История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Григорий Либкен считается основателем ведущей в России конца XIX века кинофабрики. Ярославский мещанин параллельно держал сеть престижных гастрономических магазинов. В нужный момент почувствовав, что на кино реально зарабатывать намного больше, чем на колбасах, начал открывать по крупным городам прокатные кинозалы и лично снимать фильмы. Киногруппы Григория Ивановича отвечали за видеофиксацию приезда в Ярославль Николая II с семьёй, торжества с открытия памятника Александру II. Колбасному фабриканту удалось хитро объединить мясное производство с перспективной киноиндустрией, внеся Ярославль в историю мирового кино.


Знаменитый электротеатр над мясной лавкой



Реклама изделий фабрики Либкена. / Фото: www.yarwiki.ru

Реклама изделий фабрики Либкена. / Фото: www.yarwiki.ru


В 1907-м купцы Гнуздевы продали свой двухэтажный дом ярославскому коммерсанту Либкену. По его распоряжению знаменитый московский архитектор Артемий Барыкин надстроил в здании третий этаж и усовершенствовал фасад. Григорий Иванович на тот момент уже был известен в Ярославле, как владелец крупного колбасного производства и сети лавок «Образцовые колбасные». Помимо традиционных товаров покупателю предлагались деликатесы: окорока, рыбные копчености, икра и даже омары.

Закончив реконструкцию нового дома в модном для той эпохи духе, Либкен организовал там доходное объединение. На первом этаже расположил колбасный гастроном, на третьем — мужскую гимназию, а на среднем — один из первых электротеатров «Волшебные грезы». Тогда так называли сегодняшний кинотеатр. Заведение работало допоздна, изобилуя разнообразием предложений. Днем крутили детские передачи, юмористические зарисовки по типу «Ералаша», научно-популярные фильмы, а к вечеру зрителей ждали мелодрамы и политические ленты.

Либкен, будучи от природы талантливым маркетологом, задействовал для продвижения бизнеса даже метод "плохая реклама - тоже реклама!" Кроме того, закольцевал маршрут своих гостей. По окончании каждого сеанса на экран выводился портрет хозяина с текстом: «Уважаемые зрители, прошу спуститься вниз в мой магазин». Когда зрители заходили в магазин, то видели следующее объявление: «Если вы купите товара на 5 рублей, получите бесплатный билет в кинематограф «Волшебные грезы».

Первый в мире психологический триллер



Кадр из фильма "Драма на Волге". / Фото: www.kino-teatr.ru

Кадр из фильма "Драма на Волге". / Фото: www.kino-teatr.ru


Вскоре любовь к кино переросла в серьезный бизнес. Освоив прокатную деятельность, Либкен решил заняться непосредственно кинопроизводством. Именно он открыл одну из первых в России кинофабрик. В стране эта ниша была практически свободна. Прокатчики предлагали зрителю исключительно иностранную продукцию, чем Либкен и воспользовался. Григорий Иванович предпочитал драмы, пренебрегая комедийным жанром. Его первая полнометражная картина «Дочь купца Башкирова» (переименована позже в «Драма на Волге») была основана на реальных материалах громкого в Ярославле уголовного дела. Эта работа имела огромный успех. Кинокритики полагают, что «Драма на Волге» стала первым в истории психологическим триллером.

Рабочие негативы закупили лидеры мирового кинематографа братья Пате, что стало стартом моды на мрачные трагедии и остросюжетные триллеры. Дополнительное внимание к фильму привлекла история с переименованием. Есть свидетельства, что первоначальное название «Дочь купца Башкирова» изменили после крупного барыша богатого купца Башкирова. Его имя фигурировало в деле, положенном в основу картины. Понятное дело, что предприниматель не мечтал давать повод тысячам зрителей судачить о нем после премьеры. Так что после его щедрой платы за честное имя Либкен изменил название на «Драма на Волге», оставшись в выигрыше как материально, так и в плане пиара.

Престиж кинофабрики



Съемки очередной ленты Либкена. / Фото: www.archivogram.top

Съемки очередной ленты Либкена. / Фото: www.archivogram.top


На кинопроизводстве Либкена снимали бытовые и криминальные драмы, экранизировали известные романсы и народные песни. Снимал мещанин и кинопоэму «Когда звучат струны сердца» с участием лучших артистов студии МХТ Вахтангова и Чехова. И если в первое время Григорий Иванович участвовал в создании кино лично, то через время нанял для этого профессионалов, оставив за собой продюсерские функции. С ним работали самые известные режиссеры того периода, появился отдельный литературный отдел под кураторством писателей. Скоро Либкену предлагали свои сценарии популярные авторы. Актеры набирались как уже завоевавшие славу, так и начинающие. Для съемок набирались масштабные массовки.

Либкен продюсировал и документальные съемки. Его киногруппа снимала в 1913-м приезд императора Николая II с семьёй в Ярославль, торжества в связи с открытием памятника Александру II в Рыбинске, 600-летие старейшего Толгского монастыря в Ярославле и ряд других важных событий. В начале 1914-го прогремела историческая драма по пушкинской «Капитанской дочке». Вторым нашумевшим фильмом Либкена стал «Стенька Разин». Для массовки пригласили около тысячи ярославцев. Не удержался от участия и сам Либкен, сыгравший Менеды-хана - отца персидской княжны.

Почерк Либкена



Плакат к показу "Стенька Разин". / Фото: www.wikimedia.org

Плакат к показу "Стенька Разин". / Фото: www.wikimedia.org


Ярославская кинофабрика работала и во время Первой мировой. В тот период снимались военные драмы на патриотические темы, обличающие зверства немцев, вредоносных шпионов и казнокрадов, наживавшихся на войне. Производилась и документалистика: «Раздача подарков в окопах под вражеским огнем», «Торжества в Ярославле по случаю падения Перемышля» и др. За съёмки в зоне боевых действий Либкен лично вместе с оператором Мониным были удостоены георгиевских медалей.

Работы студии Либкена пользовались успехом, но все это он умело подогревал искусными рекламными стратегиями. После истории с Башкировым заговорили о сериале про Распутина. В 1917-м Григорий Иванович задумал несколько серий о скандальном друге царской семьи. Сценарий обещал много колких подробностей – интриги шпионов-революционеров, сцену убийства старца во дворце Юсупова. Разумеется, правительство Керенского запретило фильм к показу, но Либкин обернул это себе на пользу. На бурной волне антирекламы он создал серию необычайно востребованную «Похороны Распутина».

За 5 лет на Ярославской кинофабрике Либкена сняли порядка 70 картин. С приходом революции В 1918 году всё имущество кинопредпринимателя национализировала власть трудящихся. Сам Григорий Иванович смог через Крым пробраться в Турцию, где организовал константинопольскую кинопрокатную контору. Большая часть оставшихся в Ярославле кинокопий были уничтожены в ходе подавления восстания в июле 1918-го. До нас дошли лишь 13 картин.

В Ярославле снимался один из самых известных фильмов с Владимиром Машковым. За кадром фильма «Вор»: Как появился один из самых кассовых кинохитов 1990-х гг.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








262
24.09.2024 18:27
В закладки
Версия для печати