Это не так широко афишируется, как бои с фашистской Германией, но в Великую Отечественную Советскому Союзу приходилось воевать не только с внешним врагом. Одновременно с нацистами в СССР по всей стране орудовали преступные группировки и банды, которые состояли, например, из дезертиров. А еще против советских войск выступали антисталинисты, которые надеялись, что война станет поводом для свержения советской власти. Одна из наиболее дерзких таких группировок – якутский партизанский отряд под предводительством Павлова.
Из членов ВКП(б) – в бандиты
Егор Павлов, по национальности эвенк и, кстати, член ВКП(б), был председателем одного из колхозов Томмотского района Якутии. Во время войны сразу несколько охотников из этого колхоза ушли в партизаны-оппозиционеры. Вскоре к обосновавшимся в лесу отступникам от советских идеалов присоединилось несколько местных семей. Поддавшись общему порыву, остальные колхозники, которые, как оказалось, все эти годы не особо-то были довольны советской властью, стали массово забивать колхозных оленей. Приход на советскую землю фашистов они восприняли как предвестие скорого падения столь ненавистного им режима.Так выглядели в первой половине XX века якутские и эвенские охотники.
Когда оставшийся фактически у руин своего колхоза Егор Павлов узнал, что его вызывают в райцентр, у него не было сомнений в том, что его собираются арестовать за развал коллективного хозяйства. Для себя он решил, что в лагерь или в штрафбат успеет всегда и лучше рискнуть и понадеяться на перемены. Председатель решил тоже уйти в лес. Тем из земляков, кто еще оставался в колхозе, он предложил идти с ним – как выразился Павлов, «за новой жизнью». Согласилось 12 человек. С собой в леса Павлов взял и жену.
Так постепенно образовался антисталинистский партизанский отряд, названный «Добровольным обществом борьбы против Конституции СССР» и собранный из коренных жителей Якутии. Единственным русским в нем был начальник штаба отряда Сергей Горохов. Он был инженер по профессии, а в гражданскую служил поручиком у самого Колчака и имел отличный военный опыт.
Далеко не все якуты радовались советской власти. Этими настроениями и воспользовались Павлов и Горохов.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как из-за одной шубы вымер целый сибирский город, и Причем здесь проклятие шамана
Если посмотреть историю «боевых подвигов» отряда, то становится понятно, что это была по сути многочисленная банда, и его действия вряд ли были похожи на борьбу со сталинским режимом. Так, в начале 1942-го павловцы совершили несколько налетов на зимовки своих же земляков, затем ограбили прииск «Крутой», убив при этом милиционера, взяв в плен двух рабочих и обчистив продуктовый магазин. Во время ограбления прииска партизаны еще и провели агитацию, пригласив трудившихся там заключенных-уголовников к себе в отряд. Несколько зеков согласились и ушли с ними.
Далее были налеты на Хатырхайский прииск (ключ Шайтан), где, несмотря на очень серьёзную охрану, «партизанам» также удалось напасть на магазин, набрав столько товара, что увозили его на полутора десятках нарт. Чтобы на прииске не смогли вызвать подмогу, бандиты сожгли местную радиостанцию. Также «борцы с Конституцией» застрелили милиционера и женщину-врача.
Бандиты ограбили приисковый магазин, набрав товара на 15 нарт.
Нагнали страха на всю округу
Павловцы обчищали прииски один за другим, пополняя свои запасы продовольствия и расстреливая тех, кто пытался оказать им сопротивление. Схема налетов, которые они теперь совершали примерно два раза в неделю, была такой: сначала «снимается» охранник (на меленьком прииске это был, как правило, милиционер или вохровец), а затем уже вся группа врывается на территорию.Численность отряда Павлова составляла примерно четверть сотни человек. Нападая на прииски, они забирали муку, продукты, деньги и, конечно, золото. В качестве оружия обычно использовали карабины и пистолеты – в общем, это была настоящая вооруженная преступная группировка.
Впрочем, было бы неправильно говорить, что у павловцев совсем не было никакой идеологии, а название отряду придумали лишь для того, чтобы хоть как-то оправдать грабежи. Павлов, Горохов и их «соратники» поставили официальную долгосрочную «цель» – организовать на территории всей Якутии масштабное восстание и, взяв власть в свои руки, объявить республику независимой. В качестве потенциальной поддержки павловцы видели заключенных лагерей Якутии и Калмыкии, которые, в чем убеждал командира начальник штаба Горохов, непременно это восстание поддержат. «Отбить» с их помощью Якутию и Магадан планировалось к лету 1943 года.
При этом «партизаны» считали себя союзниками Японии и Германии и, добившись первых серьезных успехов, собирались попросить у врагов СССР военной помощи.
Павловцы верили, что их поддержат не только местные жители и заключённые, но и фашисты.
Шли месяцы, наступила осень. На тот момент, когда до окружного НКВД дошла информация о бесчинствах банды, павловцы уже успели ограбить множество объектов и навести страх на округу. Проблема заключалась в том, что в местном НКВД было не так много людей. К тому же, для устрашения коренного населения и милиции Павлов активно распускал слухи о том, что под его началом не около 30, а сотни «партизан» – мол, настолько его идеология популярна в Якутии.
План быстро взять бандитов провалился
В конце ноября 1942 года НКВД удалось сформировать группу из 22 человек (увы, у отряда Павлова было численное преимущество) во главе с лейтенантом и политруком (ну а как же без этого!).Советская милиция в Якутии.
Первой удачей для чекистов стало задержание на одном из приисков раненого участника группировки: поле ограбления павловцы скрылись, бросив товарища. Раненому поставили ультиматум: или информация о банде, или расстрел на месте. Перепуганный бандит назвал точное расположение главного штаба отряда. Правда, когда туда пришли чекисты, оказалось, что «партизаны» только что покинули базу (возможно, оставив раненого на прииске, Павлов не исключал того, что тот выдаст эту точку).
Чекисты стали прочесывать всю местность, надеясь на то, что павловцы не могли далеко уйти. И, действительно, в тот же день им удалось их обнаружить. Перестрелка закончилась победой павловцев: убив двоих чекистов и одного ранив, они ушли.
Якуты всегда были хорошими охотниками и отлично знали местность, в отличие от чекистов.
Ровно неделю сотрудники НКВД преследовали «партизан» и, наконец, встретили. Впрочем, «встретили» – не совсем верное определение: чекисты попали в их засаду. И снова в ходе перестрелки они понесли потери. Командир НКВДшников понял, что таким образом только теряет людей, и решил вернуться на прииск, из которого они начинали путь.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как это было: этнографические фотографии о жизни населения Якутии в начале XX века
Конец мечтам о Гитлере и независимой Якутии
Прошло два месяца. Банда продолжала орудовать в Якутии, нападая на прииски и постепенно приближаясь к ГУЛАГу, на заключенных которого возлагала большие надежды. Чекисты же разрабатывали другой план уничтожения «партизан», ведь в открытых боях выросшие в этих краях, прекрасно стреляющие и отлично приспособленные к местным условиям якуты и эвенки всегда выигрывали. И вот, наконец, нашлось решение: отправить к Павлову «шпионов».Двое охотников-эвенков, подкупленных НКВДшниками (в качестве награды им пообещали по 10 тысяч), нашли лагерь Павлова, пришли к повстанцам и заявили, что хотят к ним присоединиться. С собой они привезли много спирта (это тоже входило в план чекистов). Бандиты их с радостью приняли и устроили двухдневную попойку.
Напасть на стойбище, когда отряд отдыхал после гулянки, не составило труда.
Поскольку перед тем как войти в лагерь, «засланные казачки» передали через один из местных приисков его координаты, чекистам не составило труда напасть на павловцев ночью. Отряд НКВД на тот момент насчитывал уже более 60 человек, павловцев было решено брать, разделившись на несколько групп. Пьяных «партизан» застали врасплох, и на этот раз бой уже имел другой характер. Были убиты и Павлов (истекая кровью, он смог покинуть лагерь, но погиб в тайге), и его супруга, и Горохов, и практически вся верхушка банды. Павловцам пришлось сдаться.
Четыре участника группировки были приговорены судом к расстрелу (одному «вышку» заменили на каторгу). Остальные – к большому сроку заключения. Правда, отбывать его от звонка и до звонка многим не пришлось: в 1953 году «партизаны» попали под амнистию.
Отметим, что в войну банда Павлова была не единственной в этих краях. В 1942 году были уничтожены похожие преступные группировки – Орлова и Коркина. История нескольких якутских банд вошла в собирательный образ снятого недавно художественного фильма о грабителях приисков.
Кинокадр.
Всего же во время ВОВ в лесах Якутии находилось более тысячи уклонистов и дезертиров. Более того, в этой республике было неспокойно и ранее, в 1920-е годы. Тогда тоже существовали отряды, мечтавшие свергнуть советскую власть. Прочитайте о том, Как якутские аборигены-партизаны против большевиков боролись, и к чему это привело
Текст: Анна Белова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: