История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Вышивка золотыми нитями – дорогой и трудоемкий процесс, который до XX века выполнялся вручную. На каждое изделие могло уходить по несколько недель, а то и месяцев, в зависимости от его объема. Но готовое творение того стоило – оно отливало золотом, подчеркивая величественность убранства, возвышая того, кто его одевал, или событие, к которому было приурочено. По всей Руси и за границей шла слава об арзамасских монашках и их изделиях. А они, просиживая часами над стежками, теряя зрение, создавали шедевры.


Монастырское золотное шитье


В монастырях послушницы занимались золотной вышивкой. / Фото: koshkin-ogorod.livejournal.com

В монастырях послушницы занимались золотной вышивкой. / Фото: koshkin-ogorod.livejournal.com

Вышивка позолоченными нитями называется «золотной», потому что используется металлическая нить, покрытая позолотой или серебром. Считается, что этот вид рукоделия появился еще во II веке до н. э. в Пергамском царстве, потом дошел до римлян, а на Руси – в XII веке.

Золотное шитье в России выполняли в основном монашки. Оно появилось одновременно с началом распространения христианства, поэтому требовалось облачение для священнослужителей, которое изготавливалось мастерицами в монастырях. Создавались хоругви, церковные занавесы, богослужебные наборы, покровы для мощей, плащаницы и другие атрибуты.
Золотная вышивка. / Фото: ru.pinterest.com

Золотная вышивка. / Фото: ru.pinterest.com

Материал для вышивки был дорогой, и купить его могли только знатные особы или священнослужители для церкви. Поэтому и создавались общины зачастую в монастырях или при дворах королей. На Руси золотная вышивка считается больше уделом монашек. Особенно славится Арзамас изделиями, выполненными в Алексеевском и Николаевском монастырях.

Монахини-золотошвейки: отбираются единицы из сотен послушниц


Золотная вышивка послушницами в монастыре. / Фото: inetin-magaz.ru

Золотная вышивка послушницами в монастыре. / Фото: inetin-magaz.ru

Женщины, которые уходили в монастыри, имели послушание, то есть на каждой лежала какая-то ответственность, разделение труда – уборка, приготовление, хлопоты на подворье. В монастырях Арзамаса существовала еще одна работа для монашек – вышивание золотом. Но такое послушание было доступно не каждому. В некоторой степени оно считалось элитным занятием, потому что им в основном занимались женщины из знатных сословий. Но даже для них проходил отбор после длительного обучения. Хоть занятие было чистым, но далеко не таким легким. От монашек требовалась аккуратность, терпеливость, внимательность.

Через несколько лет подготовленные монашки допускались до вышивки. О строгом отборе говорят цифры – из 400 послушниц Алексеевского монастыря только 7 были золотошвеями. А при восстановлении Царицыных светлиц в Кремле после русско-польской войны в начале XVII века понадобилось 60 лет, чтобы увеличить количество мастериц от 15 до 80 человек.

Золотошвейки днями просиживали над рукоделием, выкладывая канитель и золотые нити. Работа была очень кропотливой, требовалось внимание и неспешность. К тому же за таким занятием быстро портилось зрение.
Золотошвеи в монастырях. / Фото: rus-zacharovannaya.sergeevyuricom.com

Золотошвеи в монастырях. / Фото: rus-zacharovannaya.sergeevyuricom.com

Имена мастериц остались на устах людей и в записях монастырских книг. Свои работы тогда было не принято подписывать, да и относились они к религиозным атрибутам, на которых не ставились посторонние знаки. Их заслуги были оценены вручением золотых медалей после показала изделий на Нижегородских кустарных выставках – это игуменья Паисия и Евгения Страгородская.

Золотошвея Александра Подсосова в монастыре оказалась из-за трагической любовной истории. Она была дочерью купца, который не разрешил выйти замуж за любимого. Тогда молодые поклялись оставаться верными друг другу на расстоянии и приняли постриг в разных монастырях. Купец Подсосов очень горевал о том, что дочь стала монашкой, и чтобы хоть как-то загладить свою вину много жертвовал на монастырь, давал драгоценности, материю на вышивку. Александра обрела известность золотошвейки. Ее самым большим произведением стала чудотворная икона Казанской Божьей Матери, украшенная драгоценными камнями и золотой вышивкой.

Золотные произведения руками монашек


Вышивка позолоченной нитью. / Фото: mebel-gu.ru

Вышивка позолоченной нитью. / Фото: mebel-gu.ru

Золотой нитью нельзя вышивать как обычной, потому что она сотрется от многоразового трения о материю. Чаще используют шов в прикреп, когда с изнаночной стороны золотая нить крепится обычной, подобранной по цвету материи, если ее не должно быть видно. Есть еще литой шов с расколом и без – это когда узор плотно закрывает всю поверхность или отчетливо видно материю. Также есть и другие виды швов: «рядки», «черенок с ягодкой», «перышки» и другие, чтобы создавать неповторимый узор.

Из-за плотности рисунка требуется материя, на которой он не только бы смотрелся хорошо, но и его могла бы удерживать ткань. Для вышивки использовались только натуральные и дорогие: парча, бархат, кисея, шелк.
Техника золотной вышивки. / Фото: miazar.ru

Техника золотной вышивки. / Фото: miazar.ru

Мастерицы вышивали по подложке, заранее нарисованному рисунку, который обшивали нитями. Для некоторых изделий использовали бересту, из которой вырезали необходимые узоры, накладывали их на ткань и обшивали, укладывая золотую нить поверху. Для арзамасской вышивки характерны растительный орнамент, которым обшивался верх платья, рукава, подол, вырез.

В истории осталось одно изделие, о котором можно судить только по записям, насколько оно было сделано богато, изящно и красиво. Видимо, это и послужило тому, что оно исчезло. В Николаевском монастыре для Спасо-Преображенского мужского монастыря вышивалась архимандричья шапка. За основу взяли позолоченную парчу с серебряными большими травами от ризы, которую больше не использовали.

Следуя из описаний: по малиновому фону бархатной материи была золотая вышивка, золотая бахрома, 850 зерен жемчуга, 45 камней разного диаметра, из них 6 бирюзы и 123 половинок зерен. Шапку украшал образ Спасителя, а под ним находилось 19 жемчужин. После революции ее больше уже никто не видел. Но можно представить величественность и богатство небольшого убранства. Такая шапка в те времена была оценена монастырем для продажи в 200 рублей.

Затраты и прибыль монастырей, занимающихся золотной вышивкой


Золотная вышивка XVII века. / Фото: platya-tut.ru

Золотная вышивка XVII века. / Фото: platya-tut.ru

Все затраты на материю и нити брались из казны монастыря. Над всеми золотошвеями была главная, которая должна была рассчитать необходимое количество материала. Его закупали у местных или приезжих торгашей. Так, из сохранившихся ведомостей монастыря в Арзамасе известно, что в 1899 году для плащаницы было закуплено материала на 178 рублей. Эту плащаницу мастерицы вышивали 9 месяцев, а оплату монастырь получал частями.
Золотное шитье. / Фото: triptonkosti.ru

Золотное шитье. / Фото: triptonkosti.ru

Очень выручал монастыри в Арзамасе торговый дом Вишнякова. Купец торговал на Макарьевской ярмарке, и уже там закупались различные необходимые материалы. Но если у монастыря не было денег, то им давали в долг, а те потом передавали купцу в Москву. Позже материал из Москвы стали получать почтой. В книге приходов и расходов монастыря значится, что в 1858 году на закупку материала потрачено 200 рублей.
Плащаница XIX века. / Фото: regionoperator.ru

Плащаница XIX века. / Фото: regionoperator.ru

Готовые изделия стоили дорого, и порой за них рассчитывались частями – по 100, 50 рублей. Плащаница могла стоить 200-300 рублей серебром. Для монастыря это был значительный доход, несмотря на затраты дорогого материала. Прибыль составляла четвертую часть общего дохода. Может показаться, что 100 или 200 рублей не такие большие суммы, но это только кажется. В 1890-е годы вырезка телятины стоила – 70 копеек, икра черная зернистая – 3,20 рубля, икра 3 сорта – 80 копеек, сыр – от 70 копеек до 1,40 рубля, картофель – 15 копеек, а хлеб – 3 копейки. Поэтому можно представить, сколько продуктов закупалось на 200 рублей.

Предметы и одежда священников: дорогие заказы для золотошвеек


Облачение священнослужителей с золотной вышивкой. / Фото: emilia-spanish.ru

Облачение священнослужителей с золотной вышивкой. / Фото: emilia-spanish.ru

Арзамасским монастырям делали заказы со всех уголков России, а также из Молдавии, Греции, Иерусалима. Кому-то требовалась плащаница, кому-то риза, поручи и другие наряды.

Облачение священнослужителей оформлялось с особым подходом. Нужно было знать, к какому событию оно приурочено – к Пасхе, Троице, Рождеству, для крещения, венчания или для других богослужений, чтобы создать правильный узор. Старались, чтобы в каждом изделии проявлялось величие. Этому способствовала золотная вышивка, которая должна была отсвечивать, помогая создавать торжественную атмосферу праздника.

Золотная вышивка часто покрывала головные уборы или использовалась на них в виде аппликаций – например, крест. Часто ее использовали для украшения церковной атрибутики: окладов икон, покрывал на престол, покровцов и воздухов.
Покровцы и воздухи - церковные атрибуты. / Фото: livemaster.ru

Покровцы и воздухи - церковные атрибуты. / Фото: livemaster.ru

Но не только для монастырей и священников работали золотошвеи. Были заказы и на светские наряды. Вышивали праздничные платья и сорочки для особых случаев, которые потом берегли и передавали по наследству.
Русский кокошник. / Фото: foto-ram.ru

Русский кокошник. / Фото: foto-ram.ru

Для платков-головков, повойников, кокошников и шапочек орнамент был практически таким же, как и для убранства священнослужителей, только без церковной атрибутики. На них вышивали узоры из трав и цветов, характерные для русской природы.
Вышивка золотыми нитями. / Фото: bastion27.ru

Вышивка золотыми нитями. / Фото: bastion27.ru

Золотная вышивка существует и поныне на Поволжье, только ее производят на фабриках. Поэтому и изделия немного изменили свой вид. Заменили материю и нитки, но они все так же привлекают внимание. А мастериц становится все меньше, поэтому важно передавать опыт, чтобы не утратить русское наследие. Например, как это делает мастер по золотному шитью Мария Мурыгина из поселка Выездное. Она организовала кружок и учит детей вышивать.

Если на Руси золотной вышивкой занимались сугубо женщины, то в странах Азии – мужчины. Зардози – особый и самый дорогой способ вышивки, изделия которых создаются годами и украшают королевские шатры, ножны, попоны и другие предметы для монарших особ.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1938
28.02.2024 22:09
В закладки
Версия для печати




Смотрите также