Екатерина Михайловна Бакунина. Репродукция рисунка из книги Гиллера. Литография | Фото: genrogge.ru
Екатерина Михайловна Бакунина вошла в историю как одна из самых знаменитых сестер милосердия, вклад которой в развитие военной медицины выдающийся хирург Николай Пирогов называл неоценимым. Ее мужество, бесстрашие и самоотречение удивляли Льва Толстого, который отзывался о ней с восхищением. Будучи потомственной дворянкой, Екатерина Бакунина большую часть жизни добровольно провела на полях сражений Крымской и Русско-турецкой войн.
Сестры милосердия стали настоящими героинями многих войн | Фото: lisvisnyk.at.ua
Екатерина Бакунина происходила из знаменитого дворянского рода, подарившего России целую плеяду общественных и государственных деятелей. Ее отец был губернатором Санкт-Петербурга и сенатором. В юности Екатерина получила традиционное для девушек того времени образование и так же, как и другие ее ровесницы, увлекалась только балами, домашними спектаклями, рисованием и музыкой. Сама о себе она говорила, что «может быть, вполне заслужила бы от нынешних девиц, посещающих лекции и анатомические театры, название «кисейной барышни».
Крымская война 1853-1856 гг. Вид на Константиновскую батарею с Нахимовского укрепления в Севастополе. Фото 1855 г. | Фото: miloserdie.ru
Ее решение стать сестрой милосердия, принятое в зрелом возрасте – после 40 лет – стало для родных полной неожиданностью и встретило их решительное сопротивление. Ее брат называл ее увлечение самообольщением и уверял ее в том, что на войне она станет не помощницей, а никому не нужной обузой. Свой непростой выбор Екатерина Бакунина сделала после того, как увидела в газетах сообщение о начале Крымской войны. Начальную медицинскую подготовку она прошла в Крестовоздвиженской общине. Чтобы испытать саму себя, Бакунина попросила знакомого врача разрешить ей провести целые сутки в «самой гнусной» из всех московских больниц.
Фрагмент панорамы *Оборона Севастополя 1854-1855 гг.* автора Франца Рубо. Хирург Н. Пирогов разговаривает с фельдшером | Фото: miloserdie.ru
В январе 1855 г. Екатерина Бакунина прибыла вместе с другими сестрами милосердия Крестовоздвиженской общины в осажденный Севастополь. В конце того же года по поручению хирурга Николая Пирогова она уже возглавила новое отделение сестер для перевозки раненых в Перекоп. А позже возглавила и саму Крестовоздвиженскую общину и руководила ею до 1860 г. Пирогов восхищался ее невероятной работоспособностью и удивительным мужеством: «Ежедневно днем и ночью можно было застать её в операционной, ассистирующей при операциях, в то время когда бомбы и ракеты ложились кругом. Она обнаруживала присутствие духа, едва совместимое с женской натурой».
Попечители, члены Комитета и сестры милосердия Крестовоздвиженской общины перед отправкой на Дальний Восток, Санкт-Петербург, 1904 | Фото: miloserdie.ru
Вместе с Пироговым Екатерина Бакунина находилась в самом опасном участке – главном перевязочном пункте города. Хирург писал о сестрах милосердия: «В сырые ночи эти женщины еще дежурили, и, несмотря на свое утомление, они не засыпали ни на минуту, и все это под мокрыми насквозь палатками. И все такие сверхчеловеческие усилия женщины переносили без малейшего ропота, с спокойным самоотвержением и покорностью. Бакунина тотчас с увлечением предалась всецело служению больным и с полным самоотвержением несла эту службу. Она сделалась примером терпения и неустанного труда для всех сестёр общины».
Выставка *Крымская война 1853-1856 гг. Героическая оборона Севастополя* | Фото: miloserdie.ru
В дни штурмов Бакунина по двое суток не отходила от операционного стола, однажды сопровождала 50 ампутаций подряд. Из Севастополя она уехала только вместе с отступающей армией, последней из сестер милосердия. За оборону Севастополя ее наградили медалью. По окончании войны Бакунина поселилась в своем имении в селе Козицино Тверской губернии. Там она на собственные средства открыла лечебницу для крестьян, пригласив врача из города. Многих больных она посещала на дому, доставляя им необходимые лекарства, а нередко и пищу. Вскоре Бакунина стала попечительницей всех земских лечебниц.
Сестры Крестовоздвиженской общины. Севастополь, 1855 г. | Фото: citywalls.ru
В 1877 г. началась Русско-турецкая война, и великая княгиня Екатерина Михайловна попросила Екатерину Бакунину принять на себя заведование одним из отрядов сестер Красного Креста. Она согласилась, несмотря на то, что ей было уже за 65 и на то, что на фронте свирепствовала эпидемия сыпного тифа. Николай Пирогов говорил, сто Бакунину война спасла «из хаоса жизни»: «Она точно составляла слиток всего возвышенного. Чем более встречала она препятствий на своем пути самозабвения, тем более выказывала ревности и энергии». В этот раз на фронте самоотверженная сестра милосердия пробыла больше года, а ее деятельность была еще более обширной, чем во времена Крымской войны.
Екатерина Михайловна Бакунина, фото второй половины XIX в. | Фото: miloserdie.ru
В 1881 г. Бакунину посетил Лев Толстой. Пораженный ее самоотверженностью и мужеством, он спросил: «Неужели у вас нет желания отдохнуть, переменить обстановку?». Он ответила: «Нет, да и куда я могу уехать, когда меня каждый день ждут. Разве я могу их бросить?». Екатерина Бакунина прожила долгую жизнь и скончалась в 1894 г. в родном селе Козицино. Ее заслуги в госпитальном деле до сих пор считаются неоценимыми.
Екатерина Михайловна Бакунина. Репродукция рисунка из книги Гиллера. Литография | Фото: miloserdie.ru
Екатерина Бакунина была не единственной дворянкой, чья жизнь стала подвигом: Почему баронессу Юлию Вревскую называют народной героиней.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: