Благодаря татаро-монголам
Ямская гоньба / ФОТО: www.shkolazhizni.ru
В период татаро-монгольского нашествия, когда русские княжества жили разрозненно, появилась острая необходимость поддерживать связь друг с другом. Именно в ту пору началось развитие так называемой ямской службы, которую можно назвать прародителем современной почтовой системы. Иронично, что станции, где гонец мог поменять лошадь и гнать дальше, устроили татаро-монголы, они же стали называть их «ямы», закрепив за ними такое наименование. В переводе «ямчи» означает «проводник».
В самой Золотой Орде подобная служба уже была достаточно развита, было поголовье лошадей, а у посыльных специальные удостоверения. Благодаря последнему ямщику должны были оказывать содействие – пустить переночевать или накормить.
На лошадях гонцов были установлены специальные колокольчики, которые предупреждали о его приближении. Ведь если гонец спешит с очень срочной новостью, то останавливаться на отдых у него не было времени и возможности и ему должны были подготовить другую лошадь, как только послышался звук колокольчика. С этих же времен пошло устоявшееся выражение «дело в шляпе». Ямщики нередко подшивали то, что необходимо передать, в самое надежное место – под подклад шляпы. Так и стали говорить про практически решенное дело, дескать, оно в шляпе.
Ямщик, не гони лошадей! / ФОТО: www.rbth.ru
Параллельно с ямской службой существовала такая повинность как подвоз. На население была возложена обязанность перевозить военную амуницию, доспехи, хотя это могло быть все, что угодно. Ямская гоньба также сначала являлась повинностью, которая была возложена на людей, проживающих в крупных населенных пунктах. Позже в качестве ямщика стали выбирать людей, которые занимались этим на постоянной основе. Их называли «ямской охотник», - человек, занимающийся этим по своей охоте.
К ямщику предъявлялись особые требования, к тому же должность была выборной. Это должен был быть порядочный человек, у которого есть не меньше трех лошадей, а также сани, повозка, необходимые для перевозки грузов. По социальной лестнице ямщики стояли выше крестьян, но ниже служивых. Они освобождались от многих повинностей. В целом, быть ямщиком было достаточно престижно.
В 16 веке ямская служба была уже достаточно широко распространена. Контролировал ее работу лично государь, в ведении которого находились все дороги. После появился отдельный ямской приказ. В 17 веке новый виток развития – стали поступать новости из-за рубежа. Этим занимался голландский предприниматель, которому платили рублями и соболиными шкурами. В основном его обязанности заключались в том, чтобы привозить газеты из Европы, на основе которых составлялся некий краткий обзор для царя и думы из бояр.
Читайте так же: Крики "Ура", патриархат и другие привычки, которые позаимствовали русские в Золотой Орде
Почта вместо ямской службы
Первые почтовые отделения появились в крупных городах / ФОТО: www.old.bigenc.ru
Петр Первый, конечно же, привнес свои изменения и в эту сферу. Увеличилось количество почтовых маршрутов, в больших городах появились почтовые отделения. К началу 19 века насчитывалось почти 500 почтовых отделений, а работе почты было задействовано почти 5 тысяч человек и их число постоянно увеличивалось, потому что и количество обслуживаемых маршрутов росло с каждым днем. Почтовая служба оказалась весьма доходным делом, причем чаще письмами обменивались частные лица, а государственная документация пересылалась реже.
Почтовую связь того времени нередко называли немецкой. Это связано с тем, что российская газета представляла собой некий дайджест из зарубежных новостей. Да и само слово «корреспондент», обозначало человека, который обрабатывает зарубежные новости и присылает их в газету. К тому же письма от частных лиц доставлялись аж с самой немецкой слободы. Такой связью с заграницей пользовался и государь. В среднем, ямщик мог доехать до границы со Швеции за 11 дней.
Несколько изменилось и социальное положение почтальонов. Их рабочий день длился до 16 часов, все это время они проводили с тяжелой сумкой, проходя пешком 20-30 километров в день. Уже тогда они носили специальную униформу, которая делала их узнаваемой. Чаще всего почтальонами работали мужчины, женщины, если и были заняты в работе почтовых служб, то в канцелярии. Причем, с ними работало соглашение об увольнении, в случае если работница выйдет замуж.
Марки и почтовые ящики
Первые почтовые марки появились как способ борьбы с очередями / ФОТО: www.naked-science.ru
Марки появились в качестве борьбы с очередями. Ведь для того чтобы письмо зарегистрировали, людям приходилось отстаивать огромные очереди. После появления марок эта необходимость отпала, письмо можно было просто бросить в почтовый ящик, как это происходит и сейчас. Уже тогда их окрашивали в синий цвет, ставший для почты России традиционным.
К февральской революции насчитывалось около 20 тысяч почтовых ящиков по всей стране. В 30-е годы было введено новшество. Для того чтобы охватить большее количество населения, почтовые ящики стали делать передвижными и крепили к трамваям. Несмотря на то, что идея казалось весьма продуктивной, она не прижилась и почтовые ящики снова стали стационарными.
Открытка, на момент своего появления, носила несколько другое предназначение. Если для тех, кто еще успел заставить советский открытко-бум, где они были настоящим произведением искусства, они связаны с праздником и поздравлениями, то поначалу они скорее выполняли роль телеграммы. Причем открытой, ведь любой почтовый служащий видел текст обращения. Да и само слово «открытка» предполагает, что оно и преподносится в открытой форме.
Поначалу открытки были просто с пустыми строчками для текста. Потом их стали использовать как способ агитации и пропаганды, часто размещая на них карикатуры, высмеивающие правительство. В результате, была введена специальная цензура, которая запрещала размещать на таких телеграммах что-то против закона, норм общественного порядка и нравственности. Кстати, именно большевики использовали открытки как место для своих догм.
В конце 19 века открытки впервые стали красиво иллюстрированными, первая серия была посвящена работникам московских улиц. Среди них были молочники, дворники, палаточные торговцы и другие.
Читайте так же: Кто в XX веке пользовался голубиной почтой, и как один голубь спас целый батальон
Военные годы
Во время войны нагрузка на почту увеличилась в разы / ФОТО: www.histrf.ru
В 20-30-е годы в отделениях почтовой связи активно шел процесс автоматизации. Различные механизмы позволяли ускорить работу и сделать ее проще. Активное внедрение технологий в эту сферу прервала начавшаяся Вторая Мировая война. Сократилось число работников, время их работы, часть отделений эвакуировали. Нагрузка на почту по понятным причинам возросла. При этом ежемесячно на фронт отправлялось полсотни миллионов писем и посылок.
Почтамты как стратегически важные объекты подвергались регулярным усиленным бомбардировкам. В обязанности сотрудниц теперь входило и обеспечение собственной безопасности – дежурные снимали с крыш зажигательные бомбы.
На почту же приносили радиоприемники, которые собирали у населения в начале войны, поскольку фашистская сторона активно вела пропаганду по ним. Причем принимали их на временное хранение, оформляли по документам, а затем выдавали обратно.
После 1943 года закрытые отделения возобновили работу, а к концу войны хлынул шквал посылок из-за границы.
Российской почте уже более тысячи лет, и она считается одной из старейших в Европе. Видоизменяясь и подстраиваясь под требования времени, она остается основным способом доставки товаров и документации, несмотря на глобальное развитие технологий. Как назначали свидания, когда не было телефонов и интернета: Прелести доцифровой советской эпохи
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: