Русская баня на живописных полотнах с нотками ню.
Баня для русского человека - настоящий культ. Она и парит, она и правит. Она была в почете среди князей и царей, среди знати и среди простого народа. Она нашла свое отражение и в творчестве русских художников разных эпох. А ее история возникновения стара как мир. Так, уже в V-VI веке у славян на Руси была весьма популярна парная баня, о которой еще в своей летописи упоминал Нестор-летописец.
Немного из истории русской бани
«В парной».
Для русского человека баня была не только местом для мытья, а и особым местом, объединяющим четыре природные стихии: огонь, воду, воздух и землю. Издавна повелось, что человек, посетив баню, как бы обретал силу всех этих стихий, наполняясь силой и здоровьем. Не зря на Руси бытовала поговорка «Помылся – будто заново родился!»
Баня - как такова не сразу имела привычный для нас вид. В древние времена наши пра-прадеды, парились непосредственно в доме, а именно в русской печи, что было весьма практично. Так как не требовались дополнительные расходы, ни на строительство, ни на дрова. Из печи выбирали золу после того как хозяйка приготавливала еду, отмывали от сажи, слегка остужали и застилали соломой.
«Баня в Русской печи».
Банные процедуры начинались с того, что человек влезал в печь, ему подавали веник и ведерко с водой и закрывали за ним заслонку. Парящийся веником брызгал воду на стенки печи, от которых шел отменный пар. По окончании парения купальщик стучал по заслонке, ее открывали и помогали выбраться из печи. После чего распаренного окатывали большим количеством воды во дворе или сарае. В эдакий мудреный способ при помощи русской печи наши предки ходили чистыми.
«Общественная баня».
С течением времени на Руси стали появляться бани, без которых представить себе русский быт было просто невозможно. Ибо какой русский с древних времен не любил поддать парку, да похлестать себя березовым веником. Баня была в доме у каждого богатого и небогатого человека, ну а что касалось совсем бедных, то для них существовали общественные бани.
«Летний вечер». (2007 г.) Автор: Александр Лысенко.
В деревнях же бани представляли собой небольшие деревянные избушки, срубленные из цельных бревен, которые ставили около водоемов, чтобы не испытывать трудностей с водой.
«Зима. Баня». Автор: Владимир Трещеев.
С древних времен с русскими банями связано много традиций и обрядов, с которыми сталкивались все иностранцы, приезжавшие в Россию. Как правило, это заведение шокировало и поражало их воображение.
«Городские русские бани».
Ну еще бы – в клубах пара распарившиеся мужчины и женщины бьют себя вениками, а затем бегут на улицу и в снежные сугробы или прорубь ныряют. Для неискушенных иностранных гостей со стороны это выглядело как нечто дикое и невообразимое.
«После парной». Автор: В.Чумаков.
О русских банях писали многие иностранные путешественники. Так, к примеру, немецкий ученый Олеарий, путешествующий по Московии в 17 веке писал: «Русские могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогают до того, что уже не в состоянии оставаться в бане... Они выбегают голые на улицу и обливаются холодной водой. Зимою же, выбежав из - бани во двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова бегут в баню».
«Русская баня». (1812г.) Автор: Е.М.Корнеев.
Их шокировало и то, что в русских банях мужское и женское население парилось вместе. И лишь в 1743 был издан указ, запрещающий в общественных банях совместное мытье женщин и мужчин. Однако этот указ долгие годы соблюдался лишь в крупных городах. Закон о том, чтобы строить отдельно женские и отдельно мужские бани, был впервые выдан Екатериной II.
«Девичник в бане». (1885 г.). Автор: Фирс Журавлев.
Мытье в банях носило еще и традиционно-обрядовый характер. Так, накануне свадьбы жених и невеста обязательно мылись в бане, что было продолжением своеобразного «мальчишника» и «девичника», а после первой брачной ночи они уже шли в баню вместе. Этому обычаю долго следовали и российские цари. Более того, если в обычные дни царю «было угодно спать вместе с царицей», то утром они оба шли в баню, где мылись вместе.
Алексей и Сергей Ткачевы. «Семейная баня».
Домашние бани топились всего один раз в неделю, в основном по субботам, считавшимися банными днями, да перед большими праздниками. Тогда глава семейства размачивал березовый веник, выдерживал над раскаленными камнями, пока веник не начинал источать аромат и пар.
По обыкновению в домашних банях парились целыми семьями одновременно. Но в большинстве своем в бане женщину ожидала сплошная дискриминация, а все потому, что считалась она испокон веков "нечистой". Ей запрещалось первой заходить в баню. И мылась она, как правило, после мужа и детей.
«Весна (В бане)».(1954). Автор: Аркадий Пластов
Правила и традиции посещения бань
Бытовали поверья о том, что в бане обитает дух банника - хозяина бани. Считалось, что в ней необходимо соблюдать определенные правила и угождать хозяину, чтобы не навлечь на себя гнев потусторонних сущностей.
«По дороге в баню». Автор: Василий Перов.
Бани было заведено посещать в определенные дни, чтобы не разозлить духов и не навлечь на себя беду. Лучшими из так их дней были суббота и четверг, а вот ходить в баню в воскресенье возбранялось вовсе. Понедельник же оставался в распоряжении банника.
«Русская Венера». (1921 г.). Автор: Борис Кустодиев.
А еще в баню возбранялось ходить одному и после полуночи, так как считалось, что к баннику приходит погостить нечистая сила. Перед входом в баню обязательно снимался нательный крест, потому как считалось, что сущности, обитавшие в бане, недолюбливали символы веры. Входя в баню, обязательно нужно было спросить у «хозяина» позволения, а выходя - поблагодарить банного духа за «гостеприимство».
«В бане». Автор: Денис Чернов.
Запрещалось в бане плевать на камни – банник мог плюнуть в ответ. Да и чужой веник нельзя было использовать, потому как можно было навлечь на себя чужую хворь иль неприятность.
Банные веники – настолько серьезный атрибут, что к их подготовке подходили с особым трепетом и волнением. Вязать веники можно только в полнолуние. А обрывая ветки с березы или дуба нужно у дерева было обязательно просить прощения.
«В бане». Автор: Григорий Чайников.
А тому, кто не придерживался «банных правил» - могло не поздоровиться. Говаривали, что банник и кипяточком мог плеснуть, а то и придушить, содрать с ослушников заживо кожу или «зажарить» до смерти в печи.
«Русская баня». Автор: А.Герасимов.
Издревле бытовало немало магических заговоров, которые произносились именно в бане. Но были и такие слова, которые ни в коем разе нельзя было произносить в ней. К примеру, в бане нельзя было повышать голос, ссориться, произносить бранные слова, категорически было запрещено поминать черта или другую нечистую силу. Считалось, что банник любит покой и может за это наказать.
«Баня». (1913 г.). Автор: Зинаида Серебрякова.
В наши дни многие считают все это пустыми суевериями. Но таковыми были многовековые традиции наших предков. А зря народ русский никогда ничего не придумывал.
«В баньке». Автор: Валерий Пустошкин.
«Чистая суббота». (2005 г.). Автор: В.С.Терещенко
«После боя». (1942г.). Автор:Александр Дейнека.
«Розовый пар». Автор: Сергей Кузин.
«Ах, баня, баня». Кугач Юрий Петров
Баня помимо мытья издавна служила местом для проведения различных магических обрядов. Здесь гадали, делали привороты, снимали сглаз или порчу. А еще в банях и рождались, и умирали.
Рождение ребенка из древних времен славяне считали чудом и даром Божьим. Но вместе с тем по народному поверью было принято его "доделывать", "допекать" в печи и парить в бане сразу после рождения.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: