25 января могло бы исполниться 83 года одному из самых популярных и любимых в народе советских артистов, которого называют символом эпохи 1970-х гг., – Владимиру Высоцкому, но вот уже 41-й год его нет среди живых. Он был известен не только как талантливейший поэт, композитор, исполнитель и актер, но и как широкой души человек, невероятно щедрый и отзывчивый. Его не нужно было просить о помощи – как правило, он сам предупреждал такие просьбы и помогал не только своим друзьям, но и незнакомым людям.
Владимир Высоцкий в фильме *Бегство мистера Мак-Кинли*, 1975 | Фото: kino-teatr.ru
Поэт, музыкант, актер Владимир Высоцкий | Фото: kino-teatr.ru, echo.msk.ru
Однажды у Высоцкого спросили, приятно ли ему быть таким знаменитым. Он ответил: «Да, приятно, потому что это дает мне возможность помогать людям». И в этом ответе не было ни капли тщеславия и самолюбования – он действительно использовал все свои связи и знакомства в тех ситуациях, когда кто-то нуждался в его помощи. В 1974 г. на съемках фильма «Бегство мистера Мак-Кинли» Высоцкий познакомился с композитором Анатолием Кальварским, который рассказывал: «Мы подружились в процессе той работы. У меня были тогда трудные времена в моём родном городе, в Питере, и Володя пытался мне помочь. Он был очень сердечным, отзывчивым человеком, и принимал участие во всех, с кем он дружил. Чужие беды воспринимал, как свои. Он пытался помочь мне с квартирой, ходил в Ленсовет. Ситуация была самая банальная: после развода я оставил квартиру и в результате оказался непрописанным». Он помог ему получить жилье, а узнав о том, что у композитора очень плохое зрение, Высоцкий привез ему из-за границы очень дорогие очки-«хамелеоны», которые тот носил долгие годы.
Владимир Высоцкий на записи песен к фильму *Бегство мистера Мак-Кинли*, 1973 | Фото: echo.msk.ru
Владимир Высоцкий на записи песен к фильму *Бегство мистера Мак-Кинли*, 1973 | Фото: echo.msk.ru
На протяжении 16 лет Владимир Высоцкий выступал на сцене Театра на Таганке, где сыграл свои лучшие театральные роли. Во многом благодаря участию поэта появилось новое здание театра, строительство которого затянулось на 7 лет. Директор театра Николай Дупак рассказывал: «...Володя был бесконечно добрым и безотказным человеком, всегда приходил на помощь. Он помогал мне строить новое здание театра на Таганке... Мы ходили по кабинетам вместе с Володей, когда он находился рядом, мне было легче обо всем договариваться… Один его концерт открывал десятки дверей... Вместе добывали кирпич, цемент, металл, давали концерты, наносили визиты, требовали, приглашали на премьеры – ублажали как могли… Новое здание «Таганки» сложено из уникального кирпича. Поехали мы с Высоцким на Загорский кирпичный завод. Спел он там. И сразу после концерта в лаборатории образец для нас проанализировали: какой песок, какая глина, при какой температуре обжигался… И вынесли вердикт – глину надо из Эстонии везти. Восемнадцать вагонов. Высоцкий выступает в Министерстве путей сообщений – нам дают вагоны! И завод в Эстонии делает для «Таганки» эти уникальные кирпичи… Поверьте, я могу еще два десятка подобных историй рассказать о том, как Высоцкий в буквальном смысле по кирпичику новое здание театра строил. Жаль, сыграть на новой сцене ему не довелось…». Через три месяца после торжественного открытия нового зала театра Высоцкого не стало.
Артист в спектакле *Антимиры* в Театре на Таганке, 1966 | Фото: ixbt.photo
Артист во время закрытия сезона в Театре на Таганке, 1968 | Фото: rg.ru
В 1972 г. Театр на Таганке приехал на гастроли в Ленинград. В трех спектаклях были задействованы дети 10-12 лет, но трое мальчиков из Хорового училища не смогли уехать из Москвы, и вместо них нужно было найти юных артистов в Ленинграде. Их отыскали среди учеников детского дома-школы музыкального воспитания, где собрали детей-сирот, имевших способности к музыке и пению. Выбрали двух мальчиков и одну девочку. Их наставница Ирма Поленова рассказывала: как только Высоцкий узнал, что в спектаклях будут участвовать детдомовцы, кинул клич среди актеров: «Ребята! Завтра несите все!» Собрали целый мешок с игрушками и угощениями. Поленова вспоминала: «Там было всё – и для маленьких детей, и для среднего возраста, и для старших... В сборе подарков принимала участие вся труппа, но организовал всё это именно Высоцкий. Светлая ему память, и совсем не за «мешок», а за любовь и сострадание к этим детям».
Владимир Высоцкий в спектакле *Гамлет* в Театре на Таганке, 1971 | Фото: gazeta.ru
Поэт, музыкант, актер Владимир Высоцкий | Фото: kino-teatr.ru, echo.msk.ru
Марина Влади, помимо уникальности Высоцкого в творческом плане, считала его неординарным и в обычных человеческих проявлениях: «Он был замечательный мужик – добрый, щедрый, бесшабашный, с душой нараспашку. В большей степени русский, чем подавляющее большинство других. Его широта проявлялась и в том, что он себя никогда не жалел, буквально сжигал свою жизнь, как сумасшедший».
Марина Влади и Владимир Высоцкий в день празднования 10-летнего юбилея Театра на Таганке, 1974 | Фото: rg.ru
Поэт, музыкант, актер Владимир Высоцкий | Фото: kino-teatr.ru
В 1975 г. Высоцкий вместе с Театром на Таганке был на гастролях в Ростове-на-Дону. Там же музыкант дал несколько концертов, в том числе на комбинате прикладного искусства. После выступления ему вручили сувениры, изготовленные главным мастером комбината. Узнав о том, что он не смог прийти на концерт – был ветераном войны, инвалидом, и почти не выходил из дома – Высоцкий поехал к нему домой и специально для него исполнил песни, только что прозвучавшие на сцене.
Поэт, музыкант, актер Владимир Высоцкий | Фото: rostof.ru
Артист с Ильей Порошиным | Фото: rg.ru
Артисту доставляло невероятную радость удивлять людей и дарить им подарки. Из каждой поездки за границу он привозил полные чемоданы для всех друзей и знакомых: одним – редкое лекарство, другим – теплые ботинки, третьим – пластинки зарубежных музыкантов, четвертым – одежду для детей. Сын администратора Театра на Таганке Илья Порошин вспоминал, что каждое появление артиста было для него праздником: он появлялся с полными пакетами, а там были настоящие «сокровища» – то горнолыжные штаны, то джинсовый костюм. Как-то он взял Илью с собой на концерт, и этот вечер мальчик запомнил на всю жизнь: «И вдруг он посреди выступления говорит: «Я сейчас спою «Диалог у телевизора». Вообще-то не собирался показывать эту песню, но за кулисами мальчик маленький специально приехал послушать эту песню...». Сказка! Чудо! А на следующем концерте опять про клоунов. Благодарности моей детской нет предела. Он, оказывается, добрый Бог, настоящий, живой».
Михаил Шемякин и Владимир Высоцкий | Фото: rg.ru
Имя художника Михаила Шемякина у нас знают немногие – на родине его упоминали редко, особенно в советские времена, ведь в 1971 г. он эмигрировал во Францию. С Владимиром Высоцким они познакомились в 1974 г. во время одного из визитов поэта за границу – и сразу подружились. Они стали не только друзьями, но и братьями по духу. Шемякин в своих интервью и воспоминаниях не раз говорил о том, что с Высоцким можно было пойти в разведку – другом он был очень верным и самоотверженным.
Михаил Шемякин и Владимир Высоцкий | Фото: snob.ru
Михаил Шемякин и Владимир Высоцкий | Фото: estetmag.ru
Шемякин вспоминал об одном эпизоде: незадолго до ухода Высоцкого они вновь увиделись. Поэт лежал в специализированной клинике в Париже, и Михаил решил его там навестить. Когда он к нему пришел, Высоцкий расплакался. Шемякин решил, что он огорчен тем, что попал в эту клинику. А тот ему ответил: «Миша, я людей подвел! Я в Москве обещал кое-кому подшипники достать для машины, а сам улетел. И вот здесь оказался. Я так людей подвел!» Сам он на тот момент пребывал в плачевном состоянии, ему нужно было думать о собственном здоровье, а он сокрушался из-за того, что не выполнил чью-то просьбу! Шемякин говорил: «Вот он был такой... Вернейший и мужественный человек, он мог в дружбе, даже в приятельских отношениях заботиться о каких-то мелочах». В последний раз они виделись в Париже за 3 недели до ухода Высоцкого. Шемякин тогда ему сказал: «Володька, давай назло жить!» Тот ответил: «Попробую…» А 25 июля 1980 г. его не стало.
Владимир Высоцкий на съемках фильма *Маленькие трагедии* | Фото: rg.ru
Последняя работа артиста в кино – в фильме *Маленькие трагедии*, 1979 | Фото: kino-teatr.ru
В наши дни раскрывается немало подробностей биографии поэта, о которых ранее не было известно: Единственная роль в кино и след в судьбе Высоцкого Натальи Пановой – первой красавицы 1960-х.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: