![](https://kulturologia.ru/files/u23581/vaulin-1.jpg)
В 1900 году на всемирной выставке в Париже большой фурор произвела майолика русского мастера Петра Ваулина. Его керамику назвали «музыкой в пластике и цвете» и присудили ей высшую награду. Родились эти шедевры на керамическом предприятии в Абрамцеве – под опекой мецената Саввы Мамонтова и в творческом тандеме с Михаилом Врубелем. В наше время работы из мастерских Ваулина можно увидеть не только в музеях. Шедевры керамики сохранились и на стенах зданий в разных уголках России.
Под покровительством Мамонтова
Гениальный художник-керамист Петр Ваулин родился в 1870 году на Урале, в селе Черемисском – в большой деревенской семье. Кстати, на протяжении всей жизни он сохранил крестьянскую привычку одеваться просто, быть неприхотливым в бытовых вопросах и абсолютно открытым в общении.Получив в 1888 году стипендию от Земства, юноша поступил в Красноуфимскую сельскохозяйственную школу, где получил специализацию «гончарное ремесло». Молодой человек так увлекся этим искусством, что по окончании школы решил постичь его до мелочей – но не для того, чтобы копировать чужие наработки, а с мечтой создать нечто свое – уникальное. С этой целью Ваулин посетил заводы керамики не только в России, но и в Финляндии, ознакомился с самыми разными технологиями, что дало ему почву для собственных экспериментов в будущем.
![Портрет П.Ваулина Портрет П.Ваулина](https://kulturologia.ru/files/u23581/235816638.jpg)
Портрет П.Ваулина
В 1890-м молодого талантливого мастера пригласили руководить мастерской в Костромском техническом училище и примерно в этот же период в имении Саввы Мамонтова Абрамцево открылись художественные мастерские. Руководить ими меценат предложил Ваулину.
![Ваулин в усадьбе Мамонтова на фоне образцов майолики. Ваулин в усадьбе Мамонтова на фоне образцов майолики.](https://kulturologia.ru/files/u23581/235810800.jpg)
Ваулин в усадьбе Мамонтова на фоне образцов майолики.
Как известно Мамонтов обладал талантом безошибочно отыскивать таланты, и под его покровительством уникальный дар мастера получил прекрасное развитие. Ваулин собрал вокруг себя талантливых художников, одержимых страстью к керамике и желанием учиться, перенимать опыт и экспериментировать.
![Панно на гостинице «Метрополь». М. Врубель. /Фото:russian-mayolica.ru Панно на гостинице «Метрополь». М. Врубель. /Фото:russian-mayolica.ru](https://kulturologia.ru/files/u23581/235819005.jpg)
Панно на гостинице «Метрополь». М. Врубель. /Фото:russian-mayolica.ru
В качестве главного технолога мастерских Ваулин самозабвенно занимался исследованиями, разрабатывал новые виды глазури и совершенствовал уже созданные. В Абрамцеве при участии художника Михаила Врубеля был возрожден «рецепт» так называемой металлизированной глазури в технике восстановительного обжига, которую успешно применяли в Испании в XIII-XV вв.
![Элемент русского павильона на выставке в Дрездене. /Фото:russian-mayolica.ru Элемент русского павильона на выставке в Дрездене. /Фото:russian-mayolica.ru](https://kulturologia.ru/files/u23581/a295f91d67647e4_1200x0_notrise.jpg)
Элемент русского павильона на выставке в Дрездене. /Фото:russian-mayolica.ru
Работой мастерских в Абрамцеве Ваулин руководил более десяти лет. В этот период родилось немало шедевров – например, майоличная облицовка гостиницы «Метрополь», выполненная по эскизам Михаила Врубеля, панно на здании Ярославского вокзала изготовленное по эскизам Константина Коровина, керамические шедевры на здании Третьяковской галереи на основе эскизов Виктора Васнецова.
![Камин «Встреча Вольги с Микулой Селяниновичем». Ваулин, Врубель. 1900г. Эта работа получила золотую медаль на выставке в Париже. /Фото:ceramicadecor.ru Камин «Встреча Вольги с Микулой Селяниновичем». Ваулин, Врубель. 1900г. Эта работа получила золотую медаль на выставке в Париже. /Фото:ceramicadecor.ru](https://kulturologia.ru/files/u23581/h7atf9H8KiNbXcsXgecLrmkALLS8MyGUuGfBFNAh.jpg)
Камин «Встреча Вольги с Микулой Селяниновичем». Ваулин, Врубель. 1900г. Эта работа получила золотую медаль на выставке в Париже. /Фото:ceramicadecor.ru
Многие архитекторы сходятся на том, что без абрамцевской майолики невозможно было бы сформироваться русскому модерну в том его уникальном виде, который до сих пор восхищает весь мир – с элементами русского фольклора и зодчества в византийском стиле.
![LjДоходный дом Миансаровой на Б. Сухаревской в Москве. /Фото:kelohouse.ru LjДоходный дом Миансаровой на Б. Сухаревской в Москве. /Фото:kelohouse.ru](https://kulturologia.ru/files/u23581/235819839.jpg)
LjДоходный дом Миансаровой на Б. Сухаревской в Москве. /Фото:kelohouse.ru
Украинский период творчества
В начале прошлого века Петр Ваулин переехал на Украину. Здесь, в Миргороде, он начал преподавать в художественно-промышленной школе им. Гоголя. Однако страсть к экспериментам не дает ему покоя. Вместе со своими учениками, которым передалась творческая одержимость Ваулина, он разрабатывает новое направление знаменитой миргородской керамики. Суть ее в том, что перед глазурированием на керамическую поверхность наносятся цветные ангобы (тонкие слои сырой глины).![Облицовка Керамического музея Полтавы. /Фото: ceramicadecor.ru Облицовка Керамического музея Полтавы. /Фото: ceramicadecor.ru](https://kulturologia.ru/files/u23581/PdN7ExogjZRTbauDD32d7aGEQUFFriP8mt5SQj23.jpg)
Облицовка Керамического музея Полтавы. /Фото: ceramicadecor.ru
На Украине Ваулин создал немало шедевров. Более того, он собрал огромную коллекцию старинных изделий работы местных мастеров и организовывал музей, на основе которого был впоследствии создан Государственный музей гончарного искусства (Национальный музей украинского гончарства).
![Здание городского земства в Полтаве. /Фото:russian-mayolica.ru Здание городского земства в Полтаве. /Фото:russian-mayolica.ru](https://kulturologia.ru/files/u23581/aeb35143aef03f0_1200x0_notrise.jpg)
Здание городского земства в Полтаве. /Фото:russian-mayolica.ru
Его майолику заказывали не только россияне
Желая распространить свой опыт везде, где только можно, Ваулин покидает Украину и переезжает в 1906 году в Петербург. Недалеко от города на Неве, в селе Кикерино, он открыл «Кикеринский завод художественной керамики» – совместно с Осипом Гельдвейном, который отвечал за финансовую составляющую предприятия. В этих краях мастера привлекло уникальное местное сырье – так называемая синяя глина.![Дом на Клинском проспекте, 17, Санкт-Петербург. /Фото:lidushka-39.livejournal.com Дом на Клинском проспекте, 17, Санкт-Петербург. /Фото:lidushka-39.livejournal.com](https://kulturologia.ru/files/u23581/991983_800.jpg)
Дом на Клинском проспекте, 17, Санкт-Петербург. /Фото:lidushka-39.livejournal.com
В «кикеринский» период в Петербурге появилось немало архитектурных шедевров работы Ваулина. Значительную часть работ в эти годы он создал в том числе совместно с великим Николаем Рерихом. В числе таких питерских проектов – уникальные фризы на фасадах дома Бадаева и дома страхового общества «Россия».
![Фрагмент фриза «Северная жизнь» на доме страхового общества «Россия»(Рерих, Ваулин) /Фото:forum.roerich.info/ Фрагмент фриза «Северная жизнь» на доме страхового общества «Россия»(Рерих, Ваулин) /Фото:forum.roerich.info/](https://kulturologia.ru/files/u23581/Mayolika12.jpg)
Фрагмент фриза «Северная жизнь» на доме страхового общества «Россия»(Рерих, Ваулин) /Фото:forum.roerich.info/
![Фрагмент фриза «Северная жизнь» на доме страхового общества «Россия»(Рерих, Ваулин) /Фото:forum.roerich.info Фрагмент фриза «Северная жизнь» на доме страхового общества «Россия»(Рерих, Ваулин) /Фото:forum.roerich.info](https://kulturologia.ru/files/u23581/Mayolika7.jpg)
Фрагмент фриза «Северная жизнь» на доме страхового общества «Россия»(Рерих, Ваулин) /Фото:forum.roerich.info
У мастерской «Гельдвейн-Ваулин» не было отбоя от заказов, Ваулин брался за любую работу, отдаваясь ей полностью. В числе его клиентов были как российские, так и зарубежные ценители майолики. Их заказы выполняли лучшие керамисты. Завод в Кикерине выпускал в огромных количествах как майолику для фасадов зданий, так и изразцы для каминов и печей.
![Майолика Никольского (Морского) собора в Кронштадте. /Фото:russian-mayolica.ru Майолика Никольского (Морского) собора в Кронштадте. /Фото:russian-mayolica.ru](https://kulturologia.ru/files/u23581/a2c176d44e921e8_1200x0_notrise.jpg)
Майолика Никольского (Морского) собора в Кронштадте. /Фото:russian-mayolica.ru
![Керамическая облицовка в особняке Кочубея (Санкт-Петербург). /Фото:o-leningrade.ru Керамическая облицовка в особняке Кочубея (Санкт-Петербург). /Фото:o-leningrade.ru](https://kulturologia.ru/files/u23581/1506983754_k-7.jpg)
Керамическая облицовка в особняке Кочубея (Санкт-Петербург). /Фото:o-leningrade.ru
Жизнь при большевиках
После революции Петр Ваулин продолжал передавать свой опыт мастерам. Когда его мастерскую национализировали и переименовали в завод «Горн», он остался на нем работать в должности технического директора. Он также трудился на Фарфоровом заводе им. Ломоносова и был консультантом фарфорового предприятия «Пролетарий».На протяжении всей жизни Петр Ваулин не только не скрывал секретов своего ремесла, но и щедро делился ими с другими мастерами, передавая наработки и опыт. Результаты его экспериментов регулярно публиковал журнал «Керамическое обозрение». Все свои средства мастер вкладывал в развитие отечественного искусства керамики.
![Дом на Клинском проспекте, 17 (Питер). /Фото: lidushka-39.livejournal.com Дом на Клинском проспекте, 17 (Питер). /Фото: lidushka-39.livejournal.com](https://kulturologia.ru/files/u23581/988796_original.jpg)
Дом на Клинском проспекте, 17 (Питер). /Фото: lidushka-39.livejournal.com
Однако избежать ареста в суровые годы репрессий ему не удалось. В 1934-м он был выслан в Куйбышев. Там ему было позволено работать в местных научно-исследовательских институтах.
Последние годы жизни Пётр Ваулин провел в Ворошиловграде (ныне – Луганске), где преподавал в техникуме. Даже во время оккупации города он продолжал заниматься своим любимым делом: работал управляющим-консультантом на кирпичном заводе, открыв мастерскую вместе со своим сыном и мечтая наладить обучение мастеров керамики, несмотря на то, что предприятие было под контролем немцев. Это сыграло в его жизни роковую роль: после освобождения города советскими войсками Ваулина обвинили в пособничестве фашистам, арестовали и отправили в тюрьму как изменника Родины. Скончался он в 1943 году, в заключении.
Через много лет после смерти, уже в 1989-м, великого мастера реабилитировали. При пересмотре уголовного дела в его действиях не было найдено состава преступления.
![Керамическая облицовка входа в библиотеку Института экспериментальной медицины. /Санкт-Петербург. /Фото:ceramicadecor.ru Керамическая облицовка входа в библиотеку Института экспериментальной медицины. /Санкт-Петербург. /Фото:ceramicadecor.ru](https://kulturologia.ru/files/u23581/ZVgBTbfh3sGfEndV2PkvA2H9s988d7L4TSvETCML.jpg)
Керамическая облицовка входа в библиотеку Института экспериментальной медицины. /Санкт-Петербург. /Фото:ceramicadecor.ru
Работа Ваулина и других мастеров в усадьбе Мамонтова принесла России немало шедевров. Мастерские Абрамцева достойны отдельного рассказа. Рекомендуем прочитать о том, как меценат Савва Мамонтов возродил русскую керамику
Текст: Анна Белова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: