История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



8 марта 1968-го исчезла с радаров советская атомная субмарина К-129. Стало ясно: рядовое патрулирование океанических вод у Гавайев завершилось катастрофой. По некоторым причинам Кремль отказался от подлодки, автоматически сделав ее бесхозной. США упускать такой шанс не стали и организовали поисковые работы. После подъема К-129 с 5-километровой глубины, американцы назвали причины аварии. Но по сей день звучат неофициальные версии, а гибель 98 подводников так и остается загадкой.


Гавайский рейд с ядерными боеголовками

Командир К-129 капитан I ранга Кобзарь Владимир Иванович.

Командир К-129 капитан I ранга Кобзарь Владимир Иванович.


На рассвете 24 февраля 1968-го подводная лодка К-129 под бортовым номером 574 покинула бухту дислокации и взяла курс на тихоокеанские Гавайские острова. Перед экипажем поставили вполне себе рядовую задачу – патрулирование в состоянии готовности подводного ракетного пуска. Около двух недель ничего не предвещало беды, но вдруг К-129 перестала подавать сигналы. Отсутствие реакций на запросы штаба Тихоокеанского флота поначалу не вызвало опасений. Не раз случалось, что в дальних рейдах субмарины оказывались вне приема. Но экипаж К-129 не вышел на связь еще неделю, и тогда стало понятно, что случилась трагедия.

Центральный командный пункт Тихоокеанского ВМФ объявил тревогу. Начались поиски: боевые суда отправились к предполагаемому месту исчезновения подлодки. Были обследованы громадные водные пространства, но участники поисковой операции тщетно искали хоть какие-то следы. Не привели к результатам и контрольные радиограммы вместе с полетами разведавиации. К-129 пытались найти 73 дня, прочёсывая океан по её маршруту. Удалось лишь обнаружить следы топлива на водной поверхности, а дальше ничего. В итоге 98 моряков были признаны погибшими, а командование решило вывести К-129 из состава флота. Дело в том, что последний выход лодки был засекречен, поэтому даже родственникам сообщили лишь то, что «экипаж погиб при исполнении обязанностей».

ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Как из-за пьяного капитана затонула советская подлодка, и Почему осудили старпома, спасшего 20 человек с глубины 33 метра.

«Сумасшедший Иван»

Американское судно «Гломар Эксплорер», построенное для подъема советской подлодки. /Фото: imagenes.elpais.com

Американское судно «Гломар Эксплорер», построенное для подъема советской подлодки. /Фото: imagenes.elpais.com


Понимая ситуацию, США решили осторожно подключиться к поискам. Операция «Дженнифер» стала неожиданной, так как СССР вел поиски в режиме секретности. Но ведь американцы, естественно, заметили необычное скопление кораблей в Тихом океане. Да и после того, как Кремль открестился от К-129, лодка автоматически стала бесхозной. А значит, право на владение ею принадлежало тому государству, которое найдет ее первым. США такой шанс упускать не собирались. Ведь К-129 содержала материалы о баллистических ракетах авторства Москвы, шифрах и остальных разработках, полезных в условиях гонки вооружений.

Советские подлодки несколько проигрывали американским в оснащении: атомные авианосцы США могли нести 16 баллистических ракет с ядерными боеголовками. Но главное – советские дизель-электрические подлодки были слишком шумными, так что американцы легко их вычисляли, часто скрытно сопровождая. Смелые подводники Страны Советов даже разработали по этому случаю спецманёвр: идя на полной скорости, разворачивались и начинали ход назад. Американцам приходилось предпринимать манёвр уклонения, чем они себя обнаруживали. Подводники США называли этот рисковый прием "сумасшедший Иван".
Может это и есть та причина, по которой американцы быстро нашли затонувшую советскую субмарину. Поисковая операция была одобрена лично президентом Никсоном. В считанные дни выяснилось, что К-129 лежит на глубине свыше 5 километров. Поднимать её вызвался Говард Хьюз, американский миллиардер, сотрудничавший со спецслужбами. Подъём прикрыли геологоразведочными работами. Под это дело даже спроектировали и построили спецсудно Hughes Glomar Explorer с конструкцией глубоководного захвата, способное поднять с глубин лодку в 2 тысячи тонн. За проект США выложили 350 миллионов долларов, а операцию назначили на лето 1973-го.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Куда пропали 150 золотых слитков, которые перевозила японская субмарина I-52 для фашистов.

Загадка века

Памятник погибшим подводникам. /Фото: img-fotki.yandex.ru

Памятник погибшим подводникам. /Фото: img-fotki.yandex.ru


Если бы Кремль признал гибель собственной подлодки, американцам пришлось бы в тот же момент оставить попытки подъема судна. Но Москва молчала. Военные историки все еще спорят, насколько секретная информация попала в ЦРУ. Когда лодку практически подняли, корпус распался на несколько кусков, и в захватах осталась лишь носовая часть. Как утверждали американцы, им достались только торпеды и 6 тел погибших моряков. Шифры, документы и ракеты с ядерными боеголовками, якобы, вернулись на дно.

Советских подводников американцы похоронили в море со всеми положенными почестями и традициями. После исследовательских процедур выдвинули основную причину аварии: взрыв отсеков с аккумуляторами. Однако позже специалисты назвали эту версию заведомо ложной, потому как во всей подводной истории регистрировались сотни таких взрывов. При этом ни один подобный случай не повлек за собой аварийного разрушения прочного корпуса лодки уже только из-за забортной воды.

Весьма правдоподобной версией российские специалисты считают столкновение К-129 с американской субмариной «Суордфиш». Строение этой подлодки ( в переводе «рыба-меч») предусматривает защиту боевой рубки двумя «плавниками», подобными акульим. Такой сценарий вполне подтверждают сделанные с атомной подлодки американцев снимки. Глубоководный объектив запечатлел узкую и глубокую пробоину по корпусу советской К-129. Сама же подлодка лежала на ровном киле, что могло означать столкновение на большой глубине. Вполне вероятно, что следившая за К-129 «Суордфиш» потеряла гидроакустический контакт и последовала к месту нахождения советской субмарины. А дальше вполне мог быть «сумасшедший Иван» и столкновение из-за недостаточной для маневра дистанции.

В пользу именно этой версии сыграл тот факт, что в начале весны 1968-го в японский порт зашла американская подлодка с помятым ограждением боевой рубки, став на аварийный ремонт. В условиях строгой секретности судно простояло на ремонте ночь, после чего с наложенными заплатами покинуло стоянку. После того эпизода «Суордфиш» не выходила на водные просторы полтора года.

Военные песни входят в репертуар некоторых современных исполнителей. Например, знаменитая песня группы "Любэ" "Комбат" и другие.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








9588
21.03.2023 17:52
В закладки
Версия для печати




Смотрите также