакль для выражения обета разделяется на 4 части: жертвоприношение на алтаре, начало представления – вступление (для усиления эффекта ударяют в гонг, барабаны), церемония прошения (отображается пением), проводы богов.
Жертвоприношение выражается в том, что хозяин труппы выкладывает в ряд кукол богов на стол с данью для поклонения. Это все озвучивается свистом запущенных петард, высказывают особые изречения богам, приносят вино на алтарь, жгут жертвенную бумагу. Все действия направлены на то, чтобы богам выразить почтение.
Театр теней в Китае. / Фото: econet.ru
Время начала представление легко узнать – это громкие звуки гонга и барабана, духовых инструментов. Музыкальная вставка может занимать разное время – одну или две пьесы. Потом наступает очередь прошения. Это основная и важная часть, которая должна проходить в полной тишине, причем даже шепота не должно быть.
Хозяин готовит благовония, бумагу, свечи, рыбу, мясо, ликер, сушеную лапшу. Красные конверты (для денег), мыло, полотенца, сигареты кладутся на поднос и отправляются на представление. Руководитель труппы пишет двустишия на листках бумаги, которые развешиваются по обе стороны сцены. Далее зажигают благовония, бумагу, а жертвенное подношение в виде еды окунается в вино. Хозяин, заказывающий ритуал, совершает глубокий поклон перед сценой, а руководитель труппы зачитывает прошение или благодарность. Подношения сжигаются, и наступает очередь артистов показать спектакль.
У артистов театра теней есть выражение: «учить словами и внушать сердцем», означающее, что этому искусству научиться не просто. Опыт передается от старшего поколения – молодому, но желающих стать учеником все меньше. Поэтому в Китае уже задумались, что нужно обратиться в ЮНЕСКО для сохранения театра теней как исчезающего вида искусства.
Как продолжение театра теней можно назвать появление силуэта, который стали вырезать из бумаги, изображая портреты или даже целые сценки. Это слово приписывают министру экономики Силуэту, которое стало нарицательным и означало бедность, повышенную скаредность.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: