История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



Через какое-то время после октябрьского переворота новые власти взялись разрушать до основания былую культуру. Мощной атаке подверглось авторитетное при царском режиме церковное образование и религиозное мировоззрение в целом. На смену привычным устоям пришел воинствующий атеизм. В школах появились кружки безбожников, в печать вышли обличающие веру журналы. Но самыми болезненными стали примитивные методы борьбы с ненавистным прошлым. Большевики решили отвлечь людей от главного праздника - Пасхи и устраивать вместо него красные митинги. Правда, успех такого мероприятия выглядел сомнительно.


Радикальный атеизм



В Пасху-1918 власти отменили праздничные выплаты. / Фото: www.life.ru

В Пасху-1918 власти отменили праздничные выплаты. / Фото: www.life.ru


Замнаркома просвещения Покровский настаивал, что марксизм должен сменить старое религиозное миросозерцание, а религия - это лишь орудие эксплуатации и ошибочное истолкование материальных фактов. В 1919-м появился первый пропагандистский журнал "Революция и церковь". Но чтиво оказалось чрезмерно замысловатым для пролетариата, так что вскоре пришлось прибегнуть к более простым методам борьбы с пережитками ненавистного прошлого. К началу 1920-х издательство "Молодая гвардия" выдало "Антирелигиозный песенник" - сборник нового фольклора, высмеивавший дореволюционные церковные праздники. Креативные большевики стали инициировать массовые гуляния, антирелигиозные спектакли и утренники.

По понятным причинам основное внимание уделялось подрастающему поколению. В пионерских отрядах формировались кружки юных безбожников. Один из первых вожатых из Москвы В.Зорин рассказывал, как разучивал с детворой небольшие пьески на антирелигиозные темы, бичующие церковников стихи Демьяна Бедного, участвовал в антирелигиозных карнавалах для молодежи. Молодому поколению предлагали читать журнал "Безбожник", который выпускала добровольная общественная организация "Союз воинствующих безбожников". Более радикальный выпускал только Московский комитет партии. На его страницах публиковались оскорбительные карикатуры, низкопробные антицерковные стихи и непристойные частушки.

Журналы публиковали всевозможные антицерковные плакаты. / Фото: www.uleoparda.ru

Журналы публиковали всевозможные антицерковные плакаты. / Фото: www.uleoparda.ru


Церковь обвиняли в связях с мировым империализмом и поддержке кулаков. "Союз безбожников" жег напалмом и настраивал народ на новое миросозерцание. Один из популярных призывов: "Довольно хранить наследие рабского прошлого, освободите свои жилища от тёмных ликов икон и копоти лампад!". Религию и соответствующие празднества отождествляли с бездельем, преступностью, вредными привычками. Градус атеистической кампании менялся волнообразно. Достигнув своего пика в 30-е, с началом Великой Отечественной антирелигиозная риторика смягчилась. Хрущёв задал борьбе с церковью новый виток, который поник к эпохе застоя. Тогда на прилавках даже появились куличи под конспиративным названием "Кекс весенний". И только в эпоху перестройки исчезли все запреты, и простой люд сразу потянулся в храмы.

Сахар за антицерковную лекцию



Первомай 1917-го. / Фото: www.life.ru

Первомай 1917-го. / Фото: www.life.ru


1 мая в 1918 году выпадало на Страстную седмицу, и Поместный собор РПЦ постановил не допускать участия верующих в шествиях, оскорблявших чувства православных. Этому вторила многовековая русская традиция, запрещающая за неделю до Пасхи шумные мероприятия. Тут надо сделать отступление об отношении самих священнослужителей к революции. Госпереворот 1917 года многие из них восприняли воодушевленно. Но с приходом к власти Троцкого, Ленина и т.д., а особенно после расстрела царской семьи, духовенство отрезвилось.

Только вот священники оказались в таких условиях, что изначально проигрывали в возможных войнах с властями за души русских людей. Против них работала мощная государственная машина. Власти силились вырвать из душ знания о Христе. Слово «Пасха» намеренно писали со строчной буквы, проводили по воскресеньям "воскресники" с условием обязательной явки. Участникам антирелигиозных лекций раздавали сахар и табак, по регионам запрещали богослужения.

Церковь дискредитировалась всеми способами. / Фото: www.lkprf.ru

Церковь дискредитировалась всеми способами. / Фото: www.lkprf.ru


А большевики тем временем готовились к первому государственному празднику. Декрет «О флаге» утвердил в качестве главного символа красное полотнище, а положение «О памятниках Республики» обязало свергнуть все памятники "царской России" и заменить их монументами в честь новых героев-революционеров. В Петрограде местом проведения Дня Интернационала выбрали Марсово поле. В Москве Первомай прошел на Ходынском поле, ассоциировавшимся с "кровавым царизмом" на коронации Николая II.

На красное полотно и плакаты выделили 200 тыс. рублей. При этом привычные доплаты рабочим в честь Пасхи отменили. В тот день в крупных городах прошли манифестации, шествия и демонстрации, а Петроград отметился парадом раскрашенных флагами судов на Неве и гремящими салютами в Петропавловской крепости. По замыслу Ленина, яркий праздник должен был показать миру, что новое государство идёт с рабочими, а не против них. Немецкий корреспондент Карл Ботмер писал, что "глазу некуда деться от красок цвета крови". Оставил запись в дневнике и Иван Бунин: "В мире была тогда Пасха, весна… Но зияла в мире необъятная могила. Смерть была в этой весне, последнее целование".

«Комсомольская пасха»



Основная работа была направлена на детей. / Фото: www.wikidedmoroz.ru

Основная работа была направлена на детей. / Фото: www.wikidedmoroz.ru


Апофеозом антирелигиозной кампании стала комсомольская Пасха. Это сводилось к высмеиванию традиционного крестного хода с циничным и даже жестоким смыслом. Чего стоил только транспарант: "До 1922 года Мария рожала Иисуса, а в 1923 году — комсомолёнка". Карнавальное шествие проходило или в Страстную седмицу, или на саму Пасху. Демонстранты несли чучела священников и даже самого распятого Иисуса. По окончании мероприятия атрибуты топтали и сжигали.

Когда в 1921-м православная Пасха выпала на Первомай, советская власть проявилась по полной. 1, 2 и 3 мая объявили выходными, но обязательными к посещению демонстрации, парада войск и концертов. Работа местных советов каждого хутора оценивалась по заполненности церквей. В 1932-м праздники снова сошлись на одном дне. К тому моменту Пасху отмечали лишь самые стойкие. Народ постарались занять до предела: красноармейцы, партийные работники, простые рабочие обязаны были участвовать в мероприятиях, а сельских жителей настоятельно зазывали на гулянья. Праздничные пасхальные дни больше не выделялись, а с вводом непрерывной рабочей недели с единичным скользящим выходным семьи не встречались за столом ни в какие праздники.

Детвору заманивали на акции всеми плюшками. / Фото: www.соборма.рф

Детвору заманивали на акции всеми плюшками. / Фото: www.соборма.рф


Параллельно разрушались храмы. В 1932-м в Краснодаре по решению горсовета на Первомай снесли Александро-Невский монастырь. Всего по стране уничтожили и передали под хознужды свыше 50 тысяч храмов. За 1930-е убили как минимум 42 тыс. священников и монахов, пострадали за отстаивание веры семинаристы, богословы, церковные старосты. Так что посещать в Пасху храм стало смертельно опасно. Но результаты были нулевыми. В войну, когда на первый план вышли чувства и базовые понятия народа, а власть большевиков пошатнулась, народ с позволения Сталина хлынул в церкви. Правда, с приходом Хрущева гонения возобновились с новой силой. И Первомай заалел с новой силой.

Многие находили способ сохранить веру в атеистичной стране. Как дед советского д’Артаньяна стал «рабочим батюшкой» и кто написал донос на мученика раскола.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








126
15.12.2024 22:36
В закладки
Версия для печати