Протоиерей Александр Мень и матушка Наталия.
Он решил стать священником ещё в подростковом возрасте, когда вера подвергалась гонениям, а посещение церкви осуждалось и порицалось. Знакомство с юной Наталией Григоренко лишь укрепило его в этом решении, ведь в её лице он обрёл не только спутницу жизни, но и помощницу во всех своих делах. Они могли прожить вместе целую жизнь, если бы роковой удар утром 9 сентября 1990 года не прервал жизнь отца Александра.
Студенческая любовь
Александр Мень и Наталия Григоренко, 1950-е годы. / Фото: www.pravmir.ru
Александр Мень учился на охотоведческом факультете Московского пушно-мехового института, Наталья Григоренко была студенткой товароведческого факультета. Институт находился в Балашихе, до Москвы можно было добраться электричкой, но студенты предпочитали ездить автостопом.
В один из дней им повезло: рядом со стайкой юношей и девушек остановился грузовик с крытым кузовом, весёлая компания забралась в кузов. Там-то и подошел к будущим товароведам Александр, пригласив девчонок на вечеринку к охотоведам.
Александр Мень в молодости. / Фото: www.alexandrmen.ru
Когда Наталья начала встречаться с Александром, однокурсники поначалу пытались её отговаривать. Дескать, зачем тебе этот чудак. Молодой человек и впрямь выглядел странно: он носил сапоги и галифе, ходил в шляпе и не расставался с полевой сумкой через плечо. Когда же он отрастил бороду, это стало выглядеть весьма по тем временам необычно.
Александр Мень, 1958 год. / Фото: www.relig-books.ru
Однако ей был по душе этот молодой человек с добрыми глазами и серьёзными, не по годам, суждениями. Александр поделился с ней своими планами стать священником, признался, что параллельно учится на заочном отделении в Ленинградской духовной семинарии. К его удивлению, Наташа поддержала друга. Она искренне считала, что жить надо по сердцу. Впрочем, она и себя не считала атеисткой.
Единение душ
Протоиерей Александр Мень и матушка Наталия. / Фото: www.pravmir.ru
Не стали противиться счастью дочери и родители Наталии. Они удивительно спокойно приняли в дом необычного юношу и полюбили его, как сына. Никогда не возникало между ними никаких разногласий. А ведь помимо того, что жених дочери был верующим, он происходил из семьи, где отец был осужден и отбывал наказание по ложному обвинению.
При этом Александр Мень умел с юности располагать к себе людей и отстаивать собственную точку зрения. Наталия же верила, что только с этим человеком ей по пути, с ним она обретёт настоящее счастье. Нужно сказать, что вся их будущая жизнь показала правильность её выбора.
Начало 1960-х годов. / Фото: www.alexandrmen.ru
В 1956 году Александр Мень и Наталия Григоренко стали мужем и женой. Поселились в доме родителей молодой жены, обустроив под семейное гнёздышко просторный чердак. Купленный трехкомнатный щитовой домик распилили и полностью разместили на чердаке. Получилась квартира со скошенными стенами.
Александр Мень с женой и детьми. / Фото: www.alexandrmen.ru
Через год в семье родилась дочь Елена, ещё через три – сын Михаил. Позже дети будут вспоминать взаимоотношения в семье, как очень тёплые. Родители никогда не ссорились, берегли мир и покой друг друга. Как бы ни был занят по служению отец, он всегда находил время для семьи, помогал супруге по хозяйству, детям обязательно читал сказки на ночь.
Александр Мень с женой, 1967 год. / Фото: www.alexandrmen.ru
Семейное воспитание дало впоследствии свои плоды. Елена, повзрослев, стала иконописцем, Михаил избрал для себя путь в политике, дослужившись до министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства страны.
Протоиерей Александр Мень и матушка Наталия, 1970-е годы. / Фото: www.alexandrmen.ru
Александр Мень и его матушка Наталия удивительно совпали в жизни. У них полностью отсутствовали разногласия, даже в мелочах. Зато были схожи взгляды на будущее, вкусы и интересы. Они строили свою семью в вере по Божьему благословению, стараясь не нарушать библейские заповеди и всё делать по совести.
Прерванное счастье
Протоиерей Александр Мень и матушка Наталия, 1970-е годы. / Фото: www.alexandrmen.ru
В последние годы жизни Александр Мень стал очень популярен. На его службы приходило много молодёжи, приезжали в Сретенскую церковь в Новой Деревне даже из Москвы. Протоиерей Александр читал лекции по богословию, издавал книги. Далеко не всегда они находили понимание со стороны руководителей церкви, слишком прогрессивны были его взгляды на веру и велико желание объединить верующих разных конфессий.
Протоиерей Александр Мень, 1988 год. / Фото: www.alexandrmen.ru
В его адрес всё чаще звучали угрозы. Он получал записки, к нему приезжали с различными требованиями. Александр Мень оберегал семью от плохих вестей, скрывал записки, а на вопросы о том, зачем приезжали к нему странные люди, отмахивался. Видимо, зря он их не воспринимал всерьёз.
Протоиерей Александр Мень, 1989 год. / Фото: www.alexandrmen.ru
Утром 9 сентября 1990 года протоиерей Александр спешил на службу. Неизвестный встретил его по дороге, протянул записку. В тот момент, когда священнослужитель наклонился за очками, его ударили топором по голове. Однако сразу он не умер, смог добраться до калитки своего дома.
К сожалению, убийц отца Александра так и не нашли. Следствием выдвигались разные версии, но все они оказались несостоятельны.
Наталия Фёдоровна Григоренко-Мень, 2015 год. / Фото: www.pravmir.ru
После гибели супруга Наталия Фёдоровна нашла свое успокоение в сохранении памяти о нём. Попросила помощи у сына Михаила и родного брата Александра Меня, Павла. Они согласились создать фонд протоиерея Александра Меня для сохранения его наследия, издания книг, которые не успели увидеть свет при жизни служителя.
Наталия Фёдоровна и сегодня живёт в том же доме. / Фото: www.pravmir.ru
Она живет всё в том же доме, где была так счастлива. И верит, что там, в раю, они обязательно встретятся и уже ничто не разлучит их.
В рамках антирелигиозной пропаганды в СССР проводилась кампания гонений на священнослужителей и массовое уничтожение церквей. Главным объектом уничтожения была Русская Православная церковь, многие храмы которой были разрушены, а огромное количество культовых сооружений было приспособлено под музеи, склады, дома культуры и даже квартиры.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: