Началом последнего витка эволюции парусных судов была вторая половина 19 века. Именно в этот момент их начали вытеснять паровые машины. Тогда же «винджаммеры», дословно — «выжиматели ветра», стали титанами морей. В отличие от несовершенных ещё пароходов, эти суда имели колоссальную грузоподъёмность и огромную скорость. Они стали неким переходным звеном между эрой кораблей, использующих силу ветра и судов, которые использовали паровые котлы. Благодаря чему четверть века «выжиматели ветра», корабли-титаны, оставались на плаву и что в итоге стало причиной их исчезновения?
Титаны морей
Огромные парусные корабли достигали иногда полутора сотен метров в длину, на них можно было установить до семи мачт, площадь парусов которых составляла более 6000 квадратных метров! Эти титаны могли развивать колоссальную по тем временам скорость — свыше 15 узлов. При этом они не использовали ни грамма топлива!
На винджаммерах более эффективно использовался верхний ветер. / Фото: sea-man.org
Эти величественные корабли мореходы прозвали «выжимателями ветра». Корпус их был создан из стали. В отличие от своих деревянных парусных собратьев, такие суда были более лёгкими и при этом более прочными. Именно эти их свойства помогали выдерживать конкуренцию с более современными грузовыми пароходами. Они не нуждались в большом количестве экипажа, не требовали сжигания дорогостоящего топлива. По этой причине почти четверть века винджаммеры оставались очень востребованными.
Винджаммеры были более лёгкими и прочными, чем их деревянные собратья. / Фото: proboating.ru
Конкуренты пароходов
«Выжиматели ветра» могли преодолевать огромные расстояния, которые были не под силу пароходам, нуждающимся в огромном количестве топлива, снижающим грузоподъёмность корабля, да и стоившим недёшево. Кроме того, владельцы судов снижали расходы на парусных великанах за счёт установки лебёдок. Так можно было нанимать меньше матросов. Обычно на винджаммеры нанимали курсантов военно-морских училищ, а бывало такое, что отдельные личности, чья душа требовала романтики, даже платили за то, чтобы присоединиться к экипажу винджаммера.
На экипаже винджаммера экономили.
Парусные титаны морей выигрывали у пароходов там, где расстояния были большими, они были тем не под силу. К тому же, эти корабли можно было грузить огромным количеством сыпучего груза относительно малой стоимости. При этом это было весьма экономически выгодно. Нужно было только проложить маршрут в соответствии с сезоном ветров, учитывая их силу и направление.
Все эти факторы: небольшая численность экипажа, использование «дармового» источника энергии и колоссальная грузоподъёмность, не загромождённых паровыми машинами и топливом трюмов, позволили винджаммерам почти три десятилетия не сдавать своих позиций и весьма успешно конкурировать с грузовыми пароходами.
Легендарный винджаммер «Крузенштерн». / Фото: yachtshipyard.wordpress.com
Крах «выжимателей ветра»
Ещё в начале 20 века дела владельцев «выжимателей ветра» шли в высшей степени прекрасно. Судовладельцы продолжали успешно конкурировать с пароходными компаниями. Но началась Первая мировая война и это стало началом конца. Парусные великаны довольно успешно использовались в войне всеми участниками. Особенно в этом преуспела Германия, едва не уничтожив флот признанной владычицы морей, Великобритании.
Винджаммеры яростно боролись за своё существование, но прогресс был неумолим. Их стабильно вытесняли не только пароходы, которые становились всё более совершенными, но и появившиеся подводные лодки. Сколько было потоплено таким образом парусников во время войны, просто не счесть!
Тем не менее владельцы очень старались сохранить некогда сверхприбыльный бизнес. В результате экономия превратилась в доходящую до абсурда скаредность. Корабли ужасно перегружали, более того, грузили как попало, не соблюдая никаких правил, при этом ещё и в стремлении больше заработать, могли заполнить балластные отсеки. Как итог: несколько таких судов, попавших в шторм, затонули. Как раз тот случай, когда алчность погубила всё и всех.
Самым показательным в этом плане случаем стала катастрофа с винджаммером «Памир». Капитан судна заболел и его место занял менее опытный моряк. Экипаж, по традиции, составляли «зелёные» курсанты, большинство из которых вышли в море в первый раз в жизни. На борту царил бардак. Перегруженный винджаммер вышел в море. Офицеры только тем и занимались, что «прессовали» юных мореходов и грызлись между собой, кто главнее. В результате, когда корабль попал в шторм, не было принято ни одного разумного решения. Катастрофа была неизбежна.
Финское судно «Памир». / Фото: wikipedia.org
Часть людей утонула сразу. Огромные волны не позволяли тонущим залезть в спасательные шлюпки. Кроме того, ненасытная стихия смела из них все запасы воды и еды. Жилеты были настолько неудачной конструкции, что что не могли поддерживать головы моряков над поверхностью воды. Капитан успел послать сигнал бедствия и на поиски людей, попавших в беду, отправились сразу несколько судов.
Шторм разметал останки корабля и шлюпки. Удалось найти лишь три из них. Одна из них была пуста, в другой был сошедший с ума матрос, а в третьей пятеро истощённых курсантов, тоже близких к безумию. Вокруг нашли остатки спасательных жилетов с фрагментами тел — это постарались акулы. Такова была цена человеческой алчности и склочности.
Самая страшная катастрофа произошла с кораблём «Памир». / Фото: pikabu.ru
Трагедия стала одним из последних гвоздей в гроб винджаммеров. После этого их использование практически сошло на нет. Некоторые из них превратили в плавучие рестораны и музеи, другие сделали учебными судами. Так с морей исчезли легендарные «выжиматели ветра», оставив лишь воспоминания о том, насколько величественно они смотрелись, бороздя океаны...
Корабли и сегодня не являются меганадёжным средством передвижения и нет никакой гарантии, что они не затонут. Бывает, что их гибель приобретает совершенно немыслимые масштабы. Прочтите в другой нашей статье о том, как 1000 моряков провели с акулами посреди океана 4 дня: как выжили 300 счастливчиков в крушении крейсера «Индианаполис».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: