В истории было много курьёзных случаев, которые спустя время не вызывают ничего, кроме недоумения. Так, в 19 веке, бурный технический прогресс стал причиной создания самых невероятных проектов, которые сегодня кажутся не просто странными, а даже смешными. Эксперименты в кораблестроении породили идеи о новых формах судов. Русский контр-адмирал Андрей Алексеевич Попов стал создателем уникальных броненосцев, аналогов которым не существует по сей день — они были круглой формы! Почему столь гениальная на первый взгляд идея не прижилась в кораблестроении?
Бурный технический прогресс
Вторая половина 19 века ознаменовалась бурным техническим прогрессом, так как судостроители переходили с дерева на металл. Корабли становились более лёгкими, но при этом более быстроходными и мощными. Пришло время экспериментировать с новыми формами. Так шотландским кораблестроителем было предложено сделать новые корабли более широкими, ведь так на них можно будет разместить гораздо больше тяжёлых орудий.
В это же время подобными идеями в России загорелся контр-адмирал Императорского российского флота Андрей Александрович Попов. Ему очень понравилась идея шотландца и он решил строить корабли круглой формы. Паровые двигатели открывали большое поле для экспериментов. Так на свет появился один из самых необычных броненосцев в истории кораблестроения.
В это же самое время в России горячо обсуждалась острая необходимость в оснащении Черноморского флота боевыми кораблями. Дело в том, что после окончания Крымской войны, был заключён Парижский мирный договор. Согласно этому документу, запрещалось расширять Черноморский флот, а он к тому времени был просто в плачевном состоянии.
Тут со своими идеями на горизонте появился Попов. Он был в близких дружеских отношениях с Великим князем Константином Николаевичем и быстро получил от него добро на развитие своего проекта. Его корабли призваны были усилить береговую охрану порта, в их задачи не входили возможности ведения боя в открытом море.
Проект круглого корабля. / Фото: techinsider.ru
Как всегда, всё упирается в деньги
Идеи Попова имели под собой целый ряд железобетонных оснований. Корабль береговой охраны не нуждался в развитии большой скорости. Зато он должен был быть достаточно мощным, чтобы нести на себе большое количество тяжёлого вооружения. При этом судно круглой формы практически не должно было быть подвержено качке. Также эти корабли приравнивались к плавучим крепостям, а это, в свою очередь, позволяло не причислять их к флоту и таким образом формально не нарушать условия Парижского договора.
Над разработкой проекта трудились лучшие инженеры. Великий князь был очень впечатлён испытательным образцом и приказал построить сразу десяток таких судов, но денег выделил лишь на одно. Потом Попов добился финансирования строительства второго корабля и был убеждён, что дело пойдёт и дальше.
Хитрость не удалась
Корабли круглой формы, придуманные контр-адмиралом Поповым, прозвали в честь него «поповками». Первым броненосцем, вышедшим из-под циркуля, был «Новгород». Вторым - «Киев».
Масштабная модель «Новгорода» в Международном морском музее в Гамбурге. / Фото: Wikimedia Commons
Конфигурация круглого корабля требовала совершенно иного способа размещения орудий, кают и машинного отделения, чем на судах традиционной формы. При этом нужно было ещё укрепить на нём бронеплиты. Из-за проблем с размещением всего необходимого, диаметр корабля значительно увеличился, а в результате, значительно увеличилась его осадка. По мере проведения работ, вскрывалось всё больше недочётов в проекте. Поповки оказались довольно «прожорливыми», им требовалось более полутора тонн угля в час.
Вода при этом перехлёстывала через борт и затапливала машинное отделение, которое находилось под палубой. При стрельбе корабль начинал раскручиваться вокруг своей оси. Кроме этого, скорость была ужасно низкой. Несмотря на модернизацию, удалось справиться только с качкой, а вот скорость увеличить так и не удалось. Спустя год после испытаний, судно «Киев» было переименовано в «Вице-адмирала Попова». Только кораблю это никак не помогло стать лучше. Скорость смогли в итоге довести всего до 8 узлов, а стрельбы и вовсе провалили. Даже усиление конструкции не помогло уменьшить отдачу, палуба просто ходила ходуном от каждого выстрела.
«Новгород» в процессе строительства. / Фото: amusingplanet.com
Тем не менее, когда началась война между Россией и Турцией, вице-адмирал добился разрешения, чтобы его суда участвовали в боях. Правда, догнать турецкие корабли они не могли, а потому неповоротливые поповки было решено оставить в качестве плавучих крепостей, как и говорили изначально. Хитрость не удалась. Кроме всего прочего, на несостоятельную идею было потрачено огромное количество средств, которые, как потом признавали многие, можно было потратить на строительство обычных кораблей. Они бы принесли гораздо больше пользы.
Бросать проект, в который было так много вложено, не хотелось, а потому круглые корабли продолжали усовершенствовать. Это принесло свои плоды: орудия теперь при стрельбе не раскачивали судно, машинное отделение не затапливало. Попов был настолько вдохновлён успехом, что придумал новый проект. Правда, высшее командование больше не испытывало энтузиазма по поводу идей одиозного вице-адмирала и опешило, что двух поповок для Черноморского флота вполне достаточно.
«Новгород» за несколько дней до спуска на воду. / Фото: amusingplanet.com
Конец круглых судов
Андрей Попов был одержим идеей всё-таки построить совершенный корабль. Он обратился за помощью в шотландскую судостроительную компанию, глава которой и вдохновил его в своё время построить корабль круглой формы. Судно, получившее название «Ливадия», было построено в рекордно короткие сроки. Оно получилось овальной формы, достигало скорости 15 узлов и было похоже на плавучий дворец, так как было оснащено всеми самыми современными удобствами.
Всё было прекрасно, Великий князь был очень доволен результатом. Теперь корабль нужно было перегнать в Севастополь. Во время этого он попал в небольшой шторм. Матросы рассказывали потом, что подумали было, что судно было атаковано либо какими-то морскими чудовищами, либо в него попадали снаряды. Во время стоянки в испанском порту было обнаружено, что вся обшивка просто изорвана в клочья, как будто корабль действительно терзал морской дракон.
Модель «поповки» на которой хорошо видно устройство корабля. / Фото: armedman.ru
Когда корабль добрался до Севастополя, ничего уже не оставалось, как только его списать в утиль. Роскошное новенькое судно отправилось на свалку, не успев даже войти в состав флота.
Пояснение явлению, похоронившему «Ливадию», было получено лишь несколько десятилетий спустя. Явление, которое стало причиной таких повреждений, сегодня называют «слеминг». Оно произошло потому что нос «Ливадии» имел слишком нетипичную форму носа, а потому слеминг был столь колоссальной силы, что даже разрывало обшивку.
Круглые броненосцы оставались в составе Черноморского флота вплоть до начала 20 века. Печально известную «Ливадию» перестроили и она послужила ещё некоторое время в качестве парохода. После революции она просто стояла в порту и догнивала. Вице-адмирал Попов больше не строил кораблей. Зато его имя навсегда осталось в истории судостроения.
Оба броненосца-«поповки» в гавани. / Фото: armedman.ru
Во второй половине 19 века, когда паровые машины стали вытеснять парусные суда, появилась ещё одна инновация в этой сфере. Прочтите в другой нашей статье о том, как появились «выжиматели ветра» и почему исчезли самые большие парусные корабли в истории, площадь парусов которых была с 6 футбольных полей.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: