Гаврила Державин проиграл все сбережения матери
«Познакомился с игроками или, лучше, с прикрытыми благопристойными поступками и одеждою разбойниками; у них научился заговорам, как новичков заводить в игру, подделкам и всяким игрецким мошенничествам» - писал Гаврила Державин
Большинство людей знают Гаврилу Державина в первую очередь как русского поэта эпохи Просвещения. Однако он мог бы сделать прекрасную военную карьеру, стать высоким чиновником или же отменным картежником-шулером, но этого не случилось, так как он был слишком честным человеком, что мешало его продвижению в карьере. Да и разорять людей в карты ему не доставляло радости, поэтому он всегда предупреждал своих противников, когда им стоит остановиться.
К слову, однажды это сыграло поэту на руку: Державина обвинили в мошенничестве и хотели поставить его на место, но за него заступился один из когда-то спасенных им от разорения офицеров. Впервые в карты Державин начал играть еще в годы его службы в Преображенском полку. К азартной игре Гавриил Романович пристрастился в 23-летнем возрасте, когда его на 4 месяца перевели на ямскую подставу. В компании братьев-офицеров Лутовиновых поэт и пристрастился к азартной игре.
Однажды мать Гавриила Романовича передала ему деньги, чтобы тот поехал в Москву и купил маленькую деревушку на Вятке. По пути из Петербурга в Москву Державин остановился у двоюродного брата — майора Ивана Блудова. Родственник с приятелем подпоручиком Максимовым втянули Гавриила в игру, в которой драматург проиграл все деньги матери.
Придя в себя, Гавриил осознал, что теперь ему нужно где-то найти деньги. Он начал наведываться в трактиры, знакомиться с шулерами и обучаться у них картежному мастерству. Пытаясь отыграться, поэт провел в Москве более 2 лет, вместо запланированных 2 месяцев.
У шулеров Державин научился подбору карт, подделкам и другим мошенничествам, однако он не опустился до воровства или подлого предательства. Но как-то раз в 1769 году Державин вместе с другом обыграл одного прапорщика, мать которого обратилась с жалобой в полицию, обвинив их в выманивании векселя в 300 рублей и купчей на родовое имение. Когда об этом и других случаях азартных игр узнали в столице, Державину это едва не стоило разжалования в солдаты.
Поэт раскаивался в карточном мотовстве, но вскоре вновь садился за игру. Лишь семейное горе помогло обуздать азарт Гавриила: в 1770 году умер его брат, поэтому поэт, оставшись у матери единственной опорой, начал играть лишь по надобности и не гнался за большими выигрышами.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: 7 ошибок в произведениях русских классиков: стоит ли упрекать за них великих писателей и поэтов>>
Иван Крылов любил испытывать острые ощущения
«А вам, милостивый государь, стыдно. Вы, известный писатель, должны были бы сами преследовать порок, а между тем не стыдитесь сидеть за одним столом с отъявленными негодяями» - стыдил Крылова генерал-губернатор
Русский баснописец Иван Крылов увлекался карточными играми еще с юных лет, так как имел пристрастие к математическим наукам и обожал наперед просчитывать ходы своих соперников. Как говорил баснописец, ему нравилась игра в карты не из-за корысти, а из-за сильных ощущений.
Однажды Ивана Андреевича мошенники обобрали «словно липку». В 1795 году его даже привлекли к ответу по делу шулеров-профессионалов. Тогда баснописцу пришлось переехать в поволжское имение князя Голицына, которого вскоре назначили рижским генерал-губернатором. Тогда Крылов тоже отправился в Ригу в качестве его секретаря, правда в большей степени он пропадал за карточным столом, нежели занимался своими прямыми обязанностями.
Поначалу Иван Андреевич играл на малые суммы с дамами, но вскоре перешел и к ставкам покрупнее. Впрочем, удача часто была на его стороне: поэт мог выиграть вплоть до 70 тыс руб — в те годы этого хватало, чтобы около 10 лет безбедно содержать семью. Спустя 5 лет Крылов решил вернуться в Петербург, где по вечерам он посещал театры, а после — карточные игры. Знакомые баснописца говорили о нем, что он не просто играл в карты, а жил ими и видел их как средство своего обогащения.
Однажды Крылова и других шулеров вызвал генерал-губернатор и объявил им, что они, согласно законам, будут высланы из Петербурга. Однако Крылов все же избежал изгнания, оправдав себя тем, что был бы виновен, если бы выиграл. А так как его обыграли, и у него осталось лишь 5 из 110 тыс, то ему и играть уже не с чем. Азарт Ивана Андреевича сошел на нет после 1810 года, когда у него отыграли все его выигрыши.
Александр Пушкин мог проиграть «Евгения Онегина»
«Я бы предпочел умереть, чем не играть» - как-то сказал Пушкин на одном из приемов в Петербурге
Впервые с азартными играми Александр Сергеевич познакомился еще в годы обучения в Царскосельском лицее, но во время первой Южной ссылки (1820–1824) это увлечение переросло в настоящую страсть. Что интересно, поэт крайне редко выигрывал, но это его не останавливало от последующих игр. Когда Пушкин проигрывал, он писал долговые расписки. Зачастую, чтобы погасить долги, ему приходилось закладывать свое имущество, в том числе и произведения.
Как-то раз после проигрыша поэт был в порыве азарта и поставил на кон еще не опубликованную главу «Евгения Онегина». К счастью, тогда госпожа удача была на стороне автора, и глава осталась при нем. Но такое везение было редкостью, поэтому Александра Сергеевича постоянно донимали кредиторы, требуя от него погасить множественные карточные долги.
Поэт каждый раз клятвенно обещал все вскоре вернуть или хотя бы погасить часть суммы. Не зная, где найти средства, Пушкин негодовал и писал на своих кредиторов язвительные эпиграммы, а также рисовал на них карикатуры. Правда все это так и оставалось на бумаге в его черновиках.
Уже в 1829 году 30-летний Пушкин числился в полицейском списке московских картежников. Лишь после свадьбы поэт немного сбавил обороты и перестал играть по-крупному. Однако после гибели поэта Николаю I пришлось выделить немалые суммы, чтобы погасить все его долги.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Кто из русских классиков был настоящим гурманом, и Чем любили отобедать Пушкин, Чехов и другие литераторы>>
Николай Некрасов выиграл в карты супругу
«Предки наши были богаты, прапрапрадед ваш проиграл семь тысяч душ, прапрадед две, дед (мой отец) одну, я ничего, потому что нечего было проигрывать, но в карточки поиграть тоже любил» - говорил Николаю Некрасову его отец
Любовь к азартным играм передалась Николаю Алексеевичу по наследству. Классик русской литературы неоднократно называл свой азарт к карточным играм «органическим пороком всего рода»: его предки были богатыми, но начиная с прапрадеда состояние, накопленное поколениями, постепенно проигрывалось. Будучи 17-летним юношей, Некрасов начал играть в карты, когда решил поступить в петербургский университет.
Став немного старше, Николай Алексеевич во время игры в карты уже не только выигрывал деньги, но и обзавелся полезными связями. Его увлекал шанс не только сорвать куш, но и посоревноваться с фортуной, однако современники поэта говорили, что он ни разу не дал себе «зарыться». Некрасов был умным и осознанным игроком. Он играл лишь на специально выделенные для игры средства, так как считал, что самое страшное в картах — проиграть хотя бы грош, предназначенный для другого употребления.
Также поэт никогда не зацикливался на одной игре: если ему не везло в одной, то он переходил на другую, пока не найдет ту, в которой ему улыбнется удача. Он хотел не просто вернуть все проигранные деньги, но и приумножить свой капитал. К важным играм Некрасов подходил ответственно: хорошо высыпался и для бодрости принимал ванну с ромом.
В 1854 году поэт стал членом Английского клуба, и вскоре среди его компаньонов были императорские сановники, которых поэт неоднократно обыгрывал по-крупному. К слову, самый крупный выигрыш Николая Алексеевича был порядка 600 тысяч. Но все-таки самым необычным призом для него стала молоденькая содержанка купца Лыткина — Фекла Викторова. 19-летняя девушка понравилась 48-летнему писателю, поэтому он решил выиграть Феклу у ее содержателя. Поначалу Николай Алексеевич снял для девушки комнату, чтобы просто проводить с ней время, а после — влюбился.
Чтобы прошлое Феклы не напоминало о себе, поэт начал называть возлюбленную Зинаидой Николаевной. Поэт окружил Зинаиду заботой: одевал в столичных модных магазинах, нанимал ей учителей, водил в театр, на выставки и так далее. Девушка отвечала взаимностью Некрасову: она восхищенно слушала его стихи, всегда поддерживала поэта и была рядом.
Когда в 1875 году рак кишечника приковал Некрасова к постели, Зинаида все так же была рядом и поддерживала поэта. Незадолго до своей кончины Некрасов взял Зинаиду в жены, чтобы та была обеспечена до конца своих дней. Как видно, карты подарили Некрасову не только деньги, но и преданную подругу, и заботливую супругу, которая была рядом до последней минуты поэта. А в следующем материале предлагаем узнать, какие детали биографии Некрасова не рассказывают в школе, или Любовь втроем задолго до Маяковского и Бриков.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: