26 июня 1941-го бомбардировщик экипажа Гастелло подбили в ходе выполнения воздушного боевого задания. Решив не покидать горящий борт, командир направил самолёт на вражеские танки. За тот эпизод Гастелло посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Тот подвиг давно минувших дней не только помнится до сегодня, но и повторялся множество раз. Совсем недавно на Донбассе Александр Антонов и Владимир Никишин ценой жизни ликвидировали колонну бронетехники ВСУ.
Экипаж Гастелло и история командира
Подвиг Гастелло повторился множество раз. /Фото: vbd-voenkor.ru
26 июня 41-го летчики-бомбардировщики старлей Воробьёв и лейтенант Рыбас подали в штаб рапорт о гибели командира капитана Гастелло. Согласно свидетельствам, в ходе боевого вылета Радошковичи—Молодечно дальний бомбардировщик Ильюшина, пилотируемый Гастелло, подбили. Осознавая свое положение, капитан решил идти на таран механизированной колонны тяжелой немецкой техники. В первые военные недели, на фоне потерь и неудач, эпизоды героизма советских военных из официальных рапортов особо широко освещали в прессе. Коснулось это и Гастелло, первая сводка Совинформбюро о котором появилась 5 июля, а уже на следующей неделе очерк о капитане опубликовала «Правда». 25 июля 41-го Николая Гастелло представили к Герою Советского Союза, и следующим утром звание было присвоено летчику посмертно.
В хлипкие 90-е некоторые «альтернативные историки» попытались усомниться в факте подвига Николая Гастелло. Кто-то взялся утверждать, что и подвига-то никакого не было, а самолёт упал неуправляемым. Другие предполагали, что если бы даже бомбардировщик врезался во вражескую колонну, то значительного ущерба не причинил бы. Особо прыткие летописцы доходили до версии о том, что Гастелло бросил экипаж и выпрыгнул с парашютом. А потом то ли в плен угодил, то ли вовсе на гитлеровцев работал. Очернить советский военный подвиг – такой была цель ученых-выскочек нового свободного режима.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Почему не получил третье звание Героя Советского Союза легендарный лётчик Амет-хан Султан: Гордость крымских татар.
Первый в истории «огненный таран» и последователи
Дальний бомбардировщик ДБ-3ф. На самолёте этого типа совершил свой подвиг экипаж Гастелло. /Фото: regnum.ru
Подвиг Гастелло остался в истории показательным примером, а его имя - нарицательным. «Гастелловцами» называли всех лётчиков, совершивших «огненный таран». За Великую Отечественную красные летчики совершили сотни подобных маневров, и про них принято было говорить - «повторил подвиг Гастелло». Известны 595 «классических» таранов в воздухе, 506 таранов наземных целей, 16 морских пике по надводным и береговым объектам противника и 160 танковых. Некоторые уверены, что первый подобный авиаподвиг совершил именно Николай Гастелло. На самом деле он стал не вторым и даже не третьим. Первый в советской истории «огненный таран» зафиксирован на Дальнем Востоке 5 августа 1939-го в ходе боевого столкновения Советского Союза и Монгольской Народной Республики с Японией и Маньчжоу-Го.
В тот день комиссар бомбардировочного полка Ююкин не увернулся от снаряда, от чего в его машине загорелся правый мотор. Погасить пламя экипажу не удалось, и командир приказал подчиненным покидать самолет, а сам направил пылающий бомбардировщик, полный бомб, в японский дзот. В августе 39-го года Михаил Ююкин награжден ленинским орденом, а его экипаж отмечен орденами Красного Знамени.
Похожий подвиг совершен и в 1940-м в советско-финскую войну. Тогда загоревшуюся от прямого попадания снаряда авиамашину в гущу вражеской пехоты направил капитан Константин Орлов. А первый таран уже в истории Великой Отечественной аккурат 22 июня совершил звеньевой командир штурмового авиаполка Чиркин. Поднял самолет в воздух для воздушной разведки, был подбит гитлеровцами и, погибая, уничтожил небольшую танковую колонну. Через день отважный поступок повторил его коллега старший лейтенант Храпарь, разрушив тараном переправу под Бродами. 25 июня немецкие танки таранила вспыхнувшая машина капитана Авдеева. И таких случаев было великое множество, просто в военных условиях не все фиксировалось.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Что общего у военного летчика-аса и современного российского актёра: Два Петра Нестерова.
Российские летчики на Донбассе
В зону СВО летчики отправились пенсионерами.
С началом СВО в Донбассе военные летчики Александр Антонов и Владимир Никишин уже несколько лет были на пенсии. Однако происходящее не позволило опытным военнослужащим наблюдать со стороны, и они отправились на фронт добровольцами. Антонова назначили командиром бомбардировщика Су-24М, а Никишина - штурманом. В начале декабря разведка выявила скопление под Артемовском (Бахмутом) сил ВСУ, планировавших прорыв к утерянным в недавних боях позициям. Планы противника нужно было срывать незамедлительно, прежде всего, ради спасения жизней дислоцировавшихся на участке солдат. 2 декабря 2022-го экипажу Антонова поставили боевую задачу — поразить колонну бронетехники противника в районе населённого пункта. Напарники прекрасно понимали сложность и важность операции.
Как вспоминают их сослуживцы, Антонов с Никишиным перед вылетом шутили и смеялись. Цель их была, как говорят в авиации, жирной, а бомбовая нагрузка «сушки» - максимальной. Машину атаковали уже на боевом курсе. Уйти от ПЗРК или использовать ловушку не удалось. Не отступая от выполнения боевой задачи, Антонов направил горящий самолет в очаг скопления техники противника. Точно так же, как 81 год назад Гастелло.
Позже пост наблюдения доложил, что после подрыва в воздухе самолёта и его снижения на колонну танков в эфире прозвучало: «Встречайте, с..ки, папу». После того, как тяжёлый бомбардировщик врезался в подготовленную к атаке бронетехнику, задание можно было считать выполненным. Запланированная ВСУшниками контратака сорвалась, а жизни российских солдат были спасены.
Через время разведкой установлено, что в результате «огненного тарана» погибли десятки солдат противника, а боевые машины были или уничтожены, или выведены из строя с сильными повреждениями. В декабре 2022-го указом президента Российской Федерации Владимира Путина Александр Антонов и Владимир Никишин удостоены званий Героев России. Посмертно.
Прочтите в другой нашей статье о том, почему Ольгу Книппер все ненавидели и считали плохой женой великому Чехову: гулящая женщина или любимая муза.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: