Реклама времён НЭПа.
27 декабря 1927 года Иосиф Сталин, выступая на Всесоюзной конференции аграрников-марксистов, произнёс свою знаменитую речь, означавшую фактически конец НЭПа и переход к ускоренному строительству социализма. Именно в этой речи из уст вождя народов прозвучало: «Ликвидировать кулачество как класс!».
14 марта 1921 года решением X съезда РКП(б) на смену политике «военного коммунизма», которая проводилась в годы Гражданской войны, пришла антикризисная программа, получившая название «новая экономическая политика» (НЭП). Сущность её состояла в использовании организационно-технического опыта капиталистов для создания многоукладной экономики и в сохранении «командных высот» партии большевиков. Идеологами НЭПа были В.Ленин, Н.Бухарин, Ю. Ларин и Г.Сокольников, разработавшие тактические цели НЭПа.
Отмена продразвёрстки
21 марта 1921 года был издан Декрет, отменяющий натуральный продналог, составлявший 20% «чистого продукта крестьянского труда». Это позволило в определённой степени снять социальную напряжённость. Теперь трудолюбивые крестьяне больше не отвечали за менее старательных односельчан. Человек получил возможность распоряжаться излишками продукции по своему усмотрению: обменивать, например, на инвентарь в государственных лавках или на базарах. Правда, необходимые вещи чаще можно было приобрести в кооперативах и на рынках, поскольку с государственными поставками (тем более из-за границы) не сложилось. Стоит отметить, что на зажиточных крестьян распространялся «налог на роскошь» - они сдавали хлеба больше.
Реформирование промышленности и восстановление денежной оплаты труда
В начале 1920-х назрела необходимость радикального реформирования промышленности. Появились независимые тресты, которые объединили предприятия одной отрасли. Руководство трестов принимало самостоятельные решения, что производить, где и как формировать рынок сбыта. Предприятия, входившие в трест, оставались без гособеспечения и полностью переходили на хозрасчет, т.е. могли, уплатив установленный взнос в госбюджет, самостоятельно распоряжаться доходами. Ещё одним новым образованием стали синдикаты. Они объединяли на добровольной основе тресты и занимались оптовой торговлей. Всё это позволило восстановить в стране денежную оплату труда, ликвидировать «уравниловку» и ограничения на смену места работы, отменить обязательную трудовую повинность. С 1924 по 1929 год количество служащих и рабочих в стране увеличилось с 5,8 млн. до 12,4 млн. человек.
НЭП позволил людям заниматься предпринимательством.
Уже к середине 1920-х успехи НЭПа в возрождении отечественной экономики стали очевидны. Сельское хозяйство вышло на уровень довоенного производства. Госзакупки хлеба у крестьян составили в 1925 году 8,9 млн. тонн. В среднем темпы роста сельского хозяйства в период с 1922 по 1927 год составили 12 — 14%, а промышленного производства - 30 — 40%.
Рубль стал конвертируемой валютой
Червонец 1922 года.
В 1922 году в России выпустили новую денежную единицу – червонец, обеспеченный золотом. Он пришёл на смену обесценившимся советским дензнакам. Уже к 1924 году совзнаки были выведены из оборота и были выпущены новые казначейские билеты (10 новых рублей = 1 червонец). На мировых валютных рынках червонцы обменивали на мировую валюту и на золото по довоенному курсу царского рубля. За 1 доллар США давали 1,94 рубля.
Восстановлена кредитная система
В 1921 году в стране был создан Госбанк, и стало возможным кредитование промышленности на коммерческой основе. Так, победоносно возвратились изгнанные во времена «военного коммунизма» товарно-денежные отношения. К 1924 году уже 17 самостоятельных российских банков предлагали различные формы кредитования. Это дало дополнительный толчок развитию промышленности и сельского хозяйства. За пять лет ВВП вырос в три раза, объёмы сельхозпроизводства – вдвое, а прирост промышленного производства в 1927 году составил 13%.
Развитие предпринимательства
В 1921 году был отменён закон о всеобщей трудовой повинности, что позволило людям заниматься предпринимательством. Полки магазинов стали быстро наполняться продуктами питания и самыми разнообразными товарами. В крупных городах открывались «Торгсины», предтеча более появившихся позже советских «Берёзок», где можно было приобрести очень дорогие вещи, но только за иностранную валюту или за золото.
Всесоюзное объединение «Торгсин». Товарный ордер 1 копейка.
Для многих это стало искушением – люди откапывали свои вклады и несли драгоценности в «Торгсины». Правда, очень скоро завсегдатаями этих магазинов стали сотрудники ГПУ, которые проявляли неподдельный интерес к тому, откуда у граждан валюта или золото, которые было давно приказано сдать. Для многих визит в «Торгсин» оборачивался обыском и арестом с освобождением после добровольной сдачи валюты и золота. «Господа, вы купили золото на чёрный день. Чёрный день настал! Сдавайте его государству!», - гласит попавшее в историю директивно согласованное обращение ГПУ к «нэпманам». И стоит отметить, что многие, осознав серьёзность момента и руководствуясь принципом «жизнь дороже», сдали всё.
Магазины времён НЭПа.
Тем, не менее, любой гражданин, достигший 16 лет, мог получить лицензию на аренду зданий и помещений, средств транспорта, производственного оборудования, на торговлю любыми предметами или продуктами, на открытие предприятий бытового обслуживания, кафе, магазинов, ресторанов. Главное условие – своевременная уплата налогов и неучастие в противозаконных торговых, финансовых и прочих операциях.
Возрождение фондовых бирж
Одним из положительных достижений НЭПа является возрождение бирж, стимулирующих торговый оборот и способствующих установлению равновесных цен. Сначала восстановлены были товарные биржи. Они, кстати, и получили наибольшее развитие. 20 октября 1922 года постановлением СНК были организованы фондовые биржи для совершения операций с ценными бумагами. К концу 1926 года в России работало 114 бирж, членами которых было 8 514 частных лиц и торгово-промышленных предприятий. В то время биржи стали своеобразными центрами развития коммерческой инициативы, хотя свободные торги только зарождались.
НЭП способствовал развитию прессы
В 1922 году в Москве начинает издаваться сразу несколько юмористических сатирических журналов: «Смехач», «Сатирикон», «Крокодил», «Заноза», немного позже - «Прожектор» (при газете «Правда»), «Экран» и ежемесячник «30 дней». В прессе, кроме новостей из рабочей жизни, появляются карикатуры, юморески, пародийные стихи, весёлые неприхотливые истории. С концом НЭПа, кстати, издание практически всех этих журналов было прекращено. С 1930 года «Крокодил» остался единственным общесоюзным сатирическим журналом.
Журнал Крокодил. 1925 г.
Нельзя не отметить, что разбогатевших нэпманов, не озабоченных революционным духом всеобщего счастья и конъюнктурными соображениями, мало интересовало классическое искусство. В драматических театрах царствовали лёгкие жанры, а главным развлечением был поход в рестораны и кабаре.
Общий зал ночного ресторана гостиницы Европейская. Санкт-Петебург. 1924 г.
Безусловно, у НЭПа, как и любых нововведений, были существенные минусы: безработица, обострение жилищного вопроса, аграрное перенаселение, нехватка промышленных товаров, увеличение цен на товары. Но след этого свободного и разгульного времени в российской истории остался навсегда.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Соглашаясь безо всяких сомнений с пафосом самой статьи, хочу заметить, что реальная действительность была иная, нежели описывается в этом материале. К сожалению, знаменитые слова из "Доктора Живаго" Бориса Пастернака "самое фальшивое советское время" - о НЭПе, увы, далеко не случайны. Не заходя далеко в дебри дискуссии, я обращу внимание лишь на несколько важнейших аспектов. Во-первых, после 22-го года был взят курс на жесточайшую государственную монополизацию промышленности. Это выразилось, прежде всего, в том, что была запрещена на уровне трестов конкуренция между государственными предприятиями. Итогом стал стремительный рост цен на основные виды промышленной продукции. Мне довелось читать в знаменитой некогда книге "Политграмота", (издание 24 г.), что уже в 23 году, например, соотношение количество хлеба за сапоги в СССР было значительно выше, чем в 13 году. У меня сейчас под рукой нет этой книги, но разница была примерно в полтора - два раза. А ведь сапоги не относятся только к продукции больших предприятий, то есть госсектора. С другими товарами картина была еще хуже.Как и с солью. Только происходило вымывание средств из деревни - в город за счет монополизации внутреннего рынка госпредприятиями. С другой стороны, экономические рычаги в самих госпредприятиях были малоэффективны. Мне доводилось читать работу по иностранным инвестициям в Россию и СССР. Так вот там (эта работы вышла в годы перестройки) приводилась страшнейшая для экономики цифра: за все годы НЭПа амортизация средств производства достигла просто катастрофического значения (сейчас не помню точно, но примерно 70 % оборудования было амортизировано на 100 процентов, прием в основном за годы НЭПа), а новые инвестиции в средства производства за все годы НЭПа составили 4 процента от общей стоимости средств производства. То есть, в силу неэффективного управления и воровства (реально - воровали многие управляющие и директора, контроль был очень слаб, а директорами и становились случайные люди). Во-вторых, червонец так и не стал полноценной валютой. Сила его была, прежде всего в том, что он действовал в условиях наличия ВТОРОЙ валюты - дензнаков, которые печатал Минфин. То есть люди получали от своего работодателя (государства) - дензнаки, которые печатал Минфин, а реальный оборот проходил за счет червонцев, которые печатал Госбанк. Поэтому инфляция дензнаков была даже больше, чем во времена военного коммунизма (до НЭПа). Фактически дензнаки - это был налог на людей, так как они выпускались без реального обеспечения (в отличие от червонцев, во всяком случае, в первое время). Но когда дензнаки были отменены, но также ничего хорошего не произошло - ибо теперь инфляция была уже за счет выпуска не обеспеченных червонцев. Большевики хронически не могли жить по средствам - не хватало ни умения, ни профессионализма, ни знаменитой "моральной стойкости". Тотальная бюрократизация страны, рожденная в годы военного коммунизма (блестяще показанная в "Дьяволиаде" Михаила Булгакова ведь не умерла в годы НЭПа. В-третьих, крестьяне, на подобные игры с деньгами, с ценой на товары, отвечали сокращением потребления, и уменьшением сдачи зерна. Они не хотели сдавать зерно ни за фантики, ни даром - когда получали деньги, на которые либо было вообще нельзя купить товар, либо когда цена за все была гораздо выше, чем прежде. И именно нежелание крестьян отдавать даром хлеб и привели к решению Сталина вообще отобрать его крестьян силой. Так и умер НЭП. Но при этом, с почти с самого своего рождения, фактически, с 23, а по многие позициям и с 22 года - он был зомби - оживленный мертвец рынка, и вообще не мог реально жить. Автор той работы об иностранных инвестициях доказывал, что только Лев Троцкий был готов предложить новую стратегию развития страны, но к этому времени, он был уже никто. А все остальные просто не понимали, что у этого паровоза (НЭП) рельсы кончились не начавшись. Так что переход от НЭПа кСталину - был, увы, неизбежен.
Леонид, спасибо за компетентный и интересный комментарий!
А вот еще нашел в Интернете:
• 19 архивных фото. Уникальные портреты граждан Советского Союза
Портреты людей и общества в Советском Союзе в начале 90-х годов прошлого века. Последние, заключительные годы существования великой державы, нашей Родины – Союза Советских Социалистических Республик были весьма тягостными и несладкими для граждан целой страны в экономическом, финансовом и общественно-политическом аспектах. Глубочайший кризис, прежде всего на уровне взаимоотношений государства и народа, отчетливо отражался на лицах самих трудящихся, то есть на обычных людях, а бедность жизни и всеохватывающая безработица вынуждали практически бороться за выживание целой нации.
Спасибо за находку! окунулась...