По некоторым данным, больше трети одежды, которую приобретают сейчас покупатели, – черного цвета. И только каждая десятая вещь – белая, это второй по популярности цвет. Интересно, что не только на современных фотографиях, но и на картинах трех-, пяти-, семивековой давности нередко изображены люди опять-таки в черной одежде. Другой вопрос, что способы получения этого цвета со временем изменились весьма радикальным образом – когда-то краситель добывали из обожженных плодов растений и костей животных. Почему так получилось, что черный не выходит из моды на протяжении нескольких веков?
Как начинали «носить» черное
В древности черную краску добывали смешением угля и смолы – и использовали ее и для письма и рисования, и для придания одежде темного цвета. Уже довольно давно черный цвет стал ассоциироваться с трауром – еще в Древнем Риме был в ходу такой способ выражения скорби по ушедшим близким. Средневековый черный был скорее просто темным – окрашивание смешанной с маслом жженой корой не придавало ткани насыщенного стойкого оттенка. В XIV – XV веках технология стала чуть более совершенной: использовались части виноградной лозы, косточки персика, вишни, или жженое льняное масло, или измельченные жженые кости.
Преимущества черного ценили художники Возрождения
Краску, смешанную с яичным желтком, применяли живописцы Возрождения. А сами «натурщики» щеголяли в одеждах яркого черного цвета, да еще и в дорогих тканях. С открытием красителя из чернильных орешков, «дубового яблока», дорогого и придающего одежде насыщенный черный цвет, интерес к таким одеяниям возрос. Черный стал в XV веке модным – главным образом как достойная альтернатива красному – яркому, дорогому, вызывающему, доступному уж совсем немногим, к тому же тем, кто часто не знал меры в демонстрации роскоши; а это уже тогда считалось несколько дурным вкусом.
Черный носили вместе со ставшими очень популярными кружевами
Черная одежда смотрелась строже и элегантнее, демонстрировала достоинство и сдержанность, смирение и умение себя подать. Не стоит забывать и о том, что в силу действовавших в некоторых странах «законов о роскоши», некоторые виды одежды и некоторые цвета было разрешено носить лишь знати. Поскольку алый, красный входил в число таких эксклюзивных оттенков, богачи без аристократического происхождения прибегали к подобной «черной» альтернативе. Вскоре моду переняли и сами аристократы, да и короли тоже: множество портретов XV – XVI веков показывают монархов в черном бархате.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как контролировали уровень богатства граждан чиновники прошлого: Законы о роскоши.
Как черный стал главным цветом одежды в Европе
В Голландии XVII века вошли в моду белые объемные кружева в сочетании с черной тканью платьев – это смотрелось гораздо эффектнее, чем драгоценности. Впрочем, и для бриллиантов черный цвет оказался выгодным фоном – факт, который по достоинству оценили живописцы. Одновременно отражая модные тенденции среди богачей и аристократии, черный оставался цветом траурным, а еще оказался востребован у католических, православных священников и монахов, а потом и протестантов как цвет скромный и смиренный, приличествующий праведному христианину.
Поначалу носить черное могли себе позволить только состоятельные люди
В XVIII веке европейская мода, особенно мужская, сделала шаг в сторону цветов посветлее и поярче – то был последний в истории период, когда представители сильного пола по умолчанию не одевались бы в черное. С окончанием Французской революции яркие краски стали уходить в прошлое, гардероб «почернел»; в следующем столетии окончательно установилась традиция для мужчин носить фраки, вицмундиры и сюртуки в основном черного цвета.
Мода на траур в викторианскую эпоху сделала черный цвет самым востребованным. Источник: pinterest.com
Одновременно с развитием технологий производства и появлением синтетических красителей яркий черный цвет перестал быть прерогативой лишь немногих, стал доступен практически любому европейцу. В черную униформу «одевали» прислугу. Но высший класс от традиций носить этот цвет совершенно не собирался отказываться. Большое влияние на содержимое гардеробных комнат XIX века оказала английская королева Виктория, носившая рекордно долгий траур по любимому супругу и сумевшая «заразить» подданных привязанностью к черной одежде.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Мода на траур в викторианской Англии: Как возникла и кому это было выгодно.
Двадцатый век и «новый черный»
Для художников модерна значение черного цвета переоценить невозможно, Ренуар называл его королем цветов, Малевич так и вовсе сводил суть искусства к геометрической фигуре черного цвета. Новый вид искусства – кинематограф – только усилил интерес модников к черному: в своем стремлении подражать любимым актерам и актрисам зрители были просто вынуждены ориентироваться на этот цвет, ведь кино тогда было черно-белым.
Маленькое черное платье Шанель
Коко Шанель подарила миру идею маленького черного платья, с удовольствием подхваченную и другими кутюрье. Великая мадемуазель и сама предпочитала носить одежду этого цвета, говоря о черном как об идеально гармоничном, абсолютно красивом цвете. Впоследствии черный уже не выходил из моды, становясь характерным признаком то одной, то другой субкультуры или служа средством создания элегантного образа.
В английском языке закрепилось выражение «новый черный» – так говорят о том, что стало модным, будь то другой цвет, или тенденции, или явления. Сам же черный от капризов моды не зависит, оставаясь беспроигрышной классикой. Среди его пусть не бесспорных, но все же общепризнанных достоинств – способность оттенять белизну кожи, создавать стройный силуэт и служить безупречным фоном для модных экспериментов.
А вот какие темные тайны скрывали монахи Средневековья - божьи люди в черных одеждах.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: