В 1880 году Огюст Роден получил свой первый государственный заказ: он должен был создать монументальное скульптурное обрамление портала Музея декоративного искусства в Париже. Увлеченный своим делом, Роден не сумел выполнить поручение в срок, но не прервал работу над ней и тогда, когда правительство вовсе отказалось от идеи создания галереи. Вернув полученные средства, он продолжил создавать всё больше вариаций грандиозного портала. Работы над ним остановились лишь спустя 37 лет, со смертью великого мастера.
«Врата Рая» во Флоренции — «Врата ада» в Париже
«Врата ада» Огюста Родена стали продолжением многовековой традиции величественного обрамления входных групп особо ценных построек. Стоит вспомнить, например, оформленный античными сполиями портал римской церкви Санта-Сабина, бронзовые двери с повествовательными сюжетами церкви Святого Михаила в Хильдесхайме и базилики Сан-Дзено в Вероне и, наконец, мировой шедевр, один из символов эпохи Возрождения, «Врата рая» во флорентийском баптистерии.
Однако если замечательные предшественники портала Родена предваряли соборы и баптистерии, то «Врата ада» были предназначены для входа в музей, то есть в светское пространство. Это дало скульптору значительно большую свободу в выборе сюжетов и их интерпретаций.
Фрагмент «Врат ада» / Фото: vokrugsveta.ru
Точно неизвестно, было ли это желание Родена или требование заказчика, но в основу «Врат ада» легли «Божественная комедия» Данте и композиция портала флорентийского баптистерия Гиберти. Действительно, первые эскизы входной группы, сохранившиеся до наших дней, позволяют заметить, что, как и «Врата рая», массивные створки портала, созданные Роденом, были разделены на пять квадратных панелей, пространство которых было заполнено рельефами с последовательно разворачивающимися сценами поэмы.
Однако в конце концов скульптор отходит от строгого следования заданным содержанию и форме. Он выбирает только те сцены, которые интересны ему самому, а также включает в композицию врат истории мифологических героев, портреты своих возлюбленных женщин и скульптурные группы, вовсе не связанные с каким-либо определенным сюжетом.
Фрагмент «Врат ада» / Фото: greatartists.ru
Повествовательность уходит для Родена на второй план: он не стремится проиллюстрировать наказание за грехи, описанные Данте в «Божественной комедии», а изучает взаимосвязь человеческих страстей – страданий и чувств, порождаемых желанием и любовью, и их телесного, физического выражения. Он исследует эмоции, позы и жесты, не интересуясь проблемой «вечного осуждения» в Аду и трагедией места.
«Страшный суд» в бронзе
Зрителю, смотрящему на портал, может показаться, что еще немного – и его затянет в пространство «Врат ада», словно в зыбучие пески. Это впечатление обусловлено необычной композицией, созданной Роденом. Скульптор сочетает, с одной стороны, жесткий каркас, увенчанный тяжелым антаблементом, с другой – утопленные в глубину створки, кажущиеся мягкими и бездонными за счет рельефа разной высоты. Твердая и устойчивая рама выглядит наполненной податливым и изменчивым содержимым, которое можно продавить одним касанием.
Знакомый с древней традицией создания церковных порталов и знавший иконографию «Страшного суда» в живописи, Роден, вероятно, понимал, что созданная им композиция была беспрецедентной. Артикулированное зонирование, общая симметрия, иерархия, ясность отношений между правым и левым, высоким и низким были как формальным, так и символическим языком его предшественников. Во «Вратах ада» отсутствует стабильность и упорядоченность, композиция строится в соответствии с внутренней логикой скульптора.
Фрагмент «Врат ада» / Фото: artifex.ru
Хотя взгляд зрителя в первую очередь выхватывает три фигуры, возвышающиеся над порталом, а затем спускается к изображению «Мыслителя», Роден не создает ясную схему, тем более не образует воронкообразную систему, как в «Божественной комедии». Композиция створок поначалу кажется нерасчлененной: скульптор располагает фигуры и их группы свободно и хаотично, и лишь иногда между ними можно заметить условную зависимость и перекличку в движениях и жестах. Гармония достигается за счет равновесия между мерцанием пустот и форм. Там, где движение фигур успокаивается, успокаивается и рельеф, уходящий в плоскость.
Целостное впечатление от врат составляется посредством индивидуального изучения Роденом каждого своего героя. Все персонажи находятся в движении, в переходе от одного положения к другому. Некоторые из них представляют собой полноценные объемные фигуры, в то время как другие являются практически плоскими, барельефными. Ни один из героев не пребывает в абсолютном покое. Даже в знаменитом «Мыслителе» видна бурная деятельность: его внутренние чувства отражаются в движении мускулов. Сам Роден отмечал, что более всего при создании фигур его интересовало практически неуловимое состояние превращения одной позы в другую.
Фрагмент «Врат ада» / Фото: arthive.ru
Как вспоминали современники, работая над «Вратами ада», Роден сам всегда находился в возбуждении. В процессе создания скульптуры он не только использовал профессиональные инструменты, но также доводил форму до совершенства голыми руками. Неудивительно, что портал полон экспрессии и рама еле сдерживает интенсивные и бурлящие движения волнующейся массы, заполнившей створки.
При всем эмоциональном накале «Врат ада» близкий взгляд на фигуры позволяет понять, что выражение лиц героев практически не интересует Родена. Методом скульптора становится противопоставление света и тени: когда меняется источник освещения – меняется и сама композиция. Роден даже надеялся прикрепить к поверхности створок отдельные восковые фигуры, стремясь создать более тонкую светотеневую игру, пока не обнаружил, что это неосуществимо.
Фрагмент «Врат ада» / Фото: darminaopel.ru
Только лишь надгробия в основании дверей портала противопоставляются общему настроению врат, символизируя вечный покой, начало и конец. Опираясь на сохранившиеся подготовительные рисунки, которых дошло до нас около 60 штук, можно предположить, что саркофаги были включены в композицию практически на исходе работы и стали одним из последних крупных изменений и дополнений перед смертью скульптора.
Кто вышел из «Врат ада»?
«Врата ада» стали для Родена своеобразным бездонным творческим котлом. Не прерывая свою работу над ними в течение многих лет, он создал также множество самостоятельных скульптур, образы которых впервые появились в композиции портала.
«Мыслитель» - это, возможно, самая знаменитая скульптура, «вышедшая» из врат. На первых этапах работы этот герой должен был символизировать Данте, автора «Божественной комедии». Однако после того, как замысел был усложнен, а Роден отошел от повествовательности, скульптуре были приданы более обобщенные черты, она стала символизировать не конкретного поэта, а его собирательный образ.
«Поцелуй», музей Огюста Родена, Филадельфия / Фото: fotokto.ru
Самой романтичной группой, исключенной из врат и воплощенной в качестве отдельного произведения, является «Поцелуй». Родену настолько хорошо удалось выразить в бронзе душевный порыв двух возлюбленных и передать их чувственные и проникновенные объятия, что эта композиция была повторена более 300 раз.
Одними из ранних образов, созданных для «Врат ада», были Адам и Ева – первые грешники. Познавшая наготу и пристыженная, прародительница рода человеческого сжимается, вслушивается в саму себя. Фигура Адама вошла в композицию «Три тени». Герои скульптурной группы находятся в повторяющейся позе, а их руки сходятся вместе. В композиции «Врат ада» они указывают на надпись из «Божественной комедии»: «Оставь надежду, всяк сюда входящий».
«Три тени», музей Родена, Париж / Фото: arthive.com
О том, как себе представлял "Страшный суд" другой выдающийся мастер, читайте в статье Чем "Страшный суд" Босха отличается от православных икон, и о каких грехах и наказаниях рассказывает картина
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: