В тот роковой день 27 октября 1962 года морской офицер Василий Архипов находился на борту советской подводной лодки, дрейфующей недалеко от берегов Кубы. Обстановка в мире была напряженной, а на лодке неожиданно прервалась связь. Американцы, обнаружив лодку на большой глубине, попытались принудить ее к всплытию, сбросив в этом секторе глубинные авиабомбы. Но это только усугубило ситуацию - на борту были повреждены системы вентиляции, и моряки, оторванные от связи с внешним миром, решили, что началась ядерная война. На этот счет у них было особое распоряжение, но принятие решения зависело от троих старший офицеров.
Мир стоял у порога ядерной войны во время Карибского кризиса значительно ближе, чем думали многие
Осенью 1962 года мир стоял на пороге Третьей мировой войны
Осенью 1962 года в мире происходили самые страшные события, названные Карибским кризисом, когда почти двухнедельное острое противостояние двух мировых сверхдержав привело мир на грань Третьей мировой войны. В октябре наша планета оказалась ближе к ядерному апокалипсису, чем многие в то время думали.
Гонка вооружений, разогретая Холодной войной между Америкой и Советским Союзом, достигла своего пика в середине октября. Американцы во главе с президентом Джоном Кеннеди были крайне обеспокоены размещением советских ракет средней дальности на Кубе, которые в случае эскалации событий представляли для Америки реальную угрозу - их было бы невозможно сбивать на таком небольшом расстоянии.
У Советского Союза были не менее серьезные опасения относительно американских ракет, размещенных в Турции, и глава советского государства Никита Хрущев выдвинул правительству США аналогичное требование - убрать американские ракеты от границ СССР.
Обстановка с каждым днем накалялась, между правительствами двух стран велись постоянные переговоры о снижении эскалации войны, но Кеннеди не знал, что на Кубе и находящихся в этом регионе советских подводных лодках размещено ядерное оружие. Он объявил блокаду Кубы. Вокруг острова, всего в 90 милях от побережья Флориды, начали собираться военные американские корабли.
В то же время в зону конфликта отправились советские корабли и подводные лодки, демонстрируя готовность в случае необходимости прорвать блокаду, а Фидель Кастро начал настоятельно склонять Хрущева к нанесению ядерного удара первым. Однако Хрущев проигнорировал его требования.
У командира одной из советских подлодок сдали нервы, но принять решение о запуске ядерной ракеты могли только втроем
Василий Архипов
Спустя две недели переговоров градус конфликта удалось снизить, и руководители двух держав были близки к тому, чтобы демонтировать и вывезти свои ракеты со спорных территорий. Но прежде они договорились вывести свои корабли из зоны конфликта. Именно в этот период, когда американские и советские корабли уже готовы были взять курс по направлению к своим берегам, произошло событие, которое едва не повернуло историю совершенно в другом направлении.
У одной из советских подводных лодок произошла поломка, прервавшая связь с командованием. Экипаж в составе трех офицеров и нескольких матросов оказался в течение нескольких дней оторванным от контактов с внешним миром.
Тем временем американский эсминец, обнаружив неподвижную подводную лодку, начал обстреливать ее глубинными сигнальными бомбами, принуждая подняться наверх. Американцы не знали, что на борту лодки находится ядерная торпеда. Одна из бомб повредила систему вентиляции, и моряки начали испытывать дефицит воздуха, некоторые начали терять сознание.
Измотанные почти месячным пребыванием на глубине, лишенные связи с внешним миром, не имевшие ни малейшего представления о том, что в этот момент происходит наверху, и слыша постоянные взрывы, члены экипажа решили, что началась Третья мировая война. На этот случай у них было разрешение командования на использование ядерной торпеды мощностью 10 килотонн, которая находилась на борту подводной лодки, но для этого нужно было согласованное решение всех старших офицеров.
Морской офицер Василий Архипов говорит твердое "нет"
Русский офицер Василий Архипов - человек, спасший мир от ядерного апокалипсиса / Фото: wikipedia.org
В какой-то момент у капитана подводной лодки Валентина Савицкого сдали нервы, он собрал офицеров в своей рубке, чтобы принять судьбоносное решение. Хотя в тот момент никто не знал, что это решение может стать судьбоносным.
Валентин Савицкий, слыша бесконечные звуки взрывов по всему периметру лодки, был уверен, что война уже началась, и сообщил офицерам, что принял решение о запуске ядерной торпеды, на которое требуется их согласие. Он предупредил, что такое решение, скорее всего, приведет к их гибели, но они смогут потопить корабли противника.
Второй офицер, замполит Иван Масленников, согласился с решением капитана, но капитан второго ранга Василий Архипов внезапно сказал твердое «нет», отказавшись дать свое согласие на применение ядерной торпеды. Он знал, что неподалеку находится еще несколько советских подлодок с ядерным оружием на борту, и запуск одной торпеды неминуемо приведет к запуску других, а в случае, если война еще не началась, эта ситуация ее спровоцирует. Архипов сказал, что если есть хотя бы один маленький шанс избежать катастрофы, его надо использовать. Он предложил всплыть и ждать приказа командования.
Все понимали, что третьего варианта не существует, потому что температура внутри отсеков непрерывно росла, высокая влажность, повышенное давление, пары масла и топлива, предельный уровень углекислого газа создавали катастрофические условия, в которых у моряков не было шансов выжить. К тому же у них уже исчерпались запасы питьевой воды.
Василий Архипов прожил долгую жизнь и ушел на Преображение Господне
Василий Архипов и его жена
Когда советская подводная лодка всплыла на поверхность, моряки были почти уверены, что это их последние минуты жизни. Они были ослеплены какими-то мощными прожекторами, из-за которых даже не могли открыть глаз, а лодка в этот момент была обстреляна американцами.
Спустя много лет появилась информация, что эти обстрелы над головами советских моряков были скорее устрашающими и происходили на достаточно безопасном расстоянии, благодаря чему подводная лодка осталась целой и невредимой и смогла благополучно вернуться в советские морские воды.
После завершения Карибского кризиса Василий Архипов продолжал служить на подводной лодке в прежней должности, позднее стал командиром дивизии подводников, и закончил службу в звании контр-адмирала. Никто в СССР не воспринимал его поступок как подвиг, поначалу некоторые из сослуживцев даже обвиняли в проявлении слабости.
Эта история долгое время оставалась засекреченной, и только в 2002 году во время конференции в Гаване, посвященной 40-летию Карибского кризиса, ее подробности стали известны всему миру, а спустя еще год Архипову была присуждена почетная итальянская премия «Ангелы нашего времени». Но премию получила его вдова, поскольку сам Архипов умер за пять лет до этих событий, так и не узнав, что люди всего мира стали называть его человеком, спасшим нашу планету от ядерного апокалипсиса. Примечательно, что Василий Архипов ушел из жизни на праздник Преображение Господне.
Однако мало кто знает, что, кроме Василия Архипова, в СССР был еще один человек, предотвративший ядерный апокалипсис в 1983 году и уже в наши дни умерший в забвении.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: