Есть немало женщин-изобретательниц, имена которых знают практически все: Зинаида Ермольева, создательница антибиотиков, Наталья Малышева, конструктор ракетных двигателей, Анна Межлумова, изобретатель высокооктанового бензина. Но есть и другие талантливые советские женщины, которые изобрели полезные, уникальные вещи, но остались в тени. Однако плодами их труда люди пользуются и по сей день.
Наталья Бехтерева, вживившая электроды в мозг
Академик Наталья Бехтерева. /Фото: avatars.dzeninfra.ru
Если полистать сайты в интернете, то можно найти информацию, что впервые вживлять электроды напрямую в мозг стали ученые из США, и руководил этим врач Филипп Кеннеди. И что произошло это событие в начале девяностых. Мол, Кеннеди начал исследования в семидесятых годах, а финальные испытания оплачивал из своего кармана.
Да, исследования проводились давно. Но первой все же была Наталья Бехтерева, так как множество операций были ей проведены еще в далеком 1968 году. Работа велась в целях изучения деятельности головного мозга. Пациентам вживлялись электроды из золота прямо в мозг, а во время эксперимента подавалось некоторое отрицательное напряжение. Это позволило сделать открытие о том, что в тканях мозга постоянно меняется уровень концентрации кислорода. Кроме того, ученые обнаружили что существуют отдельные зоны головного мозга, в которых изменяется метаболизм при совершении человеком какой-то ошибки. Такие участки были названы Бехтеревой «детекторами ошибок».
К сожалению, открытие не было оценено. За границей посчитали что это сказки и в СССР не могут быть проведены такие сложные эксперименты. В Советском союзе не поняли, что эта методика открывает огромные возможности. В результате считается, что первым электроды были вживлены Кеннеди, Прогрессивные выводы талантливой Бехтеревой были подтверждены спустя 40 лет после публикации результатов исследования.
Ия Путилова, которая изобрела консерванты для хранения продуктов
Путилова изобрела консерванты для увеличения срока хранения продуктов.
Консервная промышленность в СССР имела огромные масштабы. Но люди, которые с удовольствием ели вкусные консервированные продукты, не задумывались о том, как долго ученые пытались создать нужные технологии консервации. К примеру, были попытки всю продукцию выпускать в жестяной таре Она выигрывала у стеклянной с точки зрения прочности, долговечности и дешевизны. Но увы, некоторые овощи при хранении в жестяной банке темнели и приобретали неприятный привкус металла. А те же томаты и сок из них можно хранить в таре из жести максимум 12 месяцев.
Ия Путилова сумела разработала технологию , которая позволяла увеличить сроки хранения. Женщина исследовала кислотную эрозию и пыталась создать необходимые ингибиторы. Ей были разработаны специальные препараты, помогающие перевозить и хранить такое агрессивное вещество, как соляная кислота, в емкостях из железа. Открытие пришлось на годы Великой отечественной войны. Путилова была соавтором восемнадцати патентов, полученных с 1948 по 1989 годы.
Изобретательница предложила простую и эффективную технологию: при расфасовке в продукты следовало добавить смесь желатина и аскорбиновой кислоты. Данный патент опубликовали в 1977 году. Сегодня практически на любой консервной банке можно увидеть в составе Е300, а это и есть аскорбиновая кислота. К сожалению, советская промышленность не заинтересовалось данным методом. Во времена застоя руководители предприятий не пожелали вносить изменения в существующие технологии, действующие мощности и так еле справлялись, кроме того, аскорбиновая кислота была в дефиците.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Как сложились судьбы самых известных советских телеведущих, которых знала и любила вся большая страна.
Этта Блехман, которая изобрела пайетки для одежды
Уже никто не помнит, что Этта Блехман изобрела пайетки. /Фото: fitdeal.ru
Пайетки — любимое украшение для одежды у многих женщин. Их использовали в глубокой древности, но изготавливали из красивых ракушек, драгметаллов, рыбьей чешуи. Сделать их легкими, недорогими и красивыми сумела советский химик Этта Блехман. Она разрабатывала влагостойкие и огнеупорные лаки и покрытия для тканей и даже была удостоена Сталинской премии. Также пыталась создать огнестойкий линолеум и иные покрытия.
В 1951 году Блехман уводилась из Химического института и стала работать в Большом театре обычным инженером по пожарной безопасности. Но тяга к изобретательству перевесила и Этта принялась использовать собственные разработки во время создания реквизита. И ей захотелось сделать отечественные пайетки. В те времена такие блестки покупали в Германии, при этом их изготавливали из желатина, который портился при нагревании. Блесточки деформировались как от воздействия утюга, так и от света, излучаемого софитами.
Блехман сделала просто: на пластиковую пленку она нанесла с двух сторон слой металла, и покрыла специальным лаком. Делали пайетки на станках. Получались блестки, легко переносящие воздействие воды и высоких температур. Они переливались очень красиво и отличались эластичностью.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Как могла бы выглядеть Москва: Странные архитектурные проекты, которые остались только на бумаге.
Вера Аралова и ее сапоги на молнии
Вера Аралова придумала сапоги на молнии. /Фото: ic.pics.livejournal.com
Женские сапоги до конца пятидесятых годов не имели молнии. Оснастила обувь таким удобным приспособлением модельер Вера Аралова, которая в 1959 году удивила Париж своей коллекцией. Советские модели выхвали настоящий фурор, в особенности красивые сапоги на каблуке с аппликациями и молнией. Со стороны промышленников и кутюрье поступали вопросы — есть ли патент и можно ли приобрести образец. Аралова была наивна и не знала, что ответить, ведь такие сапоги были сделаны перед самой поездкой вместо некрасивой обуви, предложенной для модели. Сапожки шили срочно в мастерской Большого театра, причем сделали только одну пару. После возвращения из Парижа вопрос о производстве таких сапог не поднимался.
Зато каково было удивление модельера, когда она через год увидела на моделях, демонстрирующих западные коллекции, сапоги на молнии. Естественно никакого вознаграждения Аралова не получила. На самом деле Вера пошла работать в Московский дом моды в 1948 году, чтобы свести концы с концами. Она была известным художником-декоратором, работала со многими театрами, занималась станковой живописью, много выставлялась.
Далее предлагаем вам узнать, Как советские модницы умудрялись стильно одеваться в самые тяжёлые времена.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: