Peter and Cat (фрагмент), 1979. После публикации на обложке журнала New York Times Magazine серия фотографий Питера и его кошки стала одной из самых известных работ Теда Спаньи
Фотограф Тед Спанья (Ted Spagna) посвятил всю жизнь съемке спящих людей и животных в попытке определить природу взаимосвязи искусства и науки, а заодно и удовлетворить собственное любопытство, которое всегда испытывал к поведению человека во время сна.
Первым подопытным для исследований Спанья назначил самого себя. В 1975 году, заполучив для любимой камеры Zeiss Ikon довольно экзотичное по тем временам оборудование замедленной съемки, он на всю ночь установил фотокамеру в изножье своей кровати, задав пятнадцатиминутный интервал между кадрами. Увиденное на готовом отпечатке обзорного листа произвело на фотографа сильное впечатление. «Вы смотритесь в зеркало каждый божий день и думаете, что уж себя-то точно знаете, - поделился Спанья в телевизионном интервью в конце восьмидесятых. – Я увидел в этих фотографиях другого себя, о существовании которого раньше и не подозревал».
Красоты и оригинальности тех снимков оказалось достаточно, чтобы вдохновлять его работу на протяжении четырнадцати лет – до самой смерти фотографа в 1989 году.
Исследование поведения спящего человека Теда Спаньи
Четверть века фотографии Спаньи тихо пылились в архивах культурного центра при Техасском университете в Остине, пока, стараниями Рона Элдриджа и Делии Бонфильо (племянника и крестницы фотографа), не произошло их второе рождение. Самые интересные из них были изданы в виде книги под заголовком «Сон» («Sleep»).
Ann (фрагмент) x1980. Портрет Энн Квин, близкой подруги фотографа
Спанья фотографировал спящих младенцев и спящих стариков, своих родителей и любимого пуделя, с которым делил постель, семейные пары и недавно расставшихся любовников. Он вел дневник сновидений и, подобно Фрейду, считал, что сообщения, которые подсознание посылает нам во сне, могут быть чрезвычайно полезны и информативны. Позже Спанья стал снимать животных: жирафов, горилл, крокодилов. Как-то раз гималайский медведь, проснувшись, с аппетитом позавтракал его камерой.
Alexis, 1981. Алексис - трехмесячная дочка одного из школьных друзей Спаньи
Мы проводим во сне треть жизни, но почему – так и остается загадкой. Уильям Демент, пионер в области исследовании расстройств сна, подвел исчерпывающий итог своей полувековой научной работы следующим образом: «Единственная по-настоящему веская причина, почему мы тратим столько времени на сон, в том, что нам хочется спать». Когда Спанья показал свои работы гарвардскому нейрофизиологу доктору Аллану Хобсону, тот пришел в неподдельное восхищение. Кадры, снятые в домашней обстановке, предоставляли уникальную возможность наблюдать полуторачасовые циклы быстрого и медленного сна.
Исследование поведения спящего человека Теда Спаньи
Фотографии Спаньи уникальны тем, что они создают пространство, где пересекаются искусство и наука, и одинаково органично смотрятся как в художественной галерее, так и в научном журнале.
Супружеская пара
Вполне возможно, что, помимо материала для научных наблюдений, предоствленного исследователям сна, работа Теда Спаньи вдохновила Пола Шнеггербергера (Paul Schneggenburger) на создание серии черно-белых фотографий с шестичасовой выдержкой «The Sleep of the Beloved».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Интересная идея!) Ведь если задуматся человек только во сне может освободится от всех своих масок и предстать в своем истинном виде.