Литература   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



Что такое Родина знает каждый ребенок. Всякий гражданин в той или иной степени любит и воспевает свое родное и близкое по детству местечко. Вот только времена порой бывают не совсем справедливые. Часто, даже истинным патриотам, достается «отечественный пендель». Кому-то в виде психушки, тюрьмы или депортации из страны, а иному вообще- запрет на творчество или смерть. За что придрались служители цензурного лит общества к Валерию Тарсису? Почему здравомыслящего ветерана войны, орденоносца, известного редактора издательства «Художественная литература», переводчика книг с шести иностранных языков отправили в психушку?

Творческое восхождение


Валерий Яковлевич Тарсис появился на свет в пролетарской семье, в 1906 году. Детство и юность провел в Киеве. В школе увлекся историей и литературой. Поэтому за школьным аттестатом последовал диплом специалиста по западноевропейской литературе и кандидатская степень за диссертацию «Поэзия раннего Ренессанса».

Началась блестящая литературная карьера. Первой книгой стал справочник «Современные иностранные писатели». По сути, он создал книгу, которой ему так не хватало, когда готовился к защите своего проекта.
Книга «Современные иностранные писатели: био / библиографический справочник». / Фото: www.auction-imperia.ru

Книга «Современные иностранные писатели: био / библиографический справочник». / Фото: www.auction-imperia.ru

Затем в журнале «Новый мир» стали печататься его рассказы. Одной из первой рассказанной им историей была «Ночь в Харачое».

Спустя три года, издается первая художественная повесть «Дездемона». Валерий Яковлевич работает в одном из самых крупных издательств, переводит и редактирует произведения с французского, итальянского, немецкого, английского, испанского и польского.

Грянула Великая Отечественная война. Тарсис отправляется на фронт, в качестве корреспондента армейской газеты. Не потому что призвали или послали, а по велению сердца, просто не мог оставаться в тылу, когда на передовой идет бой. В Сталинградской битве тяжело ранили, долго восстанавливался, но снова уехал на фронт.

После Победы вновь занялся привычной издательской работой, вел активную общественную деятельность, стал сочинять сатирические романы. Писателю очень хотелось дать народу что –то смешное, нужное, ведь колесница военных действий принесла много горя. Да и в мирной жизни после боев, перед взором человека из окопа, вдруг ярко стали высвечиваться несправедливые эпизоды.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему барды могли появиться только в СССР и только в 1960-е годы>>

Общаясь в литературных кругах «шестидесятников» Валерий Яковлевич впитывал все новые стили и течения, которые придумывает молодое поколение. Наблюдая, а порой даже активно участвуя в судьбах свободомыслящих писателей и поэтов, вдруг осознает, что государственная цензура никогда не допустит отклонений от соцреализма.

Друзья переправляют его сатирические рукописи в Англию, публикуют в журналах под псевдонимом Иван Валерий. Шаг смелый и отчаянный, за которым непременно последовала реакция КГБ. За ним стали наблюдать.

Абсурды и курьезы жизни


Самиздат – самая удивительная вещь, которую придумали литераторы, которых не печатали по каким-то причинам. Чаще всего это были не форматные вещи, не вписывающиеся в идеализированную картинку про жизнь в социалистической стране простых людей. Не важно, что многие вещи присутствовали, их словно не замечали, отмахивались. О чиновниках, которые не желали вникать в проблемы посетителей Тарсис написал повесть «Сказание о синей мухе». Книгу издали самиздатовцы, она быстро распространилась по читателям.
Книга «Сказание о синей мухе». / Фото: vtoraya-literatura.com

Книга «Сказание о синей мухе». / Фото: vtoraya-literatura.com

Естественно, что у представителей власти, особенно у Н.С.Хрущева, сюжет и герои вызвали швал недовольства и негодования. Последовало указание автора с работы уволить и отправить в психбольницу, под предлогом того, что адекватный литератор не станет делать героем синюю муху. Вчерашние товарищи из Союза писателей, КПСС и издательства могли бы оказать ему поддержку, вступиться за него, но ничего не предприняли.

В защиту выступили родные и друзья. Волна протеста поднялась на международный уровень. Были выпущены даже листовки, которыми обклеивали все парадные, столбы, двери в местах, где ходили чиновники, которые приняли такое жесткое решение. Тарсиса выпустили.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: 8 советских гениев, которым медики поставили диагноз «шизофрения» >>

Семь месяцев лечения в Московской психиатрической больнице имени Кащенко от болезни, которой нет, в корне поменяли отношение Валерия Яковлевича ко многим вещам. Он объявляет о выходе из коммунистической партии и союза писателей. Начинает активно трудиться в самиздательском журнале «Сфинксы». О пережитом кошмаре подробно Тарсис напишет в автобиографической повести «Палата №7» Первая ее публикация прошла в журнале «Грани».
Книга «Палата №7». / Фото: interra. market

Книга «Палата №7». / Фото: interra. market

«Палата №7» это своеобразный отчет Тарсиса о пребывании в лечебном заведении известном в народе под названием «Канатчикова дача». Главный герой автобиографического повествования – русский писатель Валентин Алмазов обвиняется по тем же пунктам, что и сам Валерий Яковлевич. Прослеживая все происходящее глазами пациента, читатель невольно начинает сравнивать тюрьму, сталинский лагерь и психлечебницу.

Поломанные судьбы, подорванное здоровье, униженное человеческое достоинство – вот плата за желание иметь собственное мнение на политическое и не только устройство в стране. Известные художники, литераторы, деятели науки и культуры, даже монахи – всем уготовлен один диагноз, одно лечение, почти один исход. И это в стране, где все имеют права и свободы?

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Налог на бездетность и другие самые жесткие и нелепые законы, которые действовали в СССР>>

Автор мастерски использует гротеск и сравнения. Розовощекий врач, профессор Штейн ведет с «больным» писателем Алмазовым не беседу, скорее допрос. Пациент бледный, с темными кругами под глазами старается не уронить собственное достоинство, держится из последних сил, пытается даже шутить. Но не все врачи этого лечебного заведения единогласны в своих поступках. Даже в этой среде имеются герои со своим мнением.

Пожилой психиатр, профессор Нежевский, говорит своему знакомому иностранному коллеге, что лечение таблетками свободомыслия отвратительно. Этот давно известный метод, ведущий в никуда, бесчеловечен и противозаконен по сути.

Как и в случае с самим автором, на выручку Алмазова приходит общество. Иностранные коллеги поднимают шум в прессе, близкие друзья пытаются «достучаться» до властей листовками, письмами, пикетами. И в этом весь курьез: все, кто вчера вручал ордена, называл по имени отчеству, на партийных собраниях спрашивал мнение о разных вещах, не заступились за соратника по литературному цеху.
Книга «Недалеко от Москвы» из цикла «Рискованная жизнь Валентина Алмазова» (всего 9 книг) / Фото: interra. market

Книга «Недалеко от Москвы» из цикла «Рискованная жизнь Валентина Алмазова» (всего 9 книг) / Фото: interra. market

Тарсис заставляет нас задуматься, чем руководствуются чиновники, имеющие возможности, власть. Какими принципами они живут? В эпоху тоталитарного режима это было дерзко, смело, но очень опасно.

В год, когда Валерию Яковлевичу исполнилось 60 лет, ему предложили уехать из страны, выдав визу в ФРГ на полгода. А спустя чуть больше недели, был издан приказ, по которому его лишили гражданства и права возвращения в СССР, из архивов литфонда убрали все его фото и тексты. Три года он прожил в ФРГ, затем переехал в Швейцарию. Написал ряд романов и пьес, но к сожаленью, многие так и не опубликовал.
Книга «Седая юность. Рассказы, написанные иголками в уголках глаз». / Фото: www.gornitsa.ru

Книга «Седая юность. Рассказы, написанные иголками в уголках глаз». / Фото: www.gornitsa.ru

Находясь за границей, Тарсис читает лекции в Геттисбергском колледже, Лестерском университете. Несколько раз его приглашали к выступлению с лекциями в Сорбонне, университетах Неапаля, Женевы, Осло.

КГБ СССР несколько раз пыталась сорвать его литературную карьеру. По месту его работы были отправлены официальные письма. В посланиях рекомендовали руководителям учебных учреждений обратить внимание, что Тарсис психически не здоров, поэтому не может вести преподавательскую деятельность и не способен на создание литературных произведений.

К счастью, скомпрометировать блестящего оратора и логически грамотного лектора им не удалось.
Фото из местного архива Трондхема. / Фото: www.flickr.com

Фото из местного архива Трондхема. / Фото: www.flickr.com

В сборнике «Казнимые сумасшествием» Тарсис дал показания о том, как в СССР с помощью психиатрии избавлялись от деятелей искусства и литературы,политически неугодных властям.

В последние годы жизни он не раз говорил, что, оглядываясь на прошлое, понимает, как стал одним из первых «шестидесятников», кому пришлось пройти дорогу через сумасшедший дом и не свихнуться от этого.

За свои прожитые 76 лет он дважды был женат. Первая супруга – Роза Яковлевна Алкснис, дочь двоюродного брата Я.Алксниса, известного советского военного деятеля, командарма 2-го ранга. Вторая спутница жизни – гражданка Швейцарии Ханни Тарсис.

Он умер дома, в Берне, Швейцарии. В последний путь его провожали коллеги и близкие друзья. А вот еще одному эмигранту, которого тоже в СССР сажали в психушку, не так повезло, как Тарсису. Ни страны, ни погоста: Почему тело Иосифа Бродского было захоронено лишь спустя полтора года после его ухода.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1638
19.12.2023 13:56
В закладки
Версия для печати




Смотрите также