Мир знает Андрея Никифоровича Воронихина как автора непревзойденного архитектурного шедевра Российской Империи XIX века — Казанского собора. И сегодня сложно представить, что выдающийся зодчий и один из основоположников русского ампира был потомственным крепостным. Придёт время и граф Строганов в вольной грамоте напишет: «Впредь мне, графу, и предкам моим до него, Воронихина, и до будущих потомков его дела нет», однако в судьбе архитектора он принимал по-настоящему отеческое участие. И как поговаривали, не с проста.
История жизни великого русского зодчего Андрея Воронихина, трудами которого появился Казанский собор, Шереметьевский дворец на Фонтанке, Львиный «Эрмитажный каскад» в Петергофе и другие архитектурные шедевры «пушкинского» Санкт-Петербурга, началась 17 ноября 1759 года в селе Усолье Пермского края. Именно в этот день в метрическую книгу Спасо-Преображенского собора была внесена запись о его рождении.
Внебрачный графский сын и талантливый ученик
Его отцом был крепостной канцелярист Никифор Воронихин. Но многие историки сходятся во мнении, что на самом деле Андрей Воронихин – внебрачный сын графа Александра Строганова, который в дальнейшем содействовал его образованию и карьере. Матерью же будущего архитектора была крепостная.
Первые годы жизни Андрея Воронихина прошли в селе Усолье, которое было центром соляных владений Строгановых в Прикамье. Он не только освоил грамоту, но и учился живописи в строгановской иконописной мастерской Гаврилы Юшкова.
Портрет президента Академии художеств графа А.С, Строганова. Жан-Лоран Монье
Промышленники-меценаты Строгановы коллекционировали произведения искусства русских и зарубежных художников, и Андрей Воронихин имел уникальную возможность приобщиться к прекрасному с самого раннего возраста. Мальчик проявляет необычайный талант к живописи, и граф Строганов отправляет его в Москву – учиться у известных архитекторов Казакова и Баженова. Позже талантливый крепостной продолжает обучение в Швейцарии, Германии и Франции.
От графского поместья до Казанского собора
Заявить о себе в России Андрею Воронихину помогло весьма печальное событие – в особняке графа Строганова случился пожар. И молодому архитектору, у которого не было опыта, а только талант и желание творить, поручили восстановить здание практически из пепла. И он стравился с этой задачей превосходно. В 1785 году Воронихин получил от Строганова отпускную грамоту, став свободным в 26 лет.
Архитектор Андрей Воронихин.
В 1799 году Павел I решил возвести Казанский собор на месте старой церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Был объявлен конкурс проектов, участие в котором приняли такие именитые архитекторы как Пьетро Гонзаго, Чарльз Камерон и Жан Франсуа Тома де Томон. Был одобрен проект Камерона. Но этот почтенный муж был среди любимчиков Екатерины II, а Павел имел сложные отношения с матерью и любимчиков императрицы не жаловал.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 лет
И тут граф Строганов порекомендовал ему проект подающего надежды молодого архитектора Андрея Воронихина. И хотя он в конкурсе не участвовал, Павлу I работа его понравилась. Воронихин стал главным архитектором проекта, а Строганов – главой попечительского совета при строительстве собора.
Львиный Эрмитажный каскад в Петергофе. Архитектор Воронихин.
Павел I мечтал, чтобы новое здание в Петербурге напоминало римский собор Святого Петра. И Воронихин предложил возвести грандиозную колоннаду, которая перекликалась с проектом итальянского храма. 96 колонн Казанского собора распахнулись навстречу Невскому проспекту. Парадной стала боковая, северная сторона храма. По первоначальному проекту Воронихина колонны должны были появиться и с южной стороны храма, но от этой идеи позже отказались.
Величественная колоннада Казанского собора в Санкт-Петербурге.
Центральные врата Казанского собой отлили из бронзы по образцу райских дверей» флорентийского баптистерия, которые в 15-м веке создал Лоренцо Гиберти. Это стало одной из причин, по которым коллеги критиковали Воронихина, называя его «копиистом». Так или иначе, но Воронихин стал настоящим новатором, впервые в русской истории при строительстве купольных перекрытий использовал чугун и железо. К тому же в возведении Казанского собора не принимал участие ни один зарубежный специалист. Планировалось, что храм будет возведён за 3 года, но работы растянулись на десятилетие.
Купол Казанского собора.
Стоит отметить, что к моменту начала работы над Казанским собором Андрей Воронихин был уже академиком архитектуры – он получил это звание за проект колоннад в Петергофе. А в 1802 году он получает звание профессора Академии художеств.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Освобождение крестьян 1861 года: Почему многие не хотели воли, и каких выгод лишились крепостные
В мае 1811 года состоялась церемония освящения главного детища Воронихина - Собора в честь Казанской иконы Божьей Матери. Это сооружение стало одним из самых выдающихся и самых оригинальных в Европе. Его создатель был пожалован орденом св. Анны 2 степени и пенсией.
Что обещала невеста-англичанка, вступая в брак с русским архитектором
Вскоре после одобрения проекта Казанского собора император Павел I был убит, а его сын решил продолжить дело отца. Коронация Александра I состоялась через 2 недели после закладки первого камня собора. Короновался он в московском Кремле. Но ни граф Строганов, ни Воронихин на торжестве не присутствовали.
Эти дни для архитектора Воронихина были особенными - в сентябре 1801 года состоялось его бракосочетание с англичанкой Мери Лонг. Она была гувернанткой в доме Строгонова. В то время заключить брак с иностранкой было не так уж просто. Петербургская консистория затребовала от Воронихина «сказку» - обязательство о невступлении в чужую веру и официальную от него просьбу на разрешение законного брака с «состоящей в реформаторском законе девицей Лонг». Английская невеста также подписала обязательство, что «по сочетании брака во всю свою жизнь оного своего мужа ни прельщением, ни ласками и никакими виды в свой реформаторский закон не соблазнять».
Портрет архитектора Воронихина и его семьи. Художник Франсуа Лангрене.
Воронихину 40, Мери Лонг 30. Благословил этот брак сам старый граф Строганов, а свадьба состоялась в Строгановском дворце на Мойке. Среди высоких гостей были члены комиссии по строительству Казанского собора во главе со Старовым, генеральный английский консул Шафт, разрешивший Мери Лонг выйти замуж за русского.
Стоит сказать, что в лице своей супруги Воронихин нашёл не только верного друга, но и прекрасную помощницу. Она умела и любила отлично чертить и с удовольствием помогала мужу. В этом союзе родилось 6 детей, 2 из них умерли в детстве.
Вечная память
Могила архитектора ВОронихина на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Умер выдающийся русский живописец и архитектор, один из основоположников русского ампира, в Петербурге, в окружении своих последователей и учеников, 21 февраля 1814 года. Ему было 55 лет. Похоронили бывшего крепостного на самом престижном в Санкт-Петербурге Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры со всеми почестями. На могиле Андрея Воронихина установлен красивый памятник - на гранитной колонне с рустом изображен Казанский собор, увенчанный фигурой своего гениального зодчего.
Не меньшее восхищение вызывает и «русский Тициан» Василий Тропинин- он был крепостным почти 50 лет, а самые богатые москвичи мечтали заказать у него портрет.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: