В России официально завершилась эпоха пейджеров – больше получить лицензию оператора в стране не получится. За границей – по-разному, но, даже если где-то пейджинговая связь еще поддерживается, прежний ее успех остался в прошлом. Молодежь уже и не скажет, что такое пейджер и как его использовать, а вот соотечественники постарше без труда вспомнят, как эта маленькая пищащая коробочка придавала особенный статус своему владельцу – статус человека не просто занятого, но и успешного.
До SMS: первые пейджеры
В нашей стране о пейджерах по понятным причинам узнали довольно поздно, а вот на западе такое средство связи использовалось уже в 50-х годах прошлого века. Первый пейджер сконструировала компания Motorola, на тот момент лидер по части разработок и исследований в области радио. Это устройство поначалу предназначалось не для широкой публики, а для сотрудников нью-йоркской больницы. Сообщения передавались в радиусе до 40 километров от вышки, которая передавала сигнал.
Пейджеры мир оценил не сразу; но к девяностым количество владельцев таких устройств исчислялось десятками миллионов
В 1964 году пейджеры покупали уже и обычные пользователи. Первые поколения этих гаджетов выпускались без экрана – пейджер просто «пищал», когда на него приходил сигнал. Кстати, конкуренты «Моторолы» стали называть свою продукцию именно «пищалками», «биперами», поскольку слово «пейджер» было защищено патентом, принадлежащим компании-изобретателю.
Следующий этап эволюции пейджера был связан с появлением экрана, на который выводилось сообщение. Сначала это были цифры, точнее, их комбинация. Это привело к появлению «языка пейджеров», когда комбинации цифр представляли собой зашифрованную фразу. Например, 07734 означало «привет», поскольку перевернутые «вверх ногами» эти цифры были похожи написанием на HELLO. По тому же принципу 14 означало «hi». Цифры «911» воспринимались как «срочно» из-за ассоциации с номером службы спасения.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как удалось разгадать 2500-летнюю грамматическую головоломку, над которой ученые бились веками.
Сообщения из прошлого
Чтобы отправить сообщение на чей-либо пейджер, требовалось позвонить оператору пейджинговой компании, назвать телефон или название абонента и продиктовать сообщение. В течение короткого времени – от нескольких секунд до нескольких минут – оператор передавал это сообщение на устройство-приемник, обладающее индивидуальным кодом. Сообщение отправлялось по всей сети, обычно в рамках города, на определенной частоте.
Первыми, кто оценил возможности пейджинговой связи, были врачи; дольше всего пейджеры продержались опять-таки в клиниках и больницах
Определить, где находится пейджер, было невозможно – в нем отсутствовал передатчик. Сама связь была надежной, поскольку радиосигнал заглушить трудно, и абонент получал сообщение, даже находясь в труднодоступном месте (в этом, кстати, состояло серьезное преимущество пейджеров перед сотовыми телефонами). С точки зрения расхода энергии пейджеры оказались достаточно экономичны – одной батарейки хватало на несколько недель использования устройства.
Как свидетельствует статистика, к восьмидесятым в мире было уже больше трех миллионов пользователей пейджинговой связи, а в девяностые этот показатель увеличился как минимум в двадцать раз. Как раз тогда эти устройства приобрели особенную популярность на территории бывшего Советского Союза: быть владельцем пейджера оказалось не только удобно, но и престижно, тем более, что поначалу девайс был не сказать чтобы очень дешевым.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Обычная бытовая техника, которая сегодня кажется ненужной, а в СССР считалась роскошью.
Пейджеры против мобильных телефонов
Но все равно дешевле сотовых телефонов – а в России оба этих типа устройства для связи появились почти одновременно. За «мобильник» в середине девяностых нужно было выложить не меньше пяти тысяч долларов – включая плату за подключение. Пейджер же обходился примерно в 200 долларов, самый простой; дополнительно брали 20 долларов за подключение и 25 – в качестве ежемесячной абонентской платы.
Пейджеры успешно использовались и до сих пор используются за рубежом экстренными службами, для оповещения жителей. Источник: google.com
Пейджеры носили везде, это был модный аксессуар и на деловых встречах, и на светских раутах. Поначалу было модно и работать в пейджинговом бизнесе – от операторов требовалась высокая скорость набора текста и безупречная грамотность, часто – знание английского языка. За одну смену работник отправлял больше полутысячи сообщений. Существовала определенная цензура – не принимались к отправке сообщения, содержащие обсценную лексику.
С развитием и удешевлением сотовой связи пейджеры были востребованы все меньше и меньше. Несмотря на появление новых технологий пейджинговой связи – таких, как двусторонний обмен сообщениями, увеличение экрана устройства и прочих – мобильные телефоны могли предложить владельцам куда больше возможностей. Последними в нашей стране сдали позиции пейджеры, которые использовались все теми же работниками больниц – как и на заре пейджинговой связи.
А вот еще об одном почти забытом способе связи: Кто в XX веке пользовался голубиной почтой, и как один голубь спас целый батальон.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: