Поговорка: «Приготовили как на Маланьину свадьбу» широко используется, когда хотят сказать об обильном угощении. А ведь у нее есть и обратная сторона – реальные события, которые происходили в середине XVIII века. По воле случая она прославляет казачку и атаманшу Маланью Карповну. Бойкая, дерзкая, хитрая и хваткая женщина устроила себе сладкую жизнь, выйдя замуж за атамана донских казаков. Гуляла с размахом, а любимым развлечением было катание на осетрах и в карете, которая по тем временам считалась дивом дивным. И даже ссылка мужа не сильно повлияла на ее денежное состояние, потому что умело припрятала богатство.
Знакомство Маланьи Карповны и атамана Степана Ефремова
Знакомство Маланьи и Степана произошло на рынке Черкасска. / Фото: triptonkosti.ru
Казачий род Ефремовых известен атаманами, которые отличались мужеством, бойкостью, но также повышенным свободолюбием, и пристрастием к богатству. Начинается родословная с прадеда купца Ефрема Петрова. Далее род продолжался как Ефремовы, но они уже были атаманами. Хотя, видимо, желание обогащаться осталось в крови.
Данил Ефремов обрел чин генерал-майора и целыми возами тащил домой награбленное во время боевых походов. После его смерти эстафету подхватил сын Степан, который по случайному совпадению помог императрице Екатерине Алексеевне воссесть на престол. За это спокойно и беспечно атаманствовал на Дону.
Маланья Карповна была простого казацкого рода, и на рынке торговала бубликами. В один из дней, когда Степан решил пройтись по торговым лавкам, наткнулся на девицу. Она его сразила красотой и бойкостью, дерзко отвечая на вопросы. Степану, которому было примерно 45 лет, приглянулась Маланья, и он просто так от нее уходить не хотел. Добившись расположения девушки, вскоре начали готовиться к свадьбе.
Маланьина свадьба на Дону в Черкасске: пир на всю округу
Степан Ефремов и Маланья Карповна, жившие в Черкасске.
К свадьбе Степан Ефремов готовился тщательно: привезли вина заморские, наловили осетра, щук, лещей, пригнали большое количество скота для жаркого, приготовили другие яства, от которых столы ломились. Поговаривали, что они растянулись на несколько километров, чтобы вместились все казаки Черкасска. Войско донское три недели не вставало из-за столов: ели и пили, пили и ели, и приговаривали: «Ах да Маланья!». Слух пошел не только по всей округе, но и в дальние уголки России закатился.
Свадьбу отгуляли летом 1754 года, а поговорка в народе осталась. При богатом угощенье или когда кто-то много наготовит, так и вспоминают Маланью «Наготовили, как на Маланьину свадьбу».
Слава о свадьбе Маланьи и Степана разошлась по всей России. / Фото: weddingblog.ru
Маланья со Степаном так и жили, дружно или нет - не ведомо, но дома на мужа могла и топнуть, или так глянет, что другие под скамейку желали залезть. Один раз сидел Степан и выпивал с казачком, хвалился подвыпивший, что Доном заправляет и в доме главный. Это услышала Маланья, и последних слов снести не смогла. Она резко распахнула дверь, а в руке была скалка, переспросила: «Кто в доме хозяин?». Этого было достаточно, чтобы приструнить и гостя, и мужа.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: Как "дойти до ручки" и у кого "семь пятниц на неделе": занимательные факты об известных фразеологизмах
Жизнь в развлечениях атаманши Маланьи Карповны
Жизнь Маланьи Карповны после свадьбы была сытой и веселой. / Фото: mykaleidoscope.ru
После свадьбы супруги поселились в Зеленом дворце, который находился на окраине Черкасска. Атаманша жила богато, потому что подвалы были забиты мешками и сундуками с драгоценностями. Для нее специально была сделана карета на ременных рессорах, а на запятках стояли калмычки. Для мужчин казаков было бы унижением прислуживать женщине.
Маланья любила объезжать округу, а вслед ей шептали многозначительно: «Сама едет!». Когда она выезжала, то люд выходил посмотреть на это чудо: карета была оббита войлоком, бархатом, расписанная яркими красками. В упряжь, правда, ставили не скакунов, потому что к ним было особое уважение, и боевого коня в хомут никто не запрягал. Даже когда нужно было перевезти груз, то использовали быков.
Любимой потехой для Маланьи Карповны было подзадоривать подвыпивших казаков, сумеют ли они оседлать осетра. Для этого в озере водились очень крупные экземпляры, специально для увеселения привезенные. Кому-то действительно удавалось их оседлать, а кто-то выбирался весь промокший до нитки. В любом случае это веселило атаманшу.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: Предки бы нас не поняли: какие старинные русские выражения мы исковеркали, сами того не подозревая
Арест и ссылка Степана Ефремова
Атамана Степана Ефремова осудили и сослали в ссылку.
Степан и Маланья прожили вместе 20 лет. Родилось семеро детишек, но один не выжил. Жизнь была сытая и беспечная. Но вот грянула и беда – Степана арестовали как атамана, избегающего исполнения военных обязанностей, за казнокрадство, за учиненный бунт и другие неповиновения.
Рассматривал дело военный суд, а потом долго зачитывали приговор. В конце прозвучала ужасная фраза – смертная казнь через повешение. Бумагу дали на подпись Екатерине II, но она, помня об услуге Степана заменила казнь на ссылку. Сначала его удалили в Перну на берега Балтики.
Только по прошествии лет он решился выпросить для себя помилование. Ему разрешили вернуться в Петербург, но на Дону запретили показываться. Проживая в ссылке, Степан сильно беспокоился о горничной Аленушке и совместном ребенке – Александре. Про Маланью не вспоминал, видимо, знал, что она не пропадет. Так и дожил до своей смерти знатный атаман, преставившись в 1784 году, а Маланья Карповна пережила его на 20 лет.
Как вдовствовала Маланья Карповна
Маланья была расторопной женщиной, и когда приехали забирать ее мужа, то сразу сообразила, что за этим может последовать конфискация. Так и произошло, только вот описывать было практически нечего. Маланья все что можно было унести – спрятала. Позже она добилась, чтобы от бывшего имущества могла получать содержание на жизнь. В казну забрали все земельные наделы, дома, мельницу, и только со временем вернули усадьбу, в которой и проживала жена Степана до конца своих дней.
Вдовствующая Маланья жила в своем имении в Зеленой усадьбе. / Фото: klin-demianovo.ru
Ходили слухи, что атаманша заправляла в Черкасске и после ареста мужа. Всех держала в «ежовых рукавицах», обложила данью и податями. Но то, что ее портреты и поныне стоят рядом с ее знаменитым мужем-атаманом Степаном, говорит о недюжинной воле и хитрости женщины.
Подворье атамана Данила Ефремова сохранилось как родословное гнездо, принадлежавшее казачьему роду. Сыновья стали обладателями богатого наследства, 50 тыс. десятинами земли и огромного количества скота: овец, лошадей и даже верблюдов. Род продолжался благодаря младшему сыну – Степану Степановичу. У старшего Данилы был один сын – Степан, который погиб в 1806 году. Через 3 года не стало и отца.
Маланья Карповна похоронена в ноябре 1804 года на территории подворья, за алтарной частью построенной ею церкви во имя Донской иконы Божьей Матери. Но за год до этого семья Ефремовых получила дворянский герб, и он был внесен в общий гербовник Российской империи. Мечта стать знаменитой у Маланьи все же сбылась.
Поговорки часто имеют исторический подтекст, который потерялся со временем. «Козел отпущения», «рвет и мечет», «главная шишка» и другие пошли от действий, которые далеки от того, где они применяются ныне. Значения могут удивить и расширить понимание сказанных слов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: