Террористы и хореографические сцены насилия. 5 крутых индийских фильмов нашего времени.
Индийские фильмы активно шли в советском прокате, и наш зритель выучил особенности индийского кино наизусть. Женщины в сари, время от времени все танцуют, актёры переигрывают, персонажи случайно и мелодраматично опознают друг в друге давнего врага или потерянного родственника. Подобная наивность сейчас не в чести, и российский зритель привык думать об индийском кино с пренебрежением. И зря! Сейчас в Болливуде снимают много крутых картин, и вот пять одних из самых сильных.
«Девдас» (2002, режиссёр Санджай Лила Бхансали)
Классический роман Сарата Чандры Чаттопадхаи экранизировали не первый раз, но впервые — с таким размахом. Сюжет — о преданности, предательстве и, главное, социальной несправедливости
Мужчина, который ждёт, когда женщины разберутся между собой и устроят ему судьбу — не только индийская вечная тема.
Дети помещиков-соседей, мальчик Девдас («раб божий») и девочка Парвати (в честь богини, которую отвергал и даже оскорблял её муж, бог Шива) дружат с ранних лет. Но Девдаса отсылают учиться в дальние края; в разлуке дружба перерастает в любовь. Конечно же, между ними встаёт непреодолимое препятствие: мать Парвати не из сословия помещиков, она — бывшая танцовщица. Чтобы расстроить свадьбу сына, мать Девдаса хитроумно оскорбляет свою соседку на глазах у людей, и Парвати отдают замуж за пожилого мужчину. Девдас обещает не умереть, пока не увидит её снова.
Режиссёр, вероятно, хотел переломить стереотипы об индийском кино и сохранить, в то же время, все его признаки: в фильме полно танцев, но они обусловлен сюжетом.
Просто удивительно, как искренне, трогательно и даже просто можно подать обычные мелодраматические хитросплетения, не снижая пафоса и эстетики оригинальной повести. Тема социального неравенства затрагивается не только в истории Парвати и Девдаса. Когда Парвати приглашает на праздник влюблённую в Девдаса куртизанку Чандрамукхи и её опознают, куртизанка напоминает в ответ на все оскорбления, что в квартале весёлых заведений дети рождаются не просто так, а от приходящих туда помещиков — получается, каждая куртизанка кому-то из них дочь и сестра.
Героини в картине предстают гораздо более сильными и активными персонажами, чем Девдас: он полностью подчиняется судьбе, реагируя на её повороты порой громкими поступками, но не предпринимая ничего, чтобы изменить её. В то время, как две женщины сражаются за свои любовь и достоинство, он почти равнодушно смотрит на их борьбу, предпочитая страдать с бутылкой в руке.
Фильм представлял Индию на премии «Оскар», но награду не получил, зато вошёл в сто лучших фильмов мирового кинематографа не на английском языке по версии журнала Empire.
«Жертва» (2009, Рензил Де Сильва)
Оказаться в логове зверя и выжить. Авантика переживает настоящий кошмар.
Фильм, который начинается как обычная романтическая комедия, становится мрачнее и мрачнее с того момента, как главная героиня, университетская преподавательница Авантика, вместо с мужчиной, за которого только что вышла замуж несмотря на разную веру, мусульманином Ихсаном оказывается в США, далеко от родных, в посёлке, полностью населённом индийскими мусульманами самых патриархальных нравов. Вскоре она понимает, что затянута к террористам и находится в серьёзной опасности. Но поздно: она беременна, и её никуда не выпускают без надзора.
Фильм начинается, как обычная романтическая комедия. Но знакомство Ихсана и Авантики начинается с маленькой лжи, и это намёк на то, что впереди - большая ложь.
В то время, как обычно критики концентрируются на теме терроризма и взаимных обидах исламского и западного миров, фильм, прежде всего, изумительно показывает тихое семейное насилие и то, как свободная, яркая женщина постепенно становится заложницей там, где должна бы быть в безопасности — в собственном доме. Замечая то один, то другой знак скрытого насилия в чужих семьях, Авантика и представить сначала не может, что сама вскоре окажется в такой же ситуации.
Кадр из фильма.
К сожалению или к счастью, танцевальных сцен в картине нет, зато есть блистательная Кирон Кхер в роли женщины, ломающей затянутых в общину молодых жён, чтобы сделать из них смертниц. Она же сыграла в «Девдасе» мать Парвати, и эти роли так же далеки друг от друга по содержанию, как близки по яркости.
«Грязное кино» (2011, режиссёр Милан Лутрия)
Судьба Силк Смиты типична не только для Индии. Такая же была у Мерилин Монро.
Официально фильм представляет собой картину о жизни популярной актрисы восьмидесятых Силк Смите, но фактически включает в себя детали жизни и других актрис со схожей судьбой. Он поднимает тему расчеловечивания актрис, их жестокой эксплуатации шоу-бизнесом, но начинается совсем не как драма. Индийская девушка сбегает из дома в город в поисках славы. Она живёт впроголодь, но не унывает, и однажды судьба, кажется, поворачивается к ней лицом.
Гламур Болливуда восьмидесятых показан с мягким юмором.
Чем больше славы получает актриса, тем больше она превращается для окружающих мужчин из человека в лакомое блюдо, ягнёнка, в которого хочется впиться зубами хищника, и всё море восторга вокруг Силк не включает в себя и капли уважения.
Всю картину Силк соперничает — на уровне взглядов на искусство — с режиссёром Абрахамом, который терпеть её не может за вульгарность. Но именно отсутствие очарования ею как женщиной даёт ему посмотреть на неё как на человека и рассказать о ней именно как о человеке. Пронзительно прощальное письмо актрисы — «каждый хотел схватить меня за руку, но никто не готов был держать мою руку», пронзителен кадр со смывающей её написанное на песке имя волной.
Силк оказывается пленницей своей славы. Больше никто из мужчин не взглянет на неё иначе, как на приз.
В фильме всего три танцевальные сцены. Первая, на съёмочной площадке, цитирует все самые известные фильмы с Силк Смитой; третья происходит в воображении Абрахама, она визуально очень лаконична и очень трогательна.
«Ашока» / «Император» (2001, режиссёр Сантош Сиван)
Не каждое историческое кино у индийцев прекрасно. Но фильм про Ашоку однозначно удался.
Одна из самых удачных исторических картин Болливуда, «Ашока», посвящена единственному в истории индийскому императору-буддисту, объединившему под своим началом Индию ещё до нашей эры. Надо сказать, его жизнеописание, хотя и основывается на ряде реальных фактов и видимых последствиях его деятельности, составлено сильно позже его смерти и не может считаться точным. Но как правитель Ашока, возможно, сделал для распространения буддизма в Азии больше, чем кто-либо ещё.
Беспечный принц превращается в безжалостного императора, и невозможно отследить, в какой миг произошло это превращение.
Как можно догадаться, объединение Индии не шло мирным путём. Ашока завоёвывал царство за царством, пока не дошёл до Калинги, сопротивлявшейся дольше всех. Император пролил море крови, чтобы подчинить его. По легенде, именно зрелище поля боя, превратившегося от крови в болото, усеянного телами, перевернуло его сознание; он отказался от жестокости и принял буддизм.
В фильме Сивана показан путь от беспечного принца к жестокому правителю, и от завоевателя — к человеку, чью жизнь перевернула одна битва из сотен, пережитых им. Главную роль играет звезда фильма «Девдас» Шахрух Кхан, принцессу Калинги — актриса, сыгравшая в «Жертве» Авантику, Карина Капур. В кадре много таинственной древней Индии и хватает красивых танцев.
Увы, любовь не исправляет убийц.
«Миллионер из трущоб» (2008, Дэнни Бойл, Лавлин Тандан)
Фильм не считается индийским, но снят в Индии, с индийскими актёрами и по повести индийского автора Викаса Сварупа. Одна из двух его режиссёров — также индианка. Традиционная для восточной классической литературы тема судьбы, которая сама ведёт человека, становится основой сюжета картины, ставшей лауреатом восьми премий «Оскар» и четырёх — «Золотой глобус».
Афиша фильма на немецком. Картина стала хитом во многих странах.
Трое детей из мусульманского нищего квартала Мумбаи после погрома остаются без дома и родных: два брата, Салим и Джамаль, и девочка по имени Латика. Джамаль предлагает Латике идти дальше с ними, но Салим ревнует брата и каждый раз, как судьба сводит их всех втроём, находит способ разлучить Латику и Джамаля. В конце концов единственным способом связаться с Латикой для Джамаля оказывается поучаствовать в телешоу «Кто хочет стать миллионером?», которое любит смотреть любовник Латики, криминальный авторитет, у которого она живёт почти как рабыня. Чтобы задержаться в шоу, кажется, нужна немалая эрудиция, но ответы на вопросы Джамаль получал, как оказывается, всю свою жизнь.
Мистика и плутовской роман постоянно переплетаются в фильме.
Перипетии, через которые проходят главные герои, кажутся чрезмерно драматичными, но все они взяты из современных индийских реалий, начиная с погромов и детской проституции и заканчивая банальным семейным насилием за стенами роскошных особняков. Роль двоих из детей исполняли настоящие маленькие обитатели трущоб.
Фильм полон песен, каждая из которых тянет на хит, но роль массовых танцев раз за разом выполняют почти хореографически поставленные сцены массового насилия или преступлений, включая собственно погром с убийствами мусульман. Только после финальной встречи Джамаля и Латики, на титрах, мы видим традиционный для индийского кино эмоциональный групповой танец.
Если в картине звучит музыка, идеально подходящая для танцевальной сцены, значит, сейчас будет страшно.
С популярностью индийского кино у советских любителей костюмов и драматических поворотов могла поспорить только сага о маркизе ангелов. Фильмы об Анжелике вызвали в СССР бурю негодования и волну обожания.
Текст: Лилит Мазикина
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: