Кадр из фильма «Три мушкетёра» 2013 года.
Глядя кино с д’Артаньяном, трудно было не задуматься — кто такие эти мушкетёры короля, что ходят без мушкетов и весь день свободно шляются по городу, и почему главному герою так важно стать одним из них? А дело всё в том, что королевские мушкетёры — не то же, что просто мушкетёры. У них была своя узкая и очень почётная роль.
Кто такие мушкетёры
Обычные мушкетёры — это род пехоты, вооружённый передовым на семнадцатый век оружием — огнестрельным. Мушкеты — дедушки ружей и винтовок. Стреляли из них, предварительно укрепив на опоре, как фотоаппарат на штативе. Больше выстрела в минуту сделать из мушкета было сложно (а чаще тратились две минуты), и поражало оружие только на относительно небольшом расстоянии — метров сто. Мушкет и подпорка вместе были довольно громоздкими штуками, с которой пехотинцы ходили не слишком элегантно.
Мушкетёры служили не только во французской армии. Вооружены были мушкетами армии на севере Индии, в мусульманском Сефемидском государстве и, конечно, во всех европейских странах. Как правило, в бою мушкетёры стреляли медленно, очень тщательно целясь, словно снайперы: одна пуля — один человек должен упасть замертво.
Обычные мушкетёры постоянно воевали тут и там.
Королевские мушкетёры
Король Людовик XIII, тот самый, которого играл Олег Табаков, имел основания беспокоиться за свою жизнь при дальних выездах. На королевский трон во Франции постоянно поглядывали разного рода герцоги — они ведь тоже были королевской крови. Людовик хотел быть уверенным, что выезд из дворца не обернётся несчастным случаем на охоте, когда сразу несколько охотников разрядили карабины в короля.
Он создал по примеру своего отца, короля Генриха IV, личную гвардию, все обязанности которых заключались именно в том, чтобы во время выездов постоянно держаться начеку и быть готовыми отстреливаться в окружении или обнажить свои шпаги за короля. Главным отличие от личной гвардии Генриха было вооружение — более современные мушкеты вместо карабинов — и хорошая подготовка. Мушкетёры короля должны были одинаково метко стрелять и лихо фехтовать. От них требовалась идеальная физическая форма и бесконечная преданность королю.
Мушкетёры короля должны были отлично стрелять, отлично фехтовать и быть абсолютно бесстрашными.
Именно по этим критериям в королевские мушкетёры отбирали, во-первых, очень молодых дворян, во-вторых, из очень хороших, зарекомендовавших себя как всегда хранивших свою честь и преданностью королю семей, в-третьих, лучше с окраин — амбициозность и отсутствие связей со знатью центральной Франции были лучшей рекомендацией того, что мушкетёры на службе будут из шкуры вон вылезать. Именно потому и де Тревиль, и д’Артаньян, и как минимум два из трёх мушкетёров — гасконцы, по нашим меркам это как если бы покорять столицу времён Российской Империи приехали уроженцы, например, казачьей Кубани или грузинские князья.
Хотя непосредственно службу королевским мушкетёрам доводилось нести далеко не каждый день, ожидалось, что свободные дни они будут тратить на то, чтобы поддерживать форму. Возможно, именно поэтому книжный Людовик сквозь пальцы смотрит на то, что его мушкетёры нарушают запрет на дуэли — ведь смертельная схватка подготовит их к настоящему сражению за короля лучше, чем дружеские поединки.
Понятно также, почему в книге на каждого из положительных героев врагам приходилось нападать скопом, чтобы одолеть — ведь королевские мушкетёры были лучшими бойцами страны, чем-то вроде спецназа по уровню крутости.
Три мушкетёра побеждали почти всех на своём пути не потому, что автор был далёк от реализма, а из-за того, что других в мушкетёры короля не брали.
Самые современные и самые модные
У мушкетёров короля была самая красивая во Франции форма — по желанию самого короля. Она представляла из себя лазоревую (ярко-голубую) накидку, расшитую серебряными галунами и большими белыми крестами. Крест нашивали из бархата, чтобы он красиво мерцал, и украшали золотыми королевскими лилиями на концах и алыми трилистниками в сердцевинке.
Все королевские мушкетёры должны были ездить на «серебряных» — то есть серых в яблоко или белых — конях. Во время выездов мушкетёры короля были вооружены до зубов. Во-первых, конечно, мушкет и два пистолета. Во-вторых, шпага на случай схватки на земле и палаш — если придётся сражаться верхом. В-третьих, дага — кинжал для левой руки, тоже для схватки на шпагах. Ну и, конечно, буйволовая перевязь, увешанная мешочками с пулями и порохом.
Мушкетёры были очень стильной гвардией.
Несмотря на такие требования ко внешнему виду, вооружению и подготовке мушкетёров, за счёт казны им выдавался только мушкет. Остальное королевский спецназ приобретал за свой счёт (или за счёт богатой любовницы, как Портос). Где взять денег было постоянной головной болью королевских мушкетёров.
Реформы д’Артаньяна
Любителям истории про трёх мушкетёров будет приятно узнать, что со временем бойкий молодой гасконец сменил де Тревиля на его посту. И провёл ряд значительных реформ.
Во-первых, д’Артаньян серьёзно омолодил королевских мушкетёров. Теперь это была одновременно гвардия из очень молодых (с замечательной реакцией) людей и нечто вроде военной академии. В мушкетёры стали брать с шестнадцати-семнадцати лет, и через четыре года, получив офицерское звание, гвардеец шёл в любое другое армейское подразделение — там его принимали с раскрытыми объятьями. Конечно, самые искусные и умные оставались в королевских мушкетёрах.
Во-вторых, он, наконец, решил вечно больной для молодых мушкетёров вопрос, где жить, построив «Отель мушкетёров» — то есть нечто вроде хорошего общежития. В-третьих, в роте завели собственных хирурга и аптекаря, что позволяло оперативно получать помощь при ранениях, а не бегать по городу в поисках свободного хирурга. В общем, д’Артаньян разом решил все те проблемы, от которых, если верить Дюма, очень мучился поначалу в Париже.
Далеко не всегда, правда, герои кино и книг похожи на своих исторических прототипов. Каким на самом деле был король Людовик XIII, и почему он не похож на киношного героя Табакова.
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Поэтому прототип главного героя и дослужился до маршала
Рота мушкетеров гвардии короля Франции и Наварры (Compagnie des Mousquetaires de la Garde du Roi de France et de Navarre) образована только в 1629 году.
С 1622 по 1629 они назывались Мушкетерами гвардии короля Франции и Наварры (Mousquetaires de la Garde du Roi de France et de Navarre) и входили в Роту легких всадников гвардии короля Франции и Наварры (Compagnie des Chevaux- du Roi de France et de Navarre). C 1622 года по 1627 год мушкетерами командовал лейтенант этой роты Жан де Берар де Монтале. А с 1627 года его племянник Эркюль-Луи де Берар де Монтале Вестрик. При нем мушкетеры и стали ротой (Compagnie), а он стал их первым капитан-лейтенантом.
*
Во время проводимой Людовиком XIII (II) компании (1620-1622 гг.) по подавлению в Гаскони и Беарне первого восстания гугенотов, он столкнулся с тем, что конные стрелки вооруженные аркебузами (карабинами) с колесцовым замком и калибром от 11 до 17 мм, значительно уступают по огневой мощи пешим мушкетерам, вооруженным длинноствольными мушкетами ("двойными аркебузами") с фитильным замком и калибром от 21 мм. Но недостаток мушкета заключался в том, что из него можно было стрелять только с земли и совершенно невозможно находясь в седле.
Вот тогда молодой король и вспомнил опыт итальянской войны 1551-1559 года, в которой маршал Франции Бриссак для обеспечения мобильности своих мушкетеров посадил их на коней и которые бой вели как пехотинцы, а на конях только перемещались. Но в собственной гвардии Луи XIII (II) решил развить опыт Бриссака и усовершенствовать подобный мобильный отряд мобильных мушкетеров.
Людовик из части менее любимых им двух рот, которые его отец Генрих IV (III) создал в 1602 году как гвардию дофина Луи, и которые Луи присоединил к гвардии короля взойдя сразу на трона - Франции и Наварры в 1610 году, создает отряд всадников-пехотинцев, которые бы могли в зависимости от обстоятельств выступать в качестве мушкетеров или в качестве легких всадников. В дальнейшем "в обязательную комплектацию мушкетера" войдет слуга-оруженосец из солдат, который будет возить мушкет и при необходимости выдавать его мушкетеру, забирая коня.
* Мушкетеры образованы в составе Роты легких всадников и из солдат этой роты. И в отличии от второй и престижной Роты жандармов гвардии короля Франции и Наварры (Compagnie des Gendarmes), которая составляла гвардию дофина, в ней не было дворян. Привилегию получать дворянство за выслугу лет в роте, как это было в роте жандармов, мушкетеры получили только в 1629 году. С 1634 года в роту начали набирать дворян, а с 1657 года, когда роту восстановили, это стало обязательным требованием. Тогда же в роте мушкетеров стали появляться первые гасконцы и первым из них был капитан королевской гвардии Шарль Ожье де Батц, шевалье Д’Артаньян (в будущем граф де Кастельмор), который в 1657 году был назначен на должность второго лейтенанта этой роты, 1665 году ставший лейтенантом и в 1667 незадолго до назначения его губернатором Лилля, капитан-лейтенантом I роты мушкетеров гвардии короля Франции (что соответствовало армейскому полковнику).
А в гвардии короля, гасконцы появились только через 8 лет после падения в 1628 году последнего оплота гугенотов Ла-Рошели. Это произошло в 1636 году, когда в Полку Французской гвардии создали вторую роту кадетов специально для гасконцев.
Кстати, бывшая гвардия дофина: роты жандармов и легких всадников носили плащи красного цвета — это цвет Наварры. Людовик XIII (II) любил красный цвет и именно он стал цветом формы сформированного в 1616 году Полка швейцарской гвардии, который кроме Лувра охранял в Париже все важные объекты. Включая дворец Пале-Кардинале, который был сосредоточением светской и политической жизни Парижа и в котором король бывал практически ежедневно. Этот полк известен как швейцарцы-смертники и именно ему в Швейцарии поставили памятник.
А белые "греческие" кресты на плащах конной королевской гвардии появились как раз во время жестоких подавлений протестов в бунтующей Гаскони, гугеноты которой носили желтые восьмиконечные кресты.
Роты жандармов и легких всадников это старейшие роты "Красного дома" (стражи вне Лувра), сформированного в составе Военного дома короля Франции в 1671 году.
*
История знаменитых "мушкетерских плащей" (плащей-казаков) берет свое начало с церемониальной формы старой конной гвардии королей Франции. Эти плащи на церемониях носила рота сопровождения, которая занимала почетное место сразу за дежурной ротой гвардейцев-телохранителей. До присоединения к гвардии короля двух новых рот, это были четыре роты "Дворян вороньего клюва", две из которых были расформированы сразу а две оставшиеся были расформированы в 1629 году и их место заняли мушкетеры и жандармы, которые и надевали эти плащи, когда занимали почетное место в кортеже.
Как раз к разгону Роты мушкетеров в 1646 году эти две роты были восстановлены (II рота в 1643, а I рота в 1646) и до восстановления в 1657 году роты мушкетеров гвардии либо они, либо жандармы носили эти плащи.
С 1657 года эти плащи стали носить только мушкетеры гвардии. А в 1671 их заменили на супервесты синего цвета с "римским" крестом, которые покрывали кирасы, которые мушкетеры должны были носить в боевой обстановке.
*
Возможно, что конкуренция между жандармами и мушкетерами и легла в основу мифа о "гвардейцах кардинала", которых не существовало в природе в том виде, который нам преподносит Дюма. Гвардия (стража) кардинала это всего несколько человек телохранителей, которых было меньше десятка.
Упомянутые "гвардейцы" это отряд легких всадников (конных аркебузиров или карабинеров) гвардии короля из 50 человек которые сопровождали Ришелье в 1626 году и гораздо более серьезного отряда из 100 жандармов, 100 легких всадников конной гвардии и 100 мушкетеров из полка швейцарской гвардии, который сопровождал Ришелье в 1634 году во время заморочек в Лотарингии.
Так же в миф о "гвардейцах кардинала" вошло реальное предпочтения которые имел "красный герцог" к выходцам из Нормандии, Пикардии и Бретони. Как адмирал Франции он создал навигационную школу, где начал готовить кадры для флота Франции и в неё предпочитал набирать выходцев из приморских провинций. Его опытом в этом спустя десятилетия использовал будущий император Петр I, отдавая предпочтения поморам.
*
Самое забавное, что мушкетеры Ришелье и мушкетеры Мазарини существовали в реальности. Первые служили в 1551 году в королевском полку Ришелье (отца Арман Жана - Франсуа дю Плесси де Ришельё), рота которого стала гвардейской ротой а Франсуа дю Плесси стал её капитан-лейтенантом, пока его не повысили до должности Великого Прево. Эта рота в дальнейшем стала одной из рот которые стали основой для Полка Французской гвардии.
А вторые были мушкетерами Итальянского пехотного полка, в котором Мазарини был шефом. В те времена полки редко имели название и чаще их называли по фамилии командира или шефа полка. Мушкетеров полка в котором Мазарини был шефом он и "подарил" молодому Людовику XIV на свадьбу, настояв на том, что у того должны быть собственные верные люди. Именно они станут "малыми мушкетерами" пока не получат коней, а затем "черными мушкетерами" — II Ротой мушкетеров гвардии короля Франции, а с 1671 года II Ротой мушкетеров Военного дома короля Франции.
Только вот "гвардейцами кардинала" ни одни, ни вторые не были. Они были гвардейцами короля. Либо короля Франции, либо короля Франции и Наварры.
*
У обоих кардиналов не было необходимости содержать собственные отряды, тем более, что после разгрома Ордена Тамплиеров в Париже могли находиться только гвардия короля Франции и гвардия Великого Прево Парижа.