Свадьба в традиции любого народа – это сложный обряд, включающий в себя множество ритуалов, правил и атрибутов. В различных культурах брак долгое время воспринимался не как союз любящих сердец, а как договор между двумя родами. Чтобы невеста могла привлечь более состоятельного жениха, для неё собиралось приданое, демонстрирующее благосостояние её семьи. В Италии особенно богатые фамилии, выдавая девушку замуж, готовили для неё кассони – огромные сундуки, украшенные изысканной резьбой, дорогими тканями, а иногда – росписями на откровенные темы.
Кассони и кассапанки: в чём разница?
В культуре Италии эпохи Возрождения и периода Барокко каждый предмет мебели обладал своей историей и собственным предназначением. В доме богатой и знатной семьи во Флоренции обычно присутствовали многофункциональные сундуки кассони и кассапанки, демонстрировавшие всем гостям благосостояние своих владельцев. Чем же они отличались?
Функциональная разница двух этих предметов мебели кроется в их названиях. Если кассоне (от итальянского cassа – ящик), – это сундук, предназначенный в первую очередь для хранения и перевозки вещей, то кассапанка – это ещё и скамья, на которой можно не только сидеть, но даже спать (не случайно в названии присутствует слово «panca», которое переводится как «лавка»). Для удобства использования кассапанки снабжены высокими деревянными ручками и спинками, которые отсутствуют у кассони.
Кассоне, 1416-1465 вв., Флоренция / Фото: www.metmuseum.org
Однако главное различие между этими предметами мебели кроется не столько в их функциональности – и кассони могли быть использованы для сна, а в кассапанке хранили драгоценности - сколько в символике, которую они несли.
В то время, когда эти предметы интерьера имели наибольшее распространение, каждый этап в жизни женщины, будь то заключение брака или рождение детей, сопровождался сложным ритуалом, требующим использования определенной мебели, которая украшалась благопожелательной символикой, соответствующей торжественному событию.
Кассапанка XVI-XVII вв. / Фото: commons.wikimedia.org, Rijksmuseum
Стоит вспомнить, например, распространенные во Флоренции дески да парто – расписанные подносы для рожениц, сюжеты которых должны были пророчить малышу здоровье и счастливую жизнь.
Поэтому кассони, использующиеся в свадебном обряде, несли в себе соответствующую символику. Например, они часто украшались резными путти – веселыми ангелочками-малышами, постоянными спутниками Венеры, богини любви и плодородия. На парных сундуках, ставившихся в спальне новобрачных в единый фриз, изображали также и гербы двух семей – символ их союза.
Кассоне, середина XVI в., Италия / Фото: www.metmuseum.org
Особенно дорогие сундуки расписывались. Зачастую изображались сцены, рассказывающие о том, как должна вести себя примерная жена, притом сюжеты могли браться из древнегреческой мифологии, античной и современной литературы, истории и религии.
Сундуки детям не игрушка
Внешние доски кассоне были видны всем: их могли рассмотреть даже случайные прохожие и зеваки, заприметившие торжественный процесс переноса сундуков из дома невесты в палаццо жениха. Совсем другое дело – внутренняя роспись, предназначавшаяся исключительно для молодоженов.
Здесь морализаторство и вопросы женской добродетели отходили на задний план, так как изображения, спрятанные внутри кассони, стимулировали новобрачных к продолжению рода. Зачастую художники изображали на них хорошо сложенных молодых мужчин, а также нагих красавиц, возлежащих на подушках, иногда в компании игривых амурчиков. Однако в богатом флорентийском доме можно было встретить кассони с ещё более красноречивыми и чувственными сценами, которые не ограничивались лишь любовными преследованиями.
Внутренняя доска кассоне / Фото: www.pinterest.co.uk, Mirella Patzer
Стоит, тем не менее, помнить, что в эпоху Возрождения, когда тело человека перестало считаться источником греха, царил культ физической красоты, которой, как когда-то в Античности, снова стали восхищаться.
Считалось также, что подобные изображения способствуют скорой и удачной беременности и её легкому разрешению.
Ренессансная Италия и крестьянская Россия: неожиданные пересечения
Фраза «Бывают странные сближенья», принадлежащая А. С. Пушкину, как нельзя лучше описывает неожиданную связь между Италией эпохи Возрождения и Севером России, где в конце XIX – начале ХХ веков появились "русские кассони". Конечно, расписные сундуки существовали на Руси издревле – чего стоит их коллекция, хранящаяся в Государственном историческом музее. Однако именно в северных губерниях в третьей четверти девятнадцатого столетия они стали неотъемлемой частью свадебного обряда.
Русские сундуки / Фото: dzen.ru, Home and garden
В отличие от итальянских кассони русские сундуки имели меньшие размеры, хотя также могли использоваться не только для хранения и передачи приданого невесты, но и для сна. Расписывались они чаще всего растительными и геометрическими орнаментами, однако их стилистические особенности зависели от региона. Отличались они и цветами: сундуки из Вятской губернии часто было огненно-красными с контрастным желтым или черным рисунком, а из Великого Устюга – многоцветными.
На некоторых «кассони» из Грязовецкого уезда Вологодской области, где не сложилось развитой школы по их производству и росписи, встречаются самые разнообразные рисунки: от сложных геометрических фигур, узор которых напоминает детский калейдоскоп, до наивных примитивов с изображением букетов, цветов, снежинок и листиков.
Расписной крестьянский свадебный сундук. Грязовецкий уезд. Конец XIX - начало XX века. / Фото: dzen.ru, Home and garden
Отличаются оригинальным и утонченным рисунком сундуки из села Раскаты, что в Макарьевском уезде Нижегородской губернии. Местные мастерицы раскрашивали, как правило, только переднюю панель сундуков. Доска делилась на три части: боковые заполнялись мелким геометрическим узором, состоящим из маленьких разноцветных ромбиков, а центральная украшалась роскошными букетами цветов.
И русские свадебные сундуки, очаровательные в своей наивности, и итальянские кассони, жемчужины декоративно-прикладного искусства эпохи Возрождения, отражают особенности культуры, в которой они появились и были распространены. Большое об искусстве и традициях разных народов читайте в статье Мумия юной девушки и абсент: Какие тайны открыли ученым находки в 2000-летней гробнице Цербера
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: