Летом 1920-го Совет народных комиссаров узаконил всероссийскую кампанию беспрецедентных гонений на официальную церковь. С установлением диктатуры пролетариата православие оставалось единственным оружием противников нового режима. Надо отдать должное Ленину, который отказался от прямых репрессий и решил действовать тонко. Поставил на "разоблачение" священников, что должно было подорвать народное доверие к церковному институту. Удалось ли большевикам нанести сокрушительный удар и что обнаружилось во вскрытых гробницах с мощами святых?
Борьба с царизмом
Антицерковная кампания стартовала со вскрытия рак. / Фото: www.knife.media
Почитанию мощей святых всю историю Русской православной церкви отводилось особое место. Неудивительно, что стартовой страницей антицерковной кампании большевиков стало массовое вскрытие мощей. Коммунисты не удовлетворились фактической победой царизма, они нацелились побороть и авторитет церкви. С этой целью было решено вскрыть нетленные мощи по всей России. И тут надо обозначить, что церковные каноны не утверждали, что мертвые тела почитаемых святых обязаны оставаться в неизменном виде. Вовсе не за такие чудеса праведники причисляются к лику святых. Но простому народу никто не мешал в это верить.
Вот большевики и сделали простой расчет на подавляющую массу верующих, которые разочаруются в вековых русских традициях, увидев, что от святых остались одни кости. Волну вскрытий осенью 1917-го открывало громкое разоблачение, когда вместо мощей Александра Свирского обнаружили восковую куклу. Это открытие широко освещалось в советской печати. Но тут надо заметить, что по сей день не доказана большая вероятность фальсификации инцидента для дискредитации РПЦ. Советское правительство осторожничало, не выставляя себя вдохновителем кампании. Инициативу грамотно возложили на якобы возмущенных прежним обманом граждан.
Первый политический идеолог в области религии – Петр Красиков, возглавлявший в Наркомате юстиции 8-й отдел ведомства, проводивший в жизнь декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Для реализации поставленных задач Красиков не гнушался даже применением силы. Его же молитвами в начале 1919 года РКП(б) законодательно закрепила разграбление церковного имущества. Партия одобрила программу мер для «полного отмирания религиозных предрассудков и церкви». А уже 20 июля 1920-го в игру вступил Совнарком, принявший постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе».
Неожиданное содержимое рак
Вскрытие раки Александра Невского, 1922 год. / Фото: www.rg.ru
В первую волну было вскрыто 63 раки с мощами. Где-то обнаружились истлевшие фрагменты, мумии, не имевшие общего с нетленными телами. Но много где результат превзошел все ожидания большевиков – в сосудах лежали ватные фигуры, смесь костей, строительный мусор, ржавые гвозди и сгнившие тряпки. Процедуру вскрытия снимали и крутили пленку в кинотеатрах, чтоб доказать всей стране торжество и истину новой власти. Достигая успеха, кампанию регулярно повторяли. Вполне возможно, что содержимое оказалось в запечатанных сундуках не просто так. Напуганные верующие могли заранее перепрятать мощи от коммунистов, наполняя раки чем попало. Но как бы там ни было, находки произвели необходимый большевикам эффект.
Присутствующие при вскрытии гробниц монахи повально срывали с себя монашеские одеяния и отправлялись в расстриги после увиденного. Так случилось в Муроме при обследовании останков святых Петра и Февронии. Опись зафиксировала, что ящик "вышиною 5 верш., разделенный деревянной переборкой на 2 половины», наполнен человеческими костями: бедрами, плечевыми костями, черепами. Две раки оказались совершенно пустыми. А при вскрытии мощей св. Артемия Веркольского в Архангельской губернии был извлечен обыкновенный уголь и бой кирпича. Агенты ВЧК ликовали.
Путь к комсомольской «Пасхе»
Вскрытия были прелюдией к запрету веры. / Фото: www.telegra.ph
В ноябре 1920 года уездный съезд Советов Тамбовской губернии взялся вскрывать одну из самых ценных рак с останками преподобного Серафима Саровского. При жизни с этим человеком, ставшим одним из самых почитаемых русских святых, встречался Александр I. Позже в честь прославления преподобного устраивал пышные торжества Николай II. В ходе прилюдного разоблачения с трибуны выступил мордовский поэт Захар Дорофеев, победоносно заключивший:
«Бога нет.
Пророки – сказка,
Мощи – выдумка церквей.
Снята набожная маска
Революцией с людей».
Судя по письменной фиксации событий тех дней, исполнители вскрытия опасались самых неприятных выпадов со стороны верующих. Саровский монастырь заранее оцепили, расставив по уезду комотряды. В действе участвовали темниковские священники и монахи, по глубокой вере убежденные, что святой Серафим не допустит над собой ничего плохого. Они лично снимали с раки покрова, открывали гробницу и крышку над мощами. Изначально власти пообещали на этот раз не оскорблять чувств верующих фотокамерами, но не сдержали слова. Все пошло по прежнему сценарию: фотофиксация, опись, составление актов и всеобщее обозрение находок.
Церемония передачи мощей Серафима Саровского в Санкт-Петербурге, 1991 год. / Фото: www.gazeta.ru
Результаты исследования зачитывались членами комиссии прямо посреди храма. В 1922-м мощи были перевезены в Москву и помещены в музей религиозного искусства в Донском монастыре. С упразднением музея затерялись и долго считались утраченными. В 1990-м мощи Саровского нашлись в запасниках в здании Казанского собора. Один из сотрудников обнаружил странную фигуру в человеческий рост в углу хранилища. О находке доложили патриарху Алексию II, и присланная комиссия освидетельствовала мощи, сверившись с копиями актов об обретении мощей в 1903-и и их вскрытии в 1920-м.
После завершения всех процедур святые мощи доставили в Александро-Невскую лавру, где собралась толпа. Под звон лаврских колоколов и ликование народа мощи преподобного Серафима внесли в Троицкий собор. Антицерковная кампания тех лет стала лишь прелюдией к фактическому запрещению церкви. Дальше последовала ликвидация священников. Подправили большевики и календарь: уже 1 мая 1920 года Петроград встречал первую комсомольскую "Красную Пасху", ставшую жестокой насмешкой над традиционным крестным ходом.
В 17 веке народные волнения породила настоящая церковная революция. Зачем России понадобилась реформа церкви и при чем здесь Украина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: