Наверное, нет в мировом кинематографе более противоречивого, неоднозначного и вместе с тем популярного режиссера, чем Андрей Тарковский. Многие считают его «недооцененным», другие называют «перехваленным», кого-то его фильмы затягивают, как воронка, кто-то вообще их не понимает, называет «скучными» и невероятно сложными для восприятия. Однако его мастерство находится на таком высочайшем уровне, что на него и сегодня ориентируются многие востребованные режиссеры, но далеко не каждому удается вывести зрителей на внутренний интеллектуальный диалог самих с собой. Тарковскому это удавалось.
От бездельника до режиссера
Андрей Тарковский в детстве / Фото: vm.ru
Будущий режиссер родился в 1932 году, в небольшом провинциальном городке Завражье Ивановской области, он с детства рос в интеллектуальной среде. Его родители были литераторами, поэтому с детства прививали мальчику любовь к чтению, изучению языков и музыке.
В школе Андрей не отличался образцовым поведением и учебой, преобладающими оценками в его табеле были тройки, но родители приложили все силы, чтобы он рос всесторонне развитым, интеллектуальным ребенком. В трудные послевоенные годы он учился в музыкальной школе, и хотя дома у них инструмента не было, Андрей успешно учился, участвовал в концертах художественной самодеятельности, выступал на творческих вечерах. Позднее он не раз говорил, что жалеет о том, что не связал свою жизнь с музыкой.
После окончания средней школы Андрей мечтал стать актером или режиссером, но по настоянию отца поступил в институт востоковедения, начал изучать арабский язык, однако через год был отчислен за неуспеваемость, поскольку большую часть времени проводил на «московском Бродвее». Так называли тогда Тверскую, где тусовалась вся «продвинутая» московская молодежь.
Андрей Тарковский в студенческие годы / Фото: sputnik.by
Родители были встревожены тем, что сын растет бездельником, мама устроила его в один из московских НИИ и договорилась, чтобы сына взяли на лето в экспедицию. Проведя полгода в Сибири на сборе образцов полезных ископаемых, Андрей только утвердился в своем желании стать режиссером. Возвратившись в Москву он подал документы во ВГИК, с отличием сдал экзамены и стал учеником легендарного режиссера Михаила Ромма.
Начало режиссерской карьеры, заложившее противоречия в творчестве Тарковского
Начинающий режиссер Андрей Тарковский
Творческая карьера Андрея Тарковского началась весьма удачно. Время его учебы совпало с хрущевской «оттепелью», что наложило отпечаток на его будущее творчество. Все его курсовые работы были созданы под впечатлением темы «обновления жизни» и были отмечены как невероятно талантливые, а сценарий к фильму «Каток и скрипка», который он написал совместно с Андреем Кончаловским, приобрела киностудия «Мосфильма». Вскоре по этому сценарию сняли фильм, который был отмечен первым призом на фестивале молодежных фильмов в Америке.
Это стало большим событием в жизни выпускника ВГИКа, этот фильм был засчитан в качестве его дипломной работы, а сам он получил приглашение на работу от киностудии «Мосфильм». Следующей удачей молодого режиссера стал фильм «Иваново детство», вышедший на экраны в 1962 году. Сценарий, по которому он был снят другим режиссером, подвергся критике в художественном совете, и Тарковскому предложили его переделать.
Его креативный подход к новому сценарию, где на первые позиции был выдвинут внутренний мир главного героя, его чувства и переживания, произвел фурор в мире кинематографа. Фильм имел огромный успех и принес популярность начинающему режиссеру.
Следующим фильмом Тарковского стала историко-философская кинодрама «Андрей Рублев», повествующая о России XV века, о монахах-живописцах, выдвигавшая на первые позиции страдания этих людей, что не понравилось художественному совету. В вину режиссеру вменяли то, что вместо концентрации на творчестве художника, в фильме слишком много внимания уделяется его внутреннему миру, к тому же присутствуют сцены зла и насилия.
Картину «положили на полку», а через три года она случайно была продана французам, вышла в прокат за рубежом и получила награду Каннского фестиваля. Из-за такой оплошности пришлось разрешить фильм для показа в СССР, но его премьера прошла в урезанном виде. Пленки с оригиналом хотели уничтожить, однако благодаря друзьям Тарковского они были сохранены.
Андрей Тарковский на съемочной площадке / Фото: kp.ru
Тем временем Тарковский приступил к экранизации повести Станислава Лема «Солярис», но и здесь он столкнулся с непониманием своего замысла. По мнению автора повести, в сценарии фильма большое внимание уделялось философскому аспекту, в то время как сюжет его книги всего лишь о тайнах космоса. Но в этом и был весь Тарковский, ставивший во главу угла размышления о человеке и морали, а космос для него существовал лишь как фон этой истории.
Что происходило на съемочной площадке Андрея Тарковского
На съемочной площадке его называли деспотом и тираном
Противоречия, характерные для творчества режиссера Тарковского, были заложены в его фильмах с самого начала. Быстро став одним из самых успешных режиссеров своего времени, он оставался многими непонятым, а его работы подвергались постоянной критике как со стороны зрителей, так и его коллег по цеху. Его фильмы были вне привычных систем координат классического кино, из-за чего возникали постоянные стычки с художественным советом.
Андрей Тарковский работал только со своим, годами сложившимся коллективом. С самого начала его фильмы снимал талантливый оператор Вадим Юсов, во всех его фильмах играли любимые актеры Николай Гринько и Анатолий Солоницын, умевшие лучше других воплотить образы героев в соответствии с идеями режиссера, в трех фильмах снялась актриса Тамара Огородникова. Монтаж фильмов Тарковского всегда делала Людмила Фейгинова, это она спасла от уничтожения оригинальную копию фильма «Андрей Рублев», спрятав ее в кладовых «Мосфильма».
Но даже внутри этого сложившегося коллектива нередко возникали конфликты и недопонимания. Тарковского считали настоящим тираном, который был слишком требовательным на съемочной площадке и не щадил актеров, слишком дерзким в реализации своих замыслов. Зачастую, не понимая определенных технических ограничений, он требовал от оператора или от актеров невозможного. Его видение картины все чаще не совпадало с видением Юсова и, наконец, уставший от эксцентричности режиссера оператор отказался работать с Тарковским, который посчитал это предательством.
Режиссер Андрей Тарковский и оператор Вадим Юсов на съемочной площадке / Фото: kinovoid.com
Следующий фильм «Сталкер» Тарковский снимал уже с другим оператором, с которым у него произошел серьезный конфликт. Оператор возмущался, что Тарковский по ходу съемок постоянно менял сценарий, вносил в него правки, а по окончании работы обвинил оператора в том, что пленка оказалась испорченной. В конечном итоге Тарковский решил полностью переснять фильм с другим оператором. Недовольны были также актеры, которым пришлось повторно играть одни и те же сцены, делая много дублей подряд. Зато вышедший на экраны «Сталкер» был назван культовым фильмом и одной из вершин советского кинематографа. В 1980 году режиссер отправился в Италию для работы над новым фильмом «Ностальгия», но в Советский Союз уже не вернулся.
С чего лучше начинать и в какой последовательности смотреть фильмы Тарковского
Андрей Тарковский и кадр из его фильма Сталкер
Андрею Тарковскому выпал недолгий век. В 1980 году он навсегда уехал из Советского Союза, и через шесть лет умер от онкологии, прожив всего 54 года и сняв только восемь фильмов, но сегодня его называют одним из самых талантливых режиссеров ХХ века, «кинематографическим богом», создателем нового языка в кино, при помощи которого он научил зрителя не просто смотреть свои фильмы, следя за развитием сюжета и игрой актеров, а созидать, включать резервы своего мышления. Стиль его фильмов требует от зрителя внутренней эмоциональной и интеллектуальной работы.
Если фильмы Тарковского кажутся кому-то непонятными и скучными, специалисты советуют начинать их просмотр с фильма «Солярис», который в полной мере наполнен философским, духовным и пророческим смыслом. Сюжет этого фильма, рассказывающий о переживаниях космического психолога Криса, является поводом к размышлениям о человеческой природе, сознании и муках совести, которые человек переживает в попытках исправить то, что уже невозможно исправить.
В своем первом фильме «Иваново детство», рассказывающем о судьбе сироты Ивана, одержимого ненавистью к фашистам, режиссер раскрывает внутренний мир мальчика, чередуя его сон, в котором еще жива его мама, с жестокой реальностью. Здесь еще нет той многозначности, которая характерна для более поздних фильмов Тарковского, но уже отчетливо прослеживается его философский смысл, который заставляет зрителя искать ответы на многие вопросы внутри себя.
Особое место в творчестве Таковского занимает фильм «Зеркало», который считается одним из самых сложных для восприятия. Фильм во многом автобиографический и исповедальный, построенный на воспоминаниях режиссера о своем детстве, своей семье, о некоторых обстоятельствах взрослой его жизни. Он снят в непривычной стилистике, вне законов последовательного сюжета, и порою вне логики, которую зритель улавливает только тогда, когда глубоко погружается в суть повествования и понимает, что это - воспроизведение работы человеческой памяти, с ее обрывистыми эпизодами, искажениями и провалами.
Андрей Тарковский. Последние годы жизни / Фото: kinomania.ru
Два последних фильма легендарного режиссера - «Ностальгия» и «Жертвоприношение» - были сняты уже в эмиграции. Специалисты рекомендуют смотреть их в последнюю очередь, когда зрителю уже понятен философский стиль творчества Тарковского. Тогда апокалиптические мотивы этих фильмов не будут вызывать раздражения, а будут восприняты как часть картины мира гениального творца, и станет понятно, что заставило легендарного режиссера Андрея Тарковского навсегда уехать из СССР.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: