Праздник Сатурналий ждали в Древнем Риме как повод не только повеселиться, но и стать равными, особенно торжествовали рабы. То, что не позволялось делать, становилось доступным – рабы садились на место хозяев, могли одевать шапочки, которые носили только свободные граждане. Дружно выбирали названого царя, который правил торжеством, придумывая нелепые задания и указания, а завершалось все раздачей подарков. Так несколько дней чествовали божество Сатурна, который напоминал, что все равны, и в мире должно царить изобилие.
Зимний праздник плодородия у римлян: Сатурналий
Бог плодородия и равноправия. / Фото: dzen.ru
Еще до нашей эры в Риме главным божеством считался Сатурн, как олицетворение богатства и равноправия. Люди пользовались дарами природы, не разделялись на сословия, а он прославился как «щедрый на ресурсы». Римляне считали его правителем и готовы были поклоняться. Существовало верование, что он пришел как изгнанник в оковах, но смог стереть социальные различия. Поэт Вергилий написал, что Сатурну удалось собрать воедино противоречивый народ, разбросанный по горам и долинам, и дал им законы. Его правление - это золотой век, когда люди жили в идеальном мире. Он принес сельское хозяйство и цивилизацию и стал королем.
С тех пор римляне стали отмечать Сатурналий, который приходился на 17 декабря. Стечение обстоятельств или нет, но именно в этот день Солнце входит в первый день Козерога, который является астрологическим домом Сатурна. Это приближенные дни к солнцестоянию и как свидетельство озарения, появление нового периода, новой жизни.
В начале праздник отмечали 2-3 дня, потом он увеличился до 5 дней, а затем до 7 дней, заканчиваясь 25 декабря. Поэтому Сатурналий так близок по дате и развлечениям с рождественскими гуляньями, хотя и несколько в другом виде.
Хозяева прислуживаются рабам – смена ролей
Сатурналий у римлян. / Фото: dzen.ru
Сатурналий – это в первую очередь праздник равенства, поэтому рабы его ждали больше всех. Это время, когда стирались сословные различия, все становились равноправными, без разделения на слуг и хозяев. В эти праздничные дни слуги и рабы могли занимать за столом места своих хозяев, а те прислуживали им, поднося еду. В другом варианте – это могло быть и иначе, когда рабы первыми садились за стол отобедать, и только после них принимались за трапезу богачи.
Свободные римляне носили конусные войлочные шапочки – пиллеус, как признак вольноотпущенного, поэтому рабы ходили с непокрытой головой. Но в Сатурналий все менялось – они также их могли одеть, как бы стать «пиллеированными» несмотря на свой статус.
Сатурналий позволял свободу в высказываниях. Рабы могли говорить своим хозяевам все, что хотели, без какого-либо наказания для себя, и даже оскорбить их или обозвать. Согласно традициям, это должно было остаться безнаказанным и после праздника, но нет свидетельств, что хозяева так и поступали. Они свою обиду могли выплеснуть на рабов другим способом, и за другой проступок.
Сатурналий – праздник бездействия
В Сатурналий никто не работал. / Фото: ru.pinterest.com
Праздник, приближенный к солнцестоянию, олицетворял начало новой жизни, это был период поиска знаний и истины. В качестве солнечного луча были свечи, которые дарили и зажигали во всех домах. Но это был еще праздник бездействия, когда нельзя было принимать кардинальных решений, заниматься работой. Это время было посвящено гуляньям и развлечениям.
В Сатурналий не работали суды и правительственные органы, поэтому даже начало войны нельзя было объявить. Не работали школы, закрывались производства, все время было посвящено чествованию божества.
Жертвоприношение как ритуальная часть праздника
Сатурналий у римлян. / Фото: dzen.ru
Религиозная составная праздника Сатурналий состояла в том, что в храме, в котором стояло божество Сатурна с обвитыми шерстью ногами, проводилась церемония разрезания пут. Оно символизировало, что он пришел с оковами, но стал вольным и уравнял всех. Шерстяные нити на ногах разрезались, как акт освобождения.
Существовала теория, что в одно время были и человеческие жертвоприношения, но это приписывалось первобытному Сатурну. Тогда жертвами становились гладиаторы, потому что Сатурн принимал в качестве подаяния головы. Но потом, согласно мифологическим рассказам, полубог настоял, чтобы они были прекращены и заменены на символические жертвы: маски или изображения. В семьях с достатком могли в этот день приготовить молочного поросенка на ужин как жертвоприношение.
Подарки на Сатурналий
Гулянья на Сатурналий в Риме. / Фото: ixbt.com
На третий день празднества, 19 декабря, все дарили друг другу подарки. Они могли быть дешевыми и символическими: свечи, разнообразные продукты и блюда, одежда, утварь, куклы. Фигурки и свечи в данном случае несли ритуальный смысл – человек и свет, как жертва Сатурну и свет жизни. Богатые могли сделать дорогой подарок простым римлянам или передать «чаевые», чтобы у того появилась возможность купить другому подарок, или как вариант для улучшения его жизни.
Подарками выравнивалось социальное неравенство, потому что без различия по сословию все могли подарить что-то. Август особенно любил «подарки с кляпом во рту» - предметы, которые невозможно использовать в быту, но они имеют шутливый характер. Иногда это были предметы, которые вставляли в рот, чтобы создать устрашающий или комический образ.
На время праздника разрешались азартные игры
Развлечения на Сатурналий в Риме. / Фото: autogear.ru
В Риме были запрещены азартные игры, но Сатурналий снимал даже эти ограничения. Разрешалось играть в кости, карты, делать ставки, даже рабы принимали в этом участие. В качестве расчетной единицы могли служить орехи, если не было денег. Рабы садились за один стол с хозяевами. Это было время веселья, когда трезвый римлянин казался исключением из правил. Торжествовало пьянство и обжорство.
Не все римляне, однако, с одобрением воспринимали такой разгул. Например, философ-стоик Сенека писал своему другу, что начался декабрь, и все погрузились в суету. Много шума и грандиозных приготовлений, посвященных Сатурну. Он говорил, что не знает, как лучше провести время: поужинать как обычно, или все же скинуть тогу и окунуться в необычные дела. Но Плиний, юрист, писатель, категорично не принимал традиции праздника. Он уходил в свои комнаты как в убежище от шумной суеты Сатурналия. Таким образом он не мешал другим веселиться, получая возможность оставаться со своими любимыми занятиями.
Король Сатурналий или Повелитель беспорядков выбирался жребием
Гулянья на Сатурналий. / Фото: bronk.club
Веселье усиливалось необычными действиями. На время празднества посредством жребия выбирался король Сатурналий, который, как говорится, правил балом. Его сравнивали с Повелителем беспорядков, потому что на него возлагалась роль давать нелепые указания. Он мог приказать пробежаться голышом, прыгнуть в холодную воду или сделать еще какой-то неприличный и непредсказуемый поступок, нарушающий моральные устои. Гости должны были ему подчиняться, и все вместе создавали хаос и абсурдный мир без правил.
Часто короля праздника приветствовали криком «Ио, Сатурналии» после публичного банкета и выбора претендента. «Ио» - это не современное понятие «исполняющий обязанности», хотя как вариант очень даже похоже. В случае с римлянами «и» говорили коротко, а «о» протяжно, иногда «И» звучало на латинский манер «yō». В любом случае в восклицание вкладывались эмоции, и он звучал как призыв короля к действию, обозначая его триумф на празднике, а также чтобы подчеркнуть шутовское назначение.
Сатурналий в современной традиции Рождества
Подарки и свечи на Рождество. / Фото: zastavki.com
Многие традиции римлян незаметно перекочевывают в обиход других народов, даже когда наступили другие эпохи. Смысл бывает очень похожим. Празднование Сатурналий в старину и Рождество по современным обычаям объединяет единая дата в декабре для поклонения божествам, только разным. Остались в традиции гулянья, ношение масок, подарки, хождение в гости, а по ночам – полнейший разгул.
В Швейцарии и Франции, например, выбирали на Рождество мальчика, который выступал в роли «епископа на один день», издавались странные указы. Это распространилось по всей Западной Европе с той разницей, что полномочия у такого «епископа» могли быть разные. В одних местах допускались всякие вольности, а в других – это скорее носило церемониальный характер. Во Франции духовенство в Средневековье, подчиняясь приказам «епископа», могло переодеваться в женскую одежду и носить маски, как и древние римляне в Сатурналий.
В период Возрождения появился аналог – «Покровитель беспорядков» на Рождество, который занимал почетное место на Празднике дураков. Жребием служил боб, монета или другой мелкий предмет, запеченный в пироге или пудинге. Кому он попадался, тот становился королем. В Англии это был «Лорд беспорядков», хотя позже запретили такую традицию, однако фасоль в пудинге так и продолжают запекать, но суть его нахождения изменилась. Хотя остается возвеличивание того, кому она досталась. Он считается счастливчиком, избранным.
Святочные гулянья. / Фото: fairysoft.ru
Со временем вернули традицию преподносить подарки на Рождество, превратив ее в семейный праздник. Зажигание свечей в Сатурналий и в Рождество было символом божественного огня, зажженных факелов. Не остались забытыми и пиршества с обилием блюд, с песнями и танцами.
В Японии не отмечают Рождество как религиозный праздник, но также любят встречаться всей семьей за одним столом и дарят подарки. У японцев другой взгляд на этот праздник, сильно отличающийся от привычных традиций европейцев, но тем и интереснее для других их культура.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: