История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 2
+2
-1 0
Арт    




Среди множества ярких художественных групп советского андеграунда «Эрмитажная школа», основанная в 1950-е годы так и не окончившим Академию Григорием Яковлевичем Длугачем, выделяется благодаря уникальному творческо-исследовательскому методу копирования. Живописцы, примкнувшие к объединению, стремились к изучению формы, внутренней структуры картин и постижению отраженной в них логики мироздания.

Живопись как герменевтическая практика: как понять метод?


Григорию Яковлевичу Длугачу, трепетно относившемуся к искусству старых мастеров и проводившему своё свободное время в музеях за его изучением, суждено было стать основоположником одной из самых самобытных группировок ленинградского подпольного искусства. Григорий Яковлевич был студентом Академии художеств, однако, в конце концов, его отчислили за «формализм».

Под этим понятием, которое для современного ценителя искусства ассоциируется с пошлостью и борьбой с индивидуальностью, понималось любое творческое проявление, не соответствующее идеологии социалистического реализма.
Длугач Г. Я. Голова апостола. Аналитическая интерпретация картины П. Веронезе / Фото: goskatalog.ru, Музей «Царскосельская коллекция»

Длугач Г. Я. Голова апостола. Аналитическая интерпретация картины П. Веронезе / Фото: goskatalog.ru, Музей «Царскосельская коллекция»

Но Г. Я. Длугач не оставил свои занятия искусством. Пройдя войну, в 1950-е годы он вновь вернулся в залы Эрмитажа, где в попытках оправиться от пережитых им ужасов продолжил копировать волновавшую его классическую живопись. Однако уже в 1960-е художник отошел от ученического повторения картин и начал их интерпретировать, собирая вокруг себя единомышленников.

Метод, основанный Григорием Яковлевичем, тесно связан с аналитическим искусством Павла Филонова. Согласно представлениям этого художника начала ХХ века, любая картина должна развиваться из точки к целому по принципу «органического роста». Кроме того, на мировоззрение Г. Я. Длугача повлияли живопись Кузьмы Петрова-Водкина, Михаила Врубеля, Пабло Пикассо и Франсиса Пикабии, в работах которых нет ничего случайного.

Григорий Яковлевич считал, что язык старых мастеров необходимо разгадывать. Для этого художник учил своих последователей «постановке глаза»: смотреть на картину нужно так, чтобы увидеть каждый атом и то, как он, вписываясь в композицию, включается в целое. Главной задачей является определение структуры произведения посредством выявления основных направляющих линий, организующих пространство на плоскости. Это – координаты, невидимые взору обычного зрителя и выявляемые интуитивно, но определяющие взаимоотношение предметов и их частей. Г. Я. Длугач объединил геометрический анализ с метафизическим, рациональное с иррациональным.
Длугач Г. Я. Мадонна со звездой. Аналитическая интерпретация картины П. Веронезе. Фрагмент / Фото: goskatalog.ru, Музей «Царскосельская коллекция»

Длугач Г. Я. Мадонна со звездой. Аналитическая интерпретация картины П. Веронезе. Фрагмент / Фото: goskatalog.ru, Музей «Царскосельская коллекция»

«Надо биться за плоскостность. Никакие детали не должны проваливаться, композиция должна стоять, как стена», - отмечал художник. Для него особое значение имел поиск динамичных вертикальных и горизонтальных линий, диагоналей, направляющих движение, и множества кривых. Обладающие способностью к сжатию и растяжению, они несут нагрузку изображаемого пространства и могут обладать разными оттенками: быть слабыми или сильными, взлетающими вверх или несущимися вниз, свободными и сжатыми, энергичными и вялыми. Всё это способствует передаче образов, создающихся бесконечными вариациями сочетаний и пересечений разнохарактерных линий. Исследование этих систем, заложенных в работах старых мастеров, и их диалектики – главная задача «Эрмитажной школы».

Особенностью аналитического метода Г. Я. Длугача является то, что он не стремился свести форму картины к рациональной схеме, а напротив, видел в ней бесконечное пространство для толкований и поиска связей между композицией и смыслами. Любое произведение становилось для него целым миром, окном в прошлое, требующим расшифровки и углубленного вчитывания. Так, работа над изучением одного произведения иногда занимала годы, при этом создавались десятки вариантов интерпретаций.
Зайцев А.П. Аналитическая интерпретация картины П. П. Рубенса  «Охота на львов» / Фото: Кошкина О. Ю.

Зайцев А.П. Аналитическая интерпретация картины П. П. Рубенса «Охота на львов» / Фото: Кошкина О. Ю.

«Живопись древних только кажется понятной несведущему взору. Картины старых мастеров могут захватывать душу зрителей именно потому, что они многозначны. Главное – научиться видеть».

Искусство видеть


Картин самого Г.Я. Длугача сохранилось немного. Однако последователи художника и учителя продолжают свою работу даже сегодня.

Одним из самых выдающихся мастеров группы является А.П. Зайцев. Его вклад в развитие объединения и метода был настолько значительным, что часто его имя включают в название школы, ставя его в один ряд с Г.Я. Длугачом.

А.П. Зайцев вспоминал, что с первых же минут у тех, кто начинал изучать принципы аналитического копирования, «разрушалась иллюзия умения как владения некоторой суммой изобразительных приемов. <…> К живописи старых мастеров обращались не для копирования в привычном смысле слова, но для решения внутренне сформулированных и действительно назревших проблем. Самой логикой процесса акцент оказывался перенесенным на изучение и понимание».
Бакун А. А. Портрет двух придворных дам. Аналитическая копия картины А. ван Дейка. Фрагмент / Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-петербург, 2019. Ст. О. Кошкиной

Бакун А. А. Портрет двух придворных дам. Аналитическая копия картины А. ван Дейка. Фрагмент / Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-петербург, 2019. Ст. О. Кошкиной

Сам он развил конструктивно-интуитивный принцип Г. Я Длугача дальше, начав более активно применять математические формулы, в частности, например, ленты Мебиуса для построения композиции. Будучи одним из преподавателей в Таврическом художественном училище, А. П. Зайцев, обучавший по математическому методу интерпретации живописи, советовал многим своим студентам копировать также в Эрмитаже под руководством своего наставника.

Еще одним выдающимся учеником школы Зайцева-Длугача стал С.М. Даниэль, доктор искусствоведения и профессор. В своих теоритических исследованиях он концентрируется на композиционных принципах в живописи прошлых веков. Его труд «Искусство видеть» обязателен к прочтению каждому, кто хочет научиться анализировать картины и понимать логику их построения.
Кагарлицкий В. К. Аман узнает свою судьбу. Аналитический этюд с картины Рембрандта / Фото: Кошкина О.Ю.

Кагарлицкий В. К. Аман узнает свою судьбу. Аналитический этюд с картины Рембрандта / Фото: Кошкина О.Ю.

Активным участником множества выставок в России и за рубежом и основателем собственного объединения, получившего название «Школа Варварского Аналитизма», является А. В. Кондратьев, ученик А. П. Зайцева. Художник не останавливается на структурных исследованиях живописи мастеров эпохи Возрождения и Барокко, но обращается и к другим периодам, например, к древнерусской иконописи.

О другом художнике, занимающем важное место в истории отечественного искусства, читайте в статье «Его картины скупил Третьяков, а он работал чумаков и умер в нищете: О чем рассказывают полотна Леонида Соломаткина»

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1494
25.08.2024 21:09
В закладки
Версия для печати