История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



Русский импрессионист Константин Коровин казался, на первый взгляд, баловнем судьбы. Этот самобытный и талантливый представитель богемной дореволюционной среды виделся современникам весельчаком, красавцем и любителем женщин. Но только близкие друзья знали, что художник был глубоко несчастным в личной жизни. Не обошли горести и профессиональную деятельность, из-за чего признанный и почитаемый на родине гений умирал вдали от дома разоренным и разочарованным в жизни.


Божий дар и особая техника

Коровин страстно писал русские пейзажи, а умирал в эмиграции.

Коровин страстно писал русские пейзажи, а умирал в эмиграции.


Константин Коровин воспитывался в купеческой семье владельца ямского извоза. Отец со временем разорился, и семья переехала в подмосковные Большие Мытищи. В деревенских условиях мальчик и начал засматриваться на красоту природы. Воспитанием занималась мама, которая увлекалась акварелью. Позже Коровин часто вспоминал, как любил рассматривать на ее столе коробочки с красками. Его притягивал процесс разведения акварели на тарелке, а мамины рисунки будто уносили ребенка мысленно в далекие края. В 14-летнем возрасте Константин поступил в столичное училище живописи, где через время попал в класс пейзажа Алексея Саврасова. Передавать ощущения через краски природы будущего художника и научил знаменитый пейзажист. Молодой Коровин четко осознал, что в каждом написанном пейзаже должна скрываться история человеческой души. Просто передавать увиденный кусочек природы Коровину было неинтересно. Живописец Грабарь писал, что Коровин стал автором первой русской весны после саврасовских грачей и именно он начал череду всех последующих снегов и мартов, коими наполнилась русская живопись.

Когда Саврасов из-за болезни оставил училище, Константин поехал учиться в петербургскую Академию художеств. Но прижиться в новом месте не вышло: молодой художник тяготился тамошними условностями и вернулся в родное училище уже к Василию Поленову. Новый учитель и открыл Коровину искусство импрессионистов. Увлекшись новым течением, художник написал в 1883-м «Портрет хористки», который позже назовут «первой ласточкой русского импрессионизма». Но преподаватели-консерваторы не одобряли живописные новшества, и звание классного художника по окончании курса Коровин не получил. Он пользовался живописной техникой «alla prima», что переводится с итальянского, как «в один присест». По этой методике картина пишется одним сеансом до высыхания предыдущего слоя краски. Новые мазки наносились на сырые, что требовало высшего мастерства. Любая ошибка превращала работу в кашу. Его друг художник Серов говорил, что ему очень бы хотелось уметь, как Коровин, но не выходит. А живописец Нестеров подтверждал авторитетное мнение, сетуя: у Коровина само собой получается то, над чем остальным виртуозам приходиться биться. Даже наставник Поленов открыто признавал: «Мне есть чему учиться у Костеньки».

ЧИТАТЬ ЕЩЕ:За что высмеивали званые обеды художника Репина, и Что было не так с его детьми).

Приход советской власти

Парижские работы не принесли Коровину ни денег, на славы. /Фото: i.pinimg.com

Парижские работы не принесли Коровину ни денег, на славы. /Фото: i.pinimg.com


Коровин очень много работал. Он находил время и на картины, и на декоративные панно театра, и на оформление промышленных выставок. Занимался даже работами военно-прикладного характера. В Первую мировую к соображениям художника по позиционной маскировке прислушивались в военном министерстве. Константина Алексеевича даже назначили консультантом при Юго-Западном штабе фронта, где он осуществил удачный маскировочный проект и получил благодарность командования. Что касается деятельности Коровина в качестве театрального художника, то он успел оформить для Частной оперы Саввы Мамонтова и Императорских театров 84 оперы и 64 балета.

После революции Коровин продолжал жить в России, занимаясь памятниками искусства, организовывая аукционы и выставки и сотрудничая с театрами. С 1918-го жил в Тверской губернии, преподавал в государственных художественных мастерских. При этом художник никак не мог принять новую реальность. Он считал происходящее безумной деградацией, о чем писал в своих дневниках. Ему было больно видеть, что творят с Россией. Великий живописец своей эпохи считал, что богатую и успешную страну ведут в пропасть, совершая преступление против всего русского народа.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Как видели отдых у моря художники прошлого: Шезлонги, шляпки-канотье и белые оборки.

Смерть в нищете и вне признания

Художники в гостях у Саввы Мамонтова. Репин, Суриков, Коровин, Серов, Антокольский. /Фото: static.tildacdn.com

Художники в гостях у Саввы Мамонтова. Репин, Суриков, Коровин, Серов, Антокольский. /Фото: static.tildacdn.com


https://i.pinimg.com/736x/6a/c5/78/6ac578aa52f1916c6bfbdc6c4ffa45a3.jpg
Коровин часто бывал в Крыму, где появилось множество работ
В 1922-м Константин Алексеевич решился эмигрировать. Но он не собирался бежать, и получил разрешение на выезд во Францию от наркома Луначарского. Коровину позволили заграничную поездку для лечения сына-инвалида и супруги, у которой обострился туберкулез. Коровину был близок Париж, где он в молодости получал уроки мастерства, формируясь как художник-импрессионист. Но всё пошло не так, как мечталось. Картины, которые он для продажи решил переправить за рубеж, исчезли, протезы для калеки-сына оказались неудачными. Ребенок страдал, озлоблялся и даже пытался свести счеты с жизнью. Супруга ещё больше ослабла, потому что после переезда туберкулёз только обострился. Коровин работал с исступленной одержимостью, не щадя себя.

Коровин, Гурзуф. /Фото: opisanie-kartin.ru

Коровин, Гурзуф. /Фото: opisanie-kartin.ru


Он выдавал один за другим портреты, готовил сотни театральных декораций, но денег не хватало. В какой-то момент возникли проблемы со зрением, и пришлось переключаться на литературную деятельность. Никогда не бравший до того в долг, он начал одалживать средства, где только было можно. Но дома всегда лежала нетронутой сумма, которую Коровин отложил на возвращение в Россию. Скончался великий живописец после сердечного приступа, упав замертво прямо посреди парижской улицы. Хоронили его как нищего, потому что в чужом городе никому не было дела до русского художника. Эмигрантов там водилось множество, и большая их часть провели оставшуюся жизнь в нищете и безызвестности. Что же погубило Константина Коровина? Друзья-художники в один голос повторяли, что главной ошибкой стал переезд из России. На Родине Коровин был такой один.

Коровин часто бывал в Крыму, где появилось множество работ. /Фото: i.pinimg.com

Коровин часто бывал в Крыму, где появилось множество работ. /Фото: i.pinimg.com


Париж был не в состоянии оценить его талант. Художник Виноградов рассказывал, что дома Коровина почитали на высочайшем уровне. Он имел личный автомобиль, деньги и крымскую виллу. Во Франции же он оказался в сырой комнате с ветхой кроватью в углу и несколькими стульями. А все потому, что Россия ценила талант художника, а Европа — умение продавать. Коровин не был предпринимателем, а ушлые западные агенты его попросту обворовывали, оставив в итоге ни с чем.

Древнюю Грецию часто считают родиной всей западной цивилизации. Прочтите в другой нашей статье о том,существовал ли лабиринт минотавра и ещё 9 неразгаданных до наших дней тайн Древней Греции.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








2120
19.07.2023 21:18
В закладки
Версия для печати




Смотрите также